Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:25, контрольная работа
1. Отличия "традиционализма" и "модернизма" в исследованиях международных отношений
2. Условия международной интеграции по К. Дойчу.
3. Основные противоречия между "реалистами" и "модернистами" в исследованиях структуры и факторов международных отношений.
4. Доминирующие факторы международных отношений по С. Хантингтону.
Контрольная работа №3
Выполнила:
Транькова Анастасия.
Гр.15512
1. Отличия "традиционализма" и "модернизма" в исследованиях международных отношений.
Отличие традиционных
подходов от "модернистских", состоит
в следующем: прежние концепции
основаны на чисто гуманитарных знаниях,
философии, истории, праве, тогда как "модернистские"
складывались исходя из междисциплинарных
принципов, на основе всех социальных
наук и использования в гуманитарных исследованиях
методов естественных наук, в первую очередь,
количественных. То есть термин "модернизм"
обозначает всю ту гамму концептуальных,
а главное, методологических подходов
и поисков в исследовании международных
отношений, которые предприняли многие
американские и некоторые ученые других
стран примерно с начала - середины 50-х
годов с целью преодолеть, как они считали,
умозрительность и "ненаучность"
традиционных гуманитарных теорий, складывавшихся
веками, с помощью методологического инструментария
точных наук, в частности, с помощью применения
количественных методов. Недаром синонимом
"модернизма" в американской литературе
употребляется термин "сайентизм"
(научные теории). Отечественный исследователь
Н.И. Доронина полагала, что хотя "модернистские
теории весьма многообразны по своему
содержанию, но их всех объединяет структурно-функциональный
подход к исследованию международных
отношений, предполагающий использование
логико-математических средств и новейшей
электронно-вычислительной техники".Социологические
теории О. Конта и Э. Дюркгейма, начиная
с XIX. в., питали идею перенесения их из
социологии в другие социальные науки.
Решающее же воздействие на формирование
новых направлений в изучении международных
отношений оказали почти совпавшие по
времени и взаимосвязанные появления
общей теории систем, принципы которой
были изложены в 30-е годы Л. фон Берталанффи,
и кибернетики.
Они дали мощный импульс бихевиористике
(от английского слова behaviour - поведение),
т.е. исследованиям поведения на индивидуальном,
коллективном и общественном уровнях
путем измерений его. Основанное на общей
теории систем, теории информации и кибернетике,
бихевиористское направление стало главенствующим
среди "модернистских" в изучении
международных отношений. следует остерегаться
жесткой классификации "модернистских''
направлений: то был поток различных вариаций,
слияние идей и методов точных и гуманитарных
знаний, смещение усилий от разработки
универсальной теории на основе историко-философских
знаний к теории систем и одновременно
к эмпирическим исследованиям, основанным
на измерении данных, наблюдаемых вне
их идеологического или философского
значения. Так или иначе "модернизм''
резко отличался от традиционных направлений
стремлением к точным, эмпирическим доказательствам.
Большинство сторонников традиционных
подходов во главе с Г. Моргентау отвергали
или скептически относились к применению
в изучении международных отношений методов,
перенимаемых из экономики, социологии
и психологии. Хотя ранее в советской научной
литературе нередко преуменьшалась разница
в методологии между американскими "традиционалистами"
и "модернистами", она была существенной
и на первых порах отражала противоположные
подходы. О достоинствах и недостатках
новых методов верно сказал М. Мерль. Заметив
по поводу неприятия их "политическими
реалистами", что "было бы абсурдно
оправдывать интеллектуальной традицией
нехватку исследовательского инструментария",
который расширяет эти методы, он выражал
сомнение в возможности квантифицировать
данные о международных отношениях из-за
отсутствия многих статистических показателей
или ненадежности статистики во многих
странах, необъятного масштаба и сложности
международной сферы.
И все же вывод
такой, аргументы "традиционалистов"
заключаются в том, что: Количественные
и другие методы, взятые, в основном,
из экономической науки, чужеродны
науке международных отношений, в которых
отсутствует иерархия и организация, свойственные
отношениям внутри государства (социально-экономическим
или политическим). В международных отношениях
проявляются, кроме материальных, и нематериальные
факторы (национальные чувства, воля политических
лидеров), которые трудно подвергнуть
систематизации, их сочетание носит неповторимый
характер и поддаётся лишь качественным
оценкам. Различие между нациями (национальный
дух, традиции, культура) также носит качественный
характер. Внешняя политика государства
выступает как исторически обусловленная
целостность, которую невозможно квантифицировать,
так же, как и силу (мощь). А аргументы "модернистов"
заключались в другом: У традиционных
подходов ненадежен научный инструментарий,
критерии оценок умозрительны, понятия
и термины расплывчаты. Анализ современных
международных отношений происходит на
основе устаревших представлений. Неприменимость
теорий традиционалистов, в частности
"реалистов", для квантификации. Ограниченность
предсказательной возможности концепций
традиционалистов, обобщения их непроверяемы.
2. Условия международной интеграции по К. Дойчу.
Среди исследований по теории международной интеграции в англо-американской литературе основополагающее значение приобрели работы К. Дойча "Политическое сообщество на международном уровне. Проблемы определения и измерений", "Политическое сообщество и североатлантическое пространство. Международная организация в свете исторического эксперимента", а также "Национализм и социальная коммуникация" и ряд других работ. Считая, что не может быть универсального закона, по которому развиваются кооперация и интеграционные процессы, К. Дойч назвал несколько необходимых для этого условий. Среди них он прежде всего выделил общность политических ценностей и такие психологические факторы, как знание партнеров, развитие торговли, интенсивность культурного обмена и обмена идеями. К. Дойч выдвинул гипотезу о преобладании факторов коммуникации в образовании политических сообществ и в поддержании их внутреннего единства, сплоченности, рассматривая языковое общение прежде всего с точки зрения обмена информацией. Каждая нация, народ обладает особыми коммуникативными средствами, которые выражаются в закрепившейся коллективной памяти, символах, привычках, традициях.
Два американских
автора, Р. Кобб и Ч. Элдер, провели на основе
корреляционого анализа исследование
с целью определить факторы, обусловливающие
сближение и сотрудничество в международных
отношениях, сравнив взаимоотношения
избранных пятидесяти государств мира
и взаимоотношения внутри Североатлантического
сообщества. В результате преобладающими
оказались два фактора: 1) предшествующее
сотрудничество, 2) экономическая мощь,
что видно из нижеследующей схемы (значение
ряда факторов не выявлено).Если учесть,
что "предшествующее сотрудничество"
само по себе является результатом действия
других факторов, то остаются два ведущих
по уровню корреляции фактора (экономическая
и военная мощь). Другие авторы подчеркивают
преобладание фактора ведущей политической
силы, "очага" интеграции. С этих позиций
рассматривал историю США, Канады, Австралии
и ЮАР бельгийский международник Ж. Барреа,
считающий, что интеграция имеет тенденцию
развиваться вокруг "ядра сферы"
(core area), представляющего одно (возможно
и больше) более мощное государство, притягивающее
в свою орбиту окружающие его территории
3. Основные противоречия между "реалистами" и "модернистами" в исследованиях структуры и факторов международных отношений.
В дискуссиях между
"реалистами" и "модернистами"
с самого начала присутствовал вопрос
о структуре международных отношений
и факторах, обусловливающих их развитие.
"Реалисты" придерживались традиционного
понимания международных отношений как
межгосударственных, "модернисты"
обратили внимание на негосударственный
фактор, т.е. международные организации,
транснациональные корпорации и т.д., роль
которых по сравнению с государствами
была второстепенна, что подкрепляло аргументы
"реалистов".Но эволюция международных
отношений к началу 70-х годов характеризовалась
резко возросшим числом международных
неправительственных организаций и транснациональных
корпораций (см. приложение 1). Подчеркивая
их роль, оппоненты "реалистов" доказывали
тезисы об эволюции международных сообществ
к ослаблению межгосударственной структуры.
За работы по исследованию феноменов взаимозависимости
в современном мире Г. Мюрдаль (Швеция)
и Ф. фон Хайек (Великобритания) в 1974 г.
получили Нобелевскую премию по экономике.
"Реалисты", со своей стороны, обращали
внимание на неэффективность ООН и подчеркивали
возвышение новых государственных центров
силы. Таким образом, соперничали "классический",
"государственно-центричный" взгляд
на международные отношения и новый, "транснациональный".
Сторонники новых взглядов, как правило,
разделяют концепции, которые отражают
объективный процесс растущей взаимозависимости
в мире.
4.
Доминирующие факторы
международных отношений
по С. Хантингтону.
С. Хантингтон подчеркивает,
что на протяжении полутора веков
от Вестфальского мира до французской
Революции 1789 г. конфликты разворачивались
между монархиями, после нее - между нациями.
В результате мировой войны, большевистской
революции и ответной реакции на нее "конфликт
наций уступит место конфликту идеологий",
в котором сторонами "были вначале коммунизм,
нацизм и либеральная демократия". По
его мысли, в "холодной войне" этот
конфликт воплотился в борьбу США и СССР
- двух сверхдержав, ни одна из которых
не была нацией - государством в классическом
европейском смысле".Все проистекавшие
конфликты между монархиями, нациями-государствами
и идеологиями, включая и две мировые войны,
гарвардский профессор считает главным
образом конфликтами западной цивилизации.
Любопытно, что он относит к "внутризападным"
конфликтам и холодную войну, подразумевая
то, что советское государство было порождено
идеологией западного происхождения.
С окончанием "холодной войны", рассуждает
С.Хантингтон, наступает не "конец истории",
а конец западной фазы развития международной
политики, когда в "центр выдвигается
взаимодействие между Западом и незападными
цивилизациями'', народы и правительства
которых "уже не выступают как объекты
истории – мишень западной колониальной
политики, а наряду с Западом начинают
сами двигать и творить историю''. В этом
грядущем конфликте и завершается фаза
эволюции глобальных конфликтов в современном
мире, - заключает он. С его точки зрения,
в ближайшей перспективе интересы Запада
требуют укрепления его единства, прежде
всего сотрудничества между Европой и
Северной Америкой, интеграции в западную
цивилизацию Восточной Европы и Латинской
Америки, расширение сотрудничества с
Россией и Японией, урегулирование локальных
межцивилизационных конфликтов, ограничение
военной мощи конфуцианских и исламских
стран, включая использование разногласий
между ними, помощь странам других цивилизаций,
симпатизирующих западным ценностям,
наконец, укрепление международных организаций,
поскольку в них доминируют западные страны.
Однако, поддерживая свой потенциал на
уровне, обеспечивающем защиту его интересов,
в долгосрочной перспективе Запад, как
пишет в заключение С.Хантинггон, должен
сам сближаться с другими цивилизациями,
более глубоко понимать их фундаментальные
религиозные и философские основы.
Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"