Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:45, контрольная работа
Под термином регионализация обычно понимается образование экономических интеграционных группировок государствами, расположенными в одном регионе; целью этих группировок является повышение эффективности экономики за счет унификации законодательства, ликвидации административных ограничений на перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, а также полного использования факторов производства. В основе таких группировок могут лежат соглашения (двух- и многосторонние) преференциального характера. Кроме того, на микроуровне регионализация усиливается нарастающим воспроизводственным взаимодействием предприятий и фирм стран-членов группировки, способствующих нарастанию интеграционных процессов.
Но, как представляется, это, в принципе правильное, определение носит ограничительный характер, так как относится только к одному, наиболее заметному, типу интеграции. На практике же, помимо отмеченного, существуют еще два типа экономической интеграции - региональные державы и так называемые "треугольники развития" [5, с. 24].
Регионализация как лидирующая тенденция развития современной международной экономики 3
Международный туризм 12
Решение тестов 18
Список использованных источников 20
Следует отметить, что к началу XXI в. формирование новых региональных объединений практически прекратилось. Но в то же время происходило укрупнение сложившихся успешных группировок. Обострение глобальной конкуренции в условиях снижающихся темпов мирового развития вынуждало даже достаточно уверенно чувствующие себя страны страховаться путем присоединения к уже существующим объединениям. Достаточно отметить значительное расширение ЕС, заключение интеграционного соглашения между АСЕАН и Китаем, пополнение МЕРКОСУР и т.п. Это укрупнение носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, оно действительно сопровождается усилением мощи данного объединения, так как возрастает совокупный экономический потенциал, позволяющий решить более сложные задачи. С другой стороны, при таком расширении увеличивается разнородность интегрирующихся стран, что на какой-то промежуток может замедлить развитие объединения, ибо потребуются дополнительные усилия на унификацию таможенного, налогового, трудового и прочих законодательств.
Экономико-политическое взаимодействие между странами-членами таких объединений создает единое пространство, на котором снимаются внутренние барьеры для расширения внешнеэкономических связей и создается общая таможенная политика. Для укрепления взаимных связей проводится координация других направлений экономической политики - налогово- бюджетной, денежно-кредитной, транспортной, энергетической, социальной и пр. В результате в интеграционной группировке фактически возникает преференциальный режим для стран-членов и их фирм, тогда как компании других стран льготным режимом не пользуются; более того, создание преференциального режима одновременно дискриминирует страны, не являющиеся членами группировки (например, отношения России - ЕС).
В начале XXI в. выявилась еще одна особенность регионализма. Использование США доллара, как мировой резервной валюты, в своих интересах, с одной стороны, неустойчивость этой валюты - с другой, привели к появлению зародышей региональных валют. Доллар во взаимных расчетах стран ЕС замещается евро; к расчетам в евро все больше прибегают страны, входящие в Ломейскую конвенцию. Аналогичные процессы начинают происходить и в других регионах: рубль начинает применяться в ряде стран СНГ, индийская рупия - в части стран СААРК, китайский юань - в пространстве "Большого Китая" и в расчетах с Россией. Появление таких валют закрепляет региональные группировки, способствуя возрождению многополюсного мира [4, с. 43].
Особым подвидом регионализации являются так называемые "треугольники развития", возникающие в ходе глобализации экономики. Наиболее часто примером такого треугольника называется взаимодействие между Сингапуром, малазийским штатом Джохор и индонезийскими островами Рийк. Быстрое развитие экономических связей, включающее перемещение товаров, услуг, капиталов, технологии, рабочей силы и пр., придает этим территориям вид единого экономического пространства, отличающегося необычайно высокой эффективностью и конкурентоспособностью производства.
При этом суверенитет правительств соответствующих стран над подвластными территориями ослабевает.
Еще
одной важной чертой современного регионализма
("нового регионализма") является
его так называемая открытость. Четкого
определения открытого
Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояние граждан.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Туризм занимает значительное место в международных отношениях (более 30% в объёме экспорта коммерческих услуг). Более 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Так, за период 1960—1970 гг. мировой туризм расширялся ежегодно в среднем на 8,7%. За 1970—1980 гг. средние темпы роста составили 5,6%, 1983—1988 гг. — 6,5% в год, что выдвигает туризм в число наиболее быстро растущих отраслей мировой экономики [3, с. 48].
В настоящее время туризм классифицируется:
Во второй половине XX в. отмечается бурное развитие мирового туризма, расширение и усложнение его производственного аппарата, расширение объема и амплитуды перевозок. В 60—-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. Процесс глобализации охватывает и сферу профессиональной подготовки в индустрии туризма, в которой создание одного рабочего места обходится значительно дороже, чем в ряде других отраслей. Туризм — очень капиталоемкая отрасль, требующая значительной концентрации капитала.
В
среднем около 65% всех международных
туристических поездок
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.
Развитие
международного туризма в странах,
преимущественно принимающих
Существует
прямая зависимость между количеством
израсходованных туристами
На рынке мирового туризма отмечается определенное взаимодействие стран-генераторов туризма, туристических потоков и стран-хозяев, собственников сферы туристического обслуживания. К первым относятся в первую очередь развитые страны Северной Америки, Европейского Союза и Япония, что свидетельствует о параллельном развитии уровней туристских расходов и национального экономического развития. Указанные развитые страны обеспечивают 2/3 расходов мирового туризма и получают более половины поступлений от него.
Таким образом, в развитых странах Европы, Северной Америки и Японии сосредоточена основная масса мирового туризма, а развитие внутреннего и международного туризма идет параллельно с концентрацией в них мирового предпринимательства. Кроме того, следует отметить, что развитие международного туризма является следствием развития внутреннего туризма, на долю которого приходится в среднем почти 4/5 общего потока мирового туризма. Соответственно и по финансовым результатам он значительно превосходит международный во многих странах, представляя по сути дела перераспределение дохода внутри страны.
Международный туризм определяется как поездка жителя какой-либо страны в другую страну для отдыха, деловых и прочих целей, а международная торговля туристическими услугами представляет трансакции между жителями различных стран при условии, что поездка является непременным условием потребления услуг и товаров. Туристические услуги — гетерогенная смесь деятельности — от услуг, специфических для индустрии туризма (например, размещение туристов), до широкого набора услуг — объектов рассмотрения на международных экономических совещаниях. Гетерогенность создает многочисленные взаимосвязи туристского сервиса с другими сферами экономики.
Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта товаров нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские Острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и ряд других стран с высоким и средним уровнем дохода.
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Наибольший удельный вес в структуре расходов туристов занимают расходы на оплату средств размещения, питание и напитки, покупки разного рода и осмотр достопримечательностей. Однако в каждой стране это соотношение будет различным. Особенно это касается разницы между развитыми и развивающимися странами. Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22% [ 1, с. 85].
В 2010 году сумма доходов от международного туризма во всем мире, согласно оценкам, достигла 919 млрд. долл. США (693 млрд. евро), что превышает показатель в 851 млрд. долл. США (610 млрд. евро) 2009 года. В реальном выражении, сумма доходов от международного туризма (скорректрованная с учетом колебаний курса валют и инфляции) возросла на 5%, а объем прибытий - почти на 7%, что свидетельствует о тесной взамосвязи между обоими показателями и подтверждает, что в период восстановления прибытия имеют тенденцию восстанавливаться быстрее чем поступления.
В десятке лидеров международных туристских расходов Китай поднялся на третью позицию. С 2000 года Китаю удалось увеличить показатель туристских расходов в четыре раза, благодаря чему он достиг самых высоких темпов роста в этой категории за последнее десятилетие. К числу других изменений в рейтинге международных туристских расходов относится переход на более высокие позиции Канады и Австралии, на 6-ое и 10-ое места, соответственно.Китай также укрепил свои позиции в рейтинге первой десятки турнаправлений по объему международных туристских прибытий и доходов. По количеству прибытий Китай обогнал Испанию и сейчас занимает третье место после Франции и США, а по объему поступлений он вышел на четвертую позицию, обойдя Италию. Еще одно изменение, произошедшее в этом рейтинге, связано с Гонконгом (Китай), который поднялся с 14-го на 9-ое место в десятке лидеров по доходам от международного туризма. Франция продолжает лидировать в рейтинге крупнейших турнаправлений мира по количеству прибытий и занимает третью позицию по доходам от туризма, в то время как США держат первое место по доходам от туризма и второе - по прибытиям.
В первой половине 2011 г. международные туристские прибытия, согласно оценкам, возросли на 4.5 %, закрепляя зарегистрированный в 2010 г. рост прибытий в 6.6 %. В период между январем и июнем этого года общее количество прибытий выросло на 19 миллионов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., достигнув 440 миллионов.
Развитые экономики (+4.3 %) сохраняют набранные темпы и сокращают разрыв с растущими экономиками (+4.8 %), которые в последние годы были движущей силой международного туризма. Тенденция отражает снижение числа прибытий в страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также замедление темпов роста некоторых азиатских направлений после очень высоких результатов 2010 г.
Темпы роста Американского региона (+6 %) несколько превышали среднемировой показатель, при этом наиболее впечатляющих успехов достигли страны Южной Америки (+15 %). В Азиатско-Tихоокеанском регионе были зарегистрированы сравнительно более медленные темпы роста туристкой деятельности (5 %), но они более чем закрепили бурный 13%-ый рост в 2010 г.