Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:52, контрольная работа
Внешняя политика является важным компонентом международных отношений. Она обладает специфическими особенностями и не может быть сведена к сумме внутренних политик.
Вопрос №1
Внешняя политика является важным компонентом международных отношений. Она обладает специфическими особенностями и не может быть сведена к сумме внутренних политик.
В научной литературе внешняя политика, как правило, определяется как деятельность на международной арене лишь государств. «Внешняя политика, — говорится, к примеру, в энциклопедическом словаре «Политология», — деятельность государства на международной арене...» (Политология: энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 45). Это и подобные ему определения внешней политики далеко не в полной мере отражают реалии современного мира. Как и несколько веков назад, в современном мире политической деятельностью на международной арене занимаются государства. Однако, эта деятельность на международной арене только деятельностью государств не исчерпывается. Вместе с государствами на международной арене политической деятельностью занимаются партии, общественные организации, социальные движения. Все они, хотя и в разной мере, регулярно занимаются обменом информацией, подготавливают и заключают двухсторонние и многосторонние договоры и соглашения открытого и секретного характера, способствуют развитию одних процессов и блокированию других и т. д.
Следовательно, внешняя политика — это деятельность субъектов политики на международной арене, которая предполагает регулирование отношений конкретного субъекта политики с другими субъектами политики в соответствии с его целями, воздействие па объекты политики на международной арене.
Внешняя политика «как и всякая другая, — писал известный американский ученый Г. Моргентау, — это борьба»за власть. Государственные деятели и народы могут в конечном счете искать свободы, безопасности, процветания или собственно силы. Они могут, определять свои цели в виде религиозных, философских экономических или социальных идеалов... Но всякий раз, когда они стремятся к достижению своих целей методами международной политики, они делают это, борясь за власть... Борьба за власть универсальна во времени и пространстве, и это неопровержимый факт исторического опыта» (цит. по: Краснов Ю. Политика: теория и практика. Основы сравнительной политологии Часть 1: Основы сравнительной политологии. — М., 1993. -С. 78).
Объектами внешней политики являются народы, нации, классы, социальные слои, группы и другие общности людей, а также государства, политические партии, общественные организации, движения.
Внешняя политика — многогранное явление. Она складывается из совокупности целого спектра различных связей и взаимоотношений субъектов, субъектов и объектов политики — экономических, культурных, научно-технических, идеологических, дипломатических, военных и других.
Внешняя политика формируется под воздействием множества факторов, среди которых важное значение имеют такие, как время, конкретное состояние обстановки в мире, в определенных регионах, расстановка классовых сил, степень интеграции классовых сил, экономический, научно-технический потенциалы субъектов политики, мера развития связи между ними, степень интеграции их конкретных групп в международном масштабе, влияние политических лидеров и т. д.
Во внешней политике особую роль играет внешнеполитическая деятельность государств. Внешняя политика государств опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический потенциалы стран. Сочетание этих потенциалов определяет возможности внешнеполитической деятельности государств на тех или других направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации их внешнеполитических целей. В
выборе государством партнеров и определении им противников исторически доминирует его геополитическое положение (см.: Политология: энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 45).
Традиционными формами осуществления внешней политики являются следующие:
установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление воины при обострении отношений с бывшими партнерами) с другими государствами;
осуществление регулярного обмена информацией с другими государствами, партиями, общественными организациями и движениями;
подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по различным вопросам с другими государствами, партиями, общественными организациями; обмен визитами государственных деятелей разного уровня, политических лидеров разного масштаба;
открытие представительств при всемирных и региональных международных организациях;; членство во всемирных и региональных международных организациях;
сотрудничество с дружественными зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями;
блокирование (частичное или полное) деятельности на международной арене государств, политических партий, общественных организаций, являющихся противниками;
подготовка к войне, обеспечение благоприятной внешнеполитической обстановки для ведения войны частично (см.: Политология: Энциклопедический словарь. — М., 193, — С. 45—46);
борьба за предотвращение войны.
В последние годы во внешней политике многих государств важное место занимают такие проблемы, как
предотвращение ракетно-ядерной войны;
организация превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации;
предотвращение
техногенных катастроф и
борьба с голодом, болезнями;
осуществление мер по охране окружающей среды и ликвидации источников ее загрязнениями т. д. (см.: Там же. — С. 46).
В решении указанных проблем в последние годы все более заметную роль играют политические партии, общественные организации и социальные движения.
Для осуществления внешней политики и контролю за политической деятельностью на международной арене государств; создают специальные постоянные и временные органы. К числу постоянных органов относятся парламентские комиссии, комитеты по иностранным (внешнеполитическим) делам; министерства иностранных дел (государственные департаменты, иностранные бюро и т. д.); посольства, представительства, консульства, миссии. Временными органами внешнеполитической деятельности государств являются всевозможные делегации, представители президентов, представители и наблюдатели государственных органов на конференциях, коронациях, на государственных юбилеях и т. д.
В современных условиях в осуществлении внешней политики важную роль играют всемирные, региональные международные организации и объединения, имеющие специальные органы политической деятельности на международной арене. Такие организации и объединения создают как государства, так и политические партии, движения.
Так. 12 стран Европейского сообщества — Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, ФРГ и Франция создали европарламент. Европарламент рассматривает многие вопросы: развитие Европейского континента, экономическая интеграция дружества, охрана окружающей среды и т. д. Социал-демократические и социалистические партии объединились в Социалистический Интернационал, в который входят в качестве полноправных или консультативных членов 68 партий всех континентов (см.: Современная социал-демократия: Словарь-справочник. — М., 1990. — С. 3). Социнтерн большое внимание проблемам международных отношений, проблемам разоружения, глобальным проблемам, улучшению отношений между странами Запада и Востока, Севера и Юга и т. д. В соответствии с Парижской хартией для новой Европы, принятой в ноябре 1990 го да па общеевропейской встрече глав государств и правительств стран — участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), созданы общеевропейские институты: 1) встреч глав государств; 2) Совет министров иностранных дел; 3) комитет старших должностных лиц.
В современных условиях все субъекты внешней политики так или иначе участвуют в решении глобальных проблем.
Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"