Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:55, реферат
Возникновение международных корпораций явля¬ется закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, .
Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зару¬бежными инвестициями.
Введение
1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций
2. Транснациональные корпорации и международная монополия, основные характеристики деятельности.
3. Содержание, формы и методы международной деятельности многонациональных корпораций
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Одесская Национальная Морская Академия
Реферат
по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность »
на
тему «Корпорации и их деятельность на
внешних рынках »
Выполнил:
Одесса 2011
Введение
2.
Транснациональные корпорации и
международная монополия,
3.
Содержание, формы и методы международной
деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт
мирового развития показывает, что
процесс интернационализации
Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.
Появление международных корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Различают
две формы международных
Под
многонациональными корпорациями (multinational
corporation) обычно понимают корпорации, головная
компания которых принадлежит капиталу
двух и более стран, а зарубежные отделения
также находятся в разных странах.
Результаты капиталовложений и менеджмента
в стране происхождения
100%
Результаты капиталовложений и 100%
менеджмента в стране
Рис.1. Модель последовательной интернационализации производства.
Транснациональные
(ТНК) и многонациональные компании
(МНК) можно рассматривать как
формы существования
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ (прямых иностранных инвестиций).
Существует
несколько вариантов
• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
• оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;
• в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.
Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:
— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд долл.);
— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Роял Датчшелл», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);
— доля зарубежных активов не менее 25%;
— филиалы имеются не менее, чем в шести странах.
Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.
Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.
В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.
Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.
Совокупный
положительный потенциал
— развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
— налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
— обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
— гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.
В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:
— экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
— экономии за счет эффекта масштаба;
— увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
— диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.
Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.
Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:
— поддержание монополистической позиции на рынке;
— завоевание новых рынков сбыта;
—
минимизация налогов и
— уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
— использование различий в темпах инфляции;
— воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
—сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.
Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.
I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.
II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.
На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.
На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТП, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
Информация о работе Корпорации и их деятельность на внешних рынках