Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:50, реферат
1.Глобальне конкурентне лідерство ТНК
2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства
3. Стратегыъ та інструменти ТНК досягнення конкурентоспроможності
ТНК существуют и достигают успеха в конкуренции благодаря наличию и эффективному использованию высококвалифицированных и талантливых сотрудников. Доля человеческого капитала в совокупном капитале ведущих ТНК постоянно растет. Адаптивность как важнейшая конкурентная характеристика ТНК обеспечивается целенаправленным отбором наиболее перспективных и мотивированных кандидатов, обучением, переподготовкой и тренировкой работников, формированием сильной корпоративной организационной культуры. Конкурентные позиции ведущих международных компаний, особенно высокотехнологичных, все больше определяются знаниями, опытом, активностью, раскрытием творческого потенциала, вовлеченностью в общее дело и ответственностью ключевого персонала.
В последнее время ТНК
Ключевых факторов достижения конкурентоспособности возрастает значение различных нематериальных активов, в частности, корпоративных знаний, внутренней организационной культуры фирмы, опыта, талантов и знаний сотрудников, патентов и лицензий, брендов, программного продукта, процедур, баз данных, стандартов и комплекса отношений, который складывается у компании во взаимодействии с поставщиками, клиентами, партнерами, способности фирмы приспосабливаться к изменениям внешней среды. Конкурентные преимущества ТНК, создаваемые на основе нематериальных активов, уникальны, их нельзя просто скопировать, так как на их формирование требуются десятилетия. Внутрифирменные бизнес-знания играют особо важную роль для компаний, которые работают в сегментах рынка наукоемких технологий с жесткой динамичной конкуренцией. Анализ конкурентных позиций ТНК показывает, что само обладание уникальным интеллектуальным капиталом автоматически не означает наличия высокой конкурентоспособности компании. Это объясняется тем, что конкурентные преимущества компании определяются формируемой корпоративной культурой, талантами и способностями работников, внутрифирменным обменом информации и коммуникационными каналами между сотрудниками и различными подразделениями.
3.Інструменти та стратегії досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства
К общим инструментам достижения глобального конкурентного лідерства относят менеджмент, маркетинг и информационные технологии. К специальным инструментам повышения конкурентоспособности можно отнести слияния и поглощения, стратегические альянсы и аутсорсинг.
ТНК широко применяют крупные
трансграничные сделки по международным
слияниям и поглощениям и продаже непрофильных
активов для передела сфер влияния между
ведущими компаниями и изменения конкурентного
положения на глобальных рынках. (Табл.3)
Таблица 4
Трансграничные сделки по слияниям и поглощениям в 1988-2008 гг. (млрд. долл.)
Год | Сумма сделок
(по текущему курсу) |
Первичный сектор экономики | Обрабатывающая промышленность | Сектор услуг |
1988 | 115,62 | 3,91 | 73,73 | 37,99 |
1991 | 80,71 | 1,16 | 36,18 | 43,30 |
1995 | 186,59 | 8,50 | 84,46 | 93,63 |
1998 | 531,65 | 10,60 | 263,21 | 257,84 |
2000 | 1143,82 | 9,81 | 291,65 | 842,34 |
2003 | 296,99 | 7,71 | 129,71 | 159,56 |
2005 | 929,36 | 155,84 | 255,00 | 518,52 |
2007 | 1637,11 | 109,77 | 567,40 | 959,94 |
2008* | 621,28 | 61,78 | 213,03 | 346,467 |
Источник: UNCTAD cross-border M &A database,World Investment Repor 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge /UNCTAD,UN.- New York, Geneva, 2008. PP. 275-278
* - данные за
январь-июнь
Среди крупнейших нефинансовых корпораций мира выделилась группа компаний, успешно реализовавших многочисленные слияния, поглощения, а также продажу непрофильных активов, и в результате добившихся значительных преимуществ по сравнению с конкурентами. К таким компаниям можно отнести BP (Великобритания, нефтяная отрасль), ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhilips (США, нефтяная отрасль), General Electric (США, конгломерат), Glaxo Smith Kline (Великобритания, фармацевтическая промышленность), Cisco Systems, IBM, Apple (США, электронная промышленность), Nestle (Швейцария, пищевкусовая отрасль). Особое значение поглощения других компаний, обладающих инновационными разработками или технологией, имеют для поддержания конкурентоспособности фармацевтических ТНК. Это доказывает анализ деятельности американских ТНК Pfizer, Johnson & Johnson, Abbot Laboratories, Bristol-Myers-Squibb, швейцарских ТНК Hoffman-La Roche и Novartis, английских GlaxoSmithKline и AstraZeneca, французской Sanofi-Aventis.
Посредством слияний ТНК получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки, добиваются большей устойчивости, привлекают финансовые ресурсы на лучших условиях. Примером умелого использования слияний для повышения конкурентоспособности компаний является реализация ТНК General Electric под руководством Дж. Уэлча в течение 14 лет с 1984 по 1998 гг. 228 сделок по слияниям, приобретениям и продаже неконкурентоспособных активов на сумму 25,4 млрд. долл., что привело к изменению профиля компании и росту ее капитализации за период с октября 1984 г. по октябрь 2007 г. в 31,28 раза в сравнении с ростом стоимости за этот же период 50 крупнейших американских компаний, входящих в индекс Dow Jones Industrial Average, только в 11,54 раза.2
Слияния и поглощения, прежде
всего трансграничные, нацелены
на достижение конкурентных преимуществ
за счет объединения финансовых, научно-технических
и трудовых ресурсов фирм-участниц и получения
на этой основе синергического эффекта;
на достижение эффекта экономии за счет
масштаба производства; получения доступа
на новые рынки; диверсификацию производства;
использование новых активов, особенно
нематериальных (таких, как ноу-хау,
торговых марок, организационных знаний)
и т.д.
Исключительно важным инструментом повышения конкурентоспособности ТНК являются межфирменные стратегические альянсы, позволяющие получить доступ к инновациям партнера по альянсу, объединить научный и технологический потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИОКР, снизить издержки и разделить риски освоения производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей повышения конкурентоспособности и реализации глобальных конкурентных стратегий ТНК. Стратегические альянсы позволяют каждой из участвующих ТНК повысить конкурентоспособность за счет достижения долговременных целей, оптимизации использования ресурсов и минимизации транзакционных издержек. Международные стратегические альянсы дают возможность ТНК быстро реагировать на потребности рынка, ускорить коммерциализацию технологий, лучше использовать различные системы менеджмента. Крупные ТНК все чаще образуют стратегические альянсы для получения глобальных инновационных конкурентных преимуществ.
Создание стратегических
Важной тенденцией последнего
времени стало широкое
В современных условиях для ТНК резко возросло значение информации – экономической, финансовой, политической, научно-технической. При этом конкурентные позиции всех ТНК, независимо от отраслевой принадлежности, все более определяются применяемыми информационными технологиями (ИТ). Деятельность высокотехнологичных ТНК прямо базируется на применении ИТ (разработка программного обеспечения, телекоммуникации, интернет-услуги и др.). Для других международных фирм информационные технологии являются необходимой инфраструктурной частью, без которой операции были бы просто неэффективны. Но для ТНК всех отраслей информационные технологии обеспечивают быстрое и качественное выполнение основных и вспомогательных процессов производства, управления, учета, анализа и т.п. Широкое применение ТНК, особенно компаниями высокотехнологичных отраслей промышленности и сектора услуг, самых современных информационных и сетевых технологий является важным инструментом поддержания высокой конкурентоспособности. Большое влияние на изменение конкурентных позиций многих ТНК оказал Интернет, который предоставляет уникальные возможности дешевой и мгновенной глобальной связи.
В условиях формирования
Важнейшим фактором
Информация о работе Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності ТНК