Крестовые походы и их значение на международной арене

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Имели ли Крестовые походы какие-нибудь долговременные последствия? Оказали ли они в какой-либо степени благотворное влияние на жизнь народов Запада и Востока, принесли ли с собой что-нибудь ценное и полезное?
В этой работе я попытаюсь ответить на поставленные выше вопросы, дать оценку воздействия крестовых походов и подвести некий итог.

Работа содержит 1 файл

Курсач!2010!.docx

— 66.97 Кб (Скачать)

 

Уже начиная с 1188 года, все  великие государи Запада  отправляются в крестовый поход. Император  Фридрих I Барбаросса возглавляет одну из самых многочисленных армий (по некоторым подсчетам, его армия насчитывала около ста тысяч человек, хотя Сессиль Морисон пишет, что их вряд ли было больше двадцати тысяч18 .

Несмотря на предварительные  переговоры, проход через Византию чпеват настоящими военными действиями,  которые являются характерными для  предыдущих походов: Фридрих захватывает  Филиппополь, Адрианополь и движется на Константинополь. Исаак Ангел вынужден подписать мир и обеспечить свободный проход армии в Азию19. После этого последовал разгром турок у Иконии. Это стало последней победой Фридриха, потому что он утонул при переправе через реку Салеф (Киликия). Обескураженная потерей вождя, уставшая от трудностей, выпавших в пути на ее долю, истощенная эпидемией, разразившейся в Антиохии, армия начинает стремительно таять: лишь несколько сотен рыцарей во главе Фридриха Швабского (сына Фридриха Барбароссы) приняли участие в осаде Акры20 ) Вскоре Акры была захвачена.

 

Как видим, Третий поход во многом отличался от предшествующих. Среди его участников не наблюдалось  прежнего религиозного воодушевления, он не содержал никаких элементов стихийности и массовости. Это был завоевательный походов рыцарства и князей трех феодальных государств, организованный и осуществленный королевской властью 21.  Во время похода отчетливо обнаружилось стремление западных феодальных монархий к захвату различных районов Средиземноморья. На этой почве вспыхнули международные осложнения и конфликты христианских государств (Германии и Византии, Англии и Германии – в Сицилии, Франции и Англии – в Палестине, Англии и Византии – на Кипре) Они – то и предопределили плачевный исход предприятия в целом22.

 

В итоге, третий крестовый  поход сохранил владения франков  в Сирии, способствовал созданию второго королевства Иерусалимского, где франкские монархи вынуждены  были считаться с факториями итальянских  купцов, успевших к этому времени  в награду за оказанные ими  услуги добиться значительных привилегий23 .  «Королевство Акры» сократилось до узкой прибрежной полоски, преимущество которой состояло в том, что теперь его было гораздо легче защищать, чем прежде, когда территория его уходила вглубь материка. Наследники Саладина (умершего в 1193г.) из династии Айюбидов согласились с существованием латинских поселений и постоянно заключали договоры о перемирии. Status quo, восстановленный силами участников третьего крестового похода, продлится почти столетие.

        

Четвертый крестовый  поход и его грабительский  мотив

Особое место в истории  восточных войн европейского рыцарства  занимает Четвертый крестовый поход (1199-1204). Некоторые западные ученые считают  его неким историческим недоразумением24, своего рода парадоксом, и такое суждение имеет под собой определенные формальные основания. Этот поход преследовал цель освободить «святые места» от мусульманского владычества, но закончилось все разгромом Византии и образованием на ее месте Латинской империи – государства крестоносцев, еще одного в ряду созданных ими на Востоке ранее .23

Однако, по существу, ничего парадоксального в подобном исходе не было: напротив,  именно Четвертый  крестовый поход продемонстрировал  нам как раз те, далеко не всегда лежавшие на поверхности, устремления  феодалов и католической церкви, которые  с самого начала составляли главную  и общую пружину предприятий, осуществлявшихся под знаком креста. М.А.Заборов пишет, что религиозная  оболочка оказалась в этом предприятии  полностью разорванной. И вместо того, чтобы добиваться отвоевания Иерусалима у «неверных», крестоносцы, двинувшиеся было против мусульманского Египта, захватили христианское государство – Византийскую империю, разорили дотла ее столицу, да этим и удовольствовались, словно проблемы освобождения Святой земли и не было 25.

Главным инициатором Четвертого крестового похода выступил Иннокентий III, в понтификат (правление) которого папство достигло большого могущества. Хотя он был самым молодым в  избравшей его кардинальской  коллегии, выбор убеленных сединами старцев-кардиналов имел под собой  серьезные основания 26. Иннокентий III был выдающимся политическим деятелем своего времени. Он был тверд, настойчив, умел использовать слабости противника в свою пользу, он смотрел вперед, умел предвидеть и направлять события. И уже этих талантов было достаточно, чтобы склонить голоса кардиналов в его пользу.

Главной целью Иннокентия III являлось установление полной супрематии (верховенства) римской курии над  всем феодальным миром Запада и Востока. Именно это стремление определяло практические усилия неутомимого римского понтифика. Многие считали, что Иннокентий III подчинял религиозные соображения политическим интересам, действуя в разрез с принципами, которые сам же провозглашал27. Современники выражали такого рода упреки в достаточно категоричной форме: «Ваши слова – слова Бога, но ваши дела – дела дьявола»,- писал папе политический деятель начала XIII века. Католические историки наших дней высказывают свое мнение по этому поводу, прибегая к более гибким формулировкам: папа якобы не всегда руководствовался религиозными побуждениями, он не мог преодолеть в себе «противоречия наместника Христа и государственного человека».

Но остается фактом одно, Иннокентий III, прежде всего, был государственным деятелем, ставившим во главу угла политические интересы папского Рима26 .

Важнейшей составной частью универсалистской программы римского владыки с самого начала являлся  крестовый поход. Он был первой и  последней мыслью Иннокентия III. В  течение всего своего понтификата  папа прилагал большие усилия к тому, чтобы воскресить старый дух крестовых  походов. Папа не жалел красноречия  для организации нового крестового похода (стр. 199). Во Францию, германию, Англию, Италию, Венгрию  в 1198 году были направлены велеречивые послания, в которых  он скликал всех «верных» выступить  на защиту Святой земли. На подготовку были брошены все меры: религиозно-практические, финансовые и дипломатические.

Собравшись к 1200 году, предводители крестоносцев во Франции обратились к Венеции с просьбой перевезти  их армию в Египет. В июне 1202 года корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в  Венецию. Остальные отправились  через Фландрию, Марсель либо задержались  в пути. Поход был под угрозой срыва. Предводителю маркизу Банифацию предложили отсрочку выплаты обещанных 85 тысяч марок серебром при условии, что войны помогут Венеции овладеть далматским портом Задаром ( как говорят источники, во времена Четвертого крестового похода Задара (Зара) был крупным городом – портом и торговым центром на восточном побережье Адриатики, соперником Венеции). Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину, князья уступили требованию Венеции и после ожесточенной двухнедельной осады, 24 ноября 1202 г 28.

11 ноября армада крестоносцев  – примерно 2000 кораблей – с  боем вошла в запретную железной  цепью Задарскую гавань, а 24 ноября  рыцари, после пятидневного приступа, взяли Задар, по словам Виллардуэна  укрепленный высокими стенами  и высокими башнями, сломив  упорное сопротивление венгерского  гарнизона и жителей города, которые,  отмечает Робер де Клари, «вооружились  самым лучшим образом, как люди, решившие защищаться».  Задар был разгромлен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре29 . Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлекшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, формально оставив в силе отлучение венецианцев — инициаторов вероломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.30

Вид огромного и богатого города, раскинувшегося перед ними, разжег захватнические страсти рыцарей  – пишет Заборов. За несколько  недель до последнего приступа, в марте 1204г., Энрико Дандоло, Банифаций Монферратский  и другие предводители крестоносцев подписали договор о разделе византийского наследства, которое они уже видели в своих руках. В этом документе были подробно разработаны условия дележа будущей добычи – движимого имущества, земель и власти в том новом государстве, которое западные сеньоры задумали основать на месте Византии.  Венецианцы позаботились прежде всего о том, чтобы приумножить свои старые торговые привилегии и обеспечить себе львиную долю – три четверти всей добычи, остальные крестоносцы должны были по договору удовольствоваться одной четвертой 31.

Заключение договора означало, что закончена дипломатическая  подготовка к захвату Византии, в которой тогда царила смута. В 1181 году, после смерти императора Мануила Первого в стране начинаются восстания, которые ослабили армию и флот. Более того, восставшие не скрывали своей неприязни к «латинянам», прежде всего, к венецианским купцам, которые пользовались льготами и покровительством властей. Всё это в совокупности со слабостью новой династии Ангелов позволило крестоносцам направить свои силы против слабеющей империи, потерявшей к тому времени Болгарию, Кипр, Трапезунд и Фесалию. Вскоре были завершены и военные приготовления: приведены в готовность осадные механизмы, укреплены лестницы, расставлены баллисты и катапульты. Главари крестоносцев не скрывали более намерений силою завладеть Константинополем32.

Уже первую попытку штурмовать город рыцари предприняли 9 апреля 1204 года. На этот раз они решили нанести  удар по Константинополю с моря. Удар был отбит византийцами. Со стен города на атакующих обрушился  град стрел и камней.32 Но уже 12 апреля Константинополь был захвачен. Как пишет Жюст Жан Руа в своей работе «История рыцарства», всю добычу, собранную в Константинополе, было решено сложить в трех церквах. Под страхом смерти и отлучения от Церкви запрещено было присваивать себе что-нибудь из этих предметов, но, несмотря на эту двойную угрозу, нашлись между крестоносцами ослушники. Вот несколько строчек, указывающие на строгость происходящего: «Много было казнено повешением, и господин де Сень-Поль велел повесить одного из своих со щитом на шее» 33. В общем, все богатства Византии составили сумму, не превышавшую миллиона тысяч марок В заключении своего разговора о Четвертом крестовом походе, хочу процитировать слова М. И. Заборова :

История. Четвертого крестового похода явилась историей откровенного попрания его вдохновителями, предводителями и участниками провозглашенных ими религиозных целей. Крестоносцы растоптали собственные религиозные знамена, собственные «освободительные» лозунги. Они продемонстрировали циничное пренебрежение к официальной программе крестового похода и выказали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а алчными авантюристами и беспринципными захватчиками (стр.253). События 1202-1204 годов полностью рассеивают тот ореол святости и благочестия, которым католическая    церковь в течение   веков окружала   эти   захватнические    предприятия34.

 

Упадок крестоносного  движения

Четвертый крестовый поход был последним, принесшим по-своему значительные результаты для Запада, правда, ничего общего не имевшие с официально провозглашавшимися целями предприятий этого рода. Действительно, плодом рыцарской авантюры 1202-1204 гг. явилось создание государства под названием Латинская империя, его столицей сделался Константинополь. Вначале сами пределы нового государства крестоносцев, собственно, и ограничились столицей, но затем завоевателям удалось утвердиться на многих землях Балканского полуострова и вблизи него.

Также были захвачены территории Фракии, Македонии, Фессалии, Аттики, Беотии, Пелопоннеса, островов Эгейского моря.  И все эти области крестоносцы  поделили между собой, присвоив себе пышные титулы графов и герцогов Афинских, Адрианопольских,  Филиппопольских, князей Ахейских, королей Солуни и других.

Владычество латинян в  приобретенных землях продержалось немногим более полувека. Греческое  население повело упорную борьбу против крестоносных насильников и  грабителей. Весной 1205 года во  франкийских  областях вспыхнуло всеобщее восстание  против латинского ига, грекам помогало молодое болгарское государство: 15 апреля 1205 года в битве под Адрианополем легкая болгарская конница наголову разбила закованных в броню рыцарей35. Вследствие внутренних междоусобиц Болгария не сумела полностью воспользоваться плодами победы, но уже тогда Латинской империи был нанесен чувствительный удар. Не прекращавшаяся и после этого борьба местного населения против владычества западных баронов, неудачи последних в войнах с Болгарией и греческими государствами, среди которых особое значение получила Никейская империя, в конечном счете, подорвали позиции завоевателей36.  Уже в 1261 году Латинская империя прекратила свое недолгое существование. Вслед за тем крестоносцы были вытеснены из многих оккупированных ими областей. За ними удержались лишь некоторые районы Центральной и Южной Греции. Дальнейшие крестовые походы по своим практическим последствиям оказались совершенно бесплодными37.

На некоторое время  после завоевания Константинополя  призывы к освобождению Иерусалима вовсе смолкли. Обстановка, сложившаяся  на Латинском Востоке после перехода Иерусалима к мусульманам, заставляла баронов и князей, еще сохранявших  свои владения в Сирии и Палестине, воздерживаться от дальнейших попыток  искать помощи на Западе38.

Но.… Между тем идея священной войны во имя освобождения Иерусалима от рук «неверных»,  носившая в воздухе западноевропейских стран  со времени провала Третьего крестового похода, после захвата рыцарями Константинополя получила новый импульс, но совсем в иной социальной среде – в крестьянских низах. Завоевание Византии рыцарями служило в глазах деревенской бедноты, до которой дошли вести об этом событии, хотя и с запозданием, лишним подтверждением неудачи крестовых походов против мусульман,  поскольку эти походы направлялись  сильными мира сего39.

Информация о работе Крестовые походы и их значение на международной арене