Конфликты в современном мире: проблемы и особенности их урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Актуальность темы. По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только двадцать шесть дней абсолютного мира. Анализ конфликтов за эти годы свидетельствует об увеличении количества вооруженных конфликтов, при сложившихся условиях взаимосвязи и взаимозависимости государств и различных регионов, способные к быстрой эскалации, преобразования в крупномасштабные войны со всеми их трагическими последствиями.

Содержание

Вступление
1. Общая характеристика и определение конфликтов
1.1 Понятие конфликта как особенного общественного явления
1.2 Структура и фазы конфликта
2. Возможности и проблемы урегулирования конфликтов
2.1 Средства воздействия третьей стороны на конфликт
2.2 Силовой метод урегулирования конфликта
2.3 Переговорный процесс при конфликте. Функции переговоров
3. Причины и основные этапы югославского конфликта. Комплекс мероприятий по его урегулированию
3.1 Развал СРФЮ. Перерастание конфликта на Балканах в вооруженное столкновение
3.2 Миротворческая операция в Боснии и Герцеговине
3.3 Миротворческая операция в Косово
Заключение
Использованные источники и литература

Работа содержит 1 файл

Конфликты в современном мире.docx

— 55.08 Кб (Скачать)

Направленность на совместное решение проблемы одновременно является главной функцией переговоров. Это  то главное, ради чего ведутся переговоры. Реализация данной функции зависит  от степени заинтересованности участников в поиске взаимоприемлемого решения.

Однако почти на всех переговорах  по урегулированию конфликта наряду с главной присутствуют и другие функции. Использование переговоров  с различными функциональными целями возможно в силу того, что переговоры всегда включаются в более широкий  политический контекст и служат инструментом при решении целого комплекса  внутриполитических и внешнеполитических задач. Соответственно, они могут  выполнять различные функции.

Наиболее существенными  и часто реализуемыми функциями  переговоров, кроме главной, являются следующие:

Информационно-коммуникативная  функция присутствует практически  на всех переговорах. Исключение могут  составлять переговоры, которые предпринимаются  для "отвода глаз", но и в них  коммуникационный аспект, хотя и в  минимальной степени, все же присутствует. Иногда бывает, что участники конфликта, вступая в переговоры, заинтересованы лишь в обмене взглядами, точками  зрения. Такие переговоры часто рассматриваются  сторонами как предварительные, а их функция — как чисто  информационная. Результаты предварительных  переговоров служат основой для  выработки позиций и предложений  к их следующему, основному раунду. [17, с.192]

Следующая важная функция  переговоров — регуляционная. С  ее помощью осуществляются регуляция, контроль и координация действий участников. Она предусматривает  также детализацию более общих  решений с целью их конкретного  воплощения. Переговоры, на которых  реализуется эта функция, выполняют  роль своеобразной "настройки" отношений  сторон. Если переговоры многосторонние, то на них происходит "коллективное управление взаимозависимостью" —  регуляция отношений участников.

Пропагандистская функция  переговоров заключается в активном воздействии на общественное мнение с целью разъяснения широким  кругам своей позиции, оправдания собственных  действий, предъявления претензий противоположной  стороне, обвинения противника в  противоправных действиях, привлечения  на свою сторону новых союзников  и т.п. В этом смысле она может  рассматриваться в качестве производной  или сопутствующей такой функции, как решение собственных внутриполитических или внешнеполитических проблем.

Говоря о пропагандистской функции и об открытости переговоров, не следует сбрасывать со счетов и  положительные моменты, благодаря  которым стороны оказываются  под контролем общественного  мнения.

Переговоры могут выполнять  и маскировочную функцию. Эта  роль отводится, прежде всего, переговорам  с целью достижения побочных эффектов для "отвода глаз", когда на самом  деле договоренности вовсе не нужны, поскольку решаются совсем иные задачи - заключить соглашения с целью  выиграть время, "усыпить" внимание противника, а при начале вооруженных  действий — оказаться в более  выгодном положении. В этом случае их функциональное предназначение оказывается  далеким от основного — совместного  решения проблем, и переговоры перестают  быть переговорами по своей сути. Конфликтующие  стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи. Примером могут  быть мирные переговоры между Россией  и Францией в Тильзите в 1807 г., вызвавшие  недовольство и в той, и в другой стране. Однако и Александр 1, и Наполеон рассматривали Тильзитские соглашения не более чем "брак по расчету", временную передышку перед неизбежным военным столкновением.

Особенно явно "маскировочная" функция реализуется в том  случае, если одна из конфликтующих  сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость  стремления к сотрудничеству. В целом  же следует отметить, что любые  переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, "квазипереговорами". [17, с.198]

Вообщем же, оценивая функции  переговоров с точки зрения их конструктивности или деструктивности, следует иметь в виду весь политический контекст и то, насколько целесообразно  совместное решение проблемы (например, нужны ли переговоры с террористами, захватившими заложников, или лучше  предпринять действия по их освобождению). Подход к переговорам как к  совместному с партнером поиску решения проблемы основывается на иных принципах и подразумевает в  значительной степени открытость обоих  участников, формирование отношений  диалога. Именно в ходе диалога участники  стараются по-иному увидеть проблему и ее решение. В диалоге между  сторонами формируются новые  отношения, ориентированные в перспективе  на сотрудничество и взаимопонимание.

Таким образом, мы можем определить, что в различные исторические периоды, на различных переговорах  те или иные функции использовались и продолжают использоваться в большей  или меньшей степени. В условиях конфликтных отношений, стороны  особо склонны к тому, чтобы  интенсивнее использовать иные, отличные от основной переговорные функции.

 

3. Причины и основные  этапы югославского конфликта  и комплекс мероприятий по  его урегулированию

3.1 Развал СРФЮ. Перерастание  конфликта на бакланах в вооруженное  столкновение

Югославский кризис имеет  глубокую предысторию и сложный  противоречивый характер. В его основе лежали внутренние (экономические, политические и этнорелигиозные) причины, приведшие к распаду федеративного государства. На примере того, что на месте единой Югославии образовалось шесть небольших самостоятельных государств, воюющих друг с другом не столько из-за религиозно-этнических приоритетов, сколько из-за взаимных территориальных претензий. Можно сказать, что причины военного конфликта в Югославии кроются в системе тех противоречий, которые возникли сравнительно давно и обострились в момент принятия решения на проведение радикальных реформ в экономике, политике, социальной и духовной сфере. [14, с.8]

На протяжении долгого  противоречия между Югославскими республиками, которые перешли в стадию активного  кризиса, две республики Словения и  Хорватия первые заявили о выходе из СФРЮ и провозгласили свою независимость. Если в Словении конфликт приобрел характер противостояния Федерального центра и словенской республиканской  элиты, то в Хорватии противостояние стало развиваться по этническому  принципу. В районах с преобладающим  сербским населением начались этнические чистки, заставившие сербское население  создавать отряды самообороны. В  этот конфликт были втянуты подразделения  югославской армии, которые пытались разъединить враждующие стороны. Хорватское руководство отказало сербскому  населению в элементарных правах, более того, развязав зверскую войну  против сербов, хорваты сознательно  провоцировали ответную реакцию  федеральных войск, а затем становились  в позу жертв сербских войск. Цель подобных действий сводилась к привлечению  внимания международной общественности, развязыванию информационной войны  против сербов и стремлению вызывать давление международного сообщества на Сербию для скорейшего признания  независимости Хорватии. [43, с.12]

Первоначально страны ЕС и  США руководствуясь принципом нерушимости  границ, не признали новые государственные  объединения, справедливо оценив их заявления, как сепаратизм. Однако с  ускорением процесса распада СССР, с исчезновением сдерживающего  фактора в лице Советского Союза  на Западе стали склоняться к мысли  поддержать "некоммунистические республики" Югославии. Развал ОВД, СЭВ, распад Советского Союза кардинально изменил расстановку  сил в мире. Для стран Западной Европы (прежде всего только недавно  объединенной Германии) и США появилась  возможность значительно расширить  зону своих геополитических интересов  в стратегически важном регионе. [13, с.35]

Можно отметить тот факт, что в период "закипания балканского  котла" международное сообщество не имело единого мнения. Ситуация на Балканах усугублялась наложением национальных, политических и конфессиональных фактора. Процесс развала СФРЮ в 1991 г. начался с отмены автономного  статуса Косово в рамках Сербии. Кроме того, инициаторами развала  Югославии среди прочих выступали  хорваты, при этом особый упор был  сделан на католицизм как свидетельство  европейской идентичности хорватов, противопоставившим себя остальным  православным и мусульманским народам  Югославии. [15, с.23]

В результате длительного  процесса перерастания конфликта в  вооруженное столкновение сторон и  невозможности мирового сообщества примирить стороны и найти  решение кризиса мирным путем, кризис перерос в военные действия НАТО против СФРЮ. Решение о начале войны  было принято 21 марта 1999 г. Советом НАТО – региональной военно-политической организацией 19 государств Европы и  Северной Америки. Решение о начале операции принял Генеральный секретарь  НАТО Солана в соответствии с предоставленными ему Советом НАТО полномочиями. В  качестве основания для применения силы названо стремление предотвратить  гуманитарную катастрофу, вызванную  политикой геноцида, проводимой властями СФРЮ по отношению к этническим албанцам. Операция НАТО "Союзническая сила" была начата 24 марта 1999 г., приостановлена 10 июня, окончание операции – 20 июля 1999 г. Продолжительность активной фазы войны – 78 суток. Участвовали: с одной  стороны – военно-политический блок НАТО, представленный 14 государствами, предоставившими вооруженные силы или территорию, воздушное пространство предоставили нейтральные страны Албания, Болгария, Македония, Румыния; с другой стороны — регулярная армия СФРЮ, полиция и нерегулярные вооруженные  формирования. Третья сторона –  Освободительная армия Косово, представляющая собой совокупность полувоенных  формирований, использующих базы вне  территории СФРЮ. Характер военных  действий представлял собой воздушно-морскую  наступательную операцию со стороны НАТО и воздушно-оборонительную операцию со стороны СФРЮ. Силами НАТО было завоевано господство в воздухе, бомбовыми и ракетными ударами по военным и промышленным объектам было уничтожено: нефтеперерабатывающая промышленность и запасы топлива, нарушены коммуникации, разрушены системы связи, выведены временно из строя энергетические системы, разрушены объекты промышленности и инфраструктуры страны. Потери среди гражданского населения составили 1,2 тысяч убитых и 5 тысяч раненых, около 860 тысяч беженцев. [15, с.78]

НАТО путем проведения воздушно-морской наступательной операции добилась капитуляции руководства  СФРЮ в Косово на условиях, выдвинутых НАТО еще до войны. Войска СФРЮ выведены из Косово. Однако основная декларируемая  политическая задача – предотвращение гуманитарной катастрофы в провинции  – не только не выполнена, но и обострилась  за счет роста потока беженцев-сербов после выхода армии СФРЮ и ввода  миротворческих сил. НАТО инициировало решение СБ ООН миротворческую операцию по возвращению албанских беженцев в Косово, что позволило закрепить  победу в войне и вывести Косово и Метохию из-под власти правительства  СФРЮ. В миротворческом контингенте  участвуют около 50 тысяч военнослужащих под руководством НАТО. [50, с.91]

3.2 Миротворческая операция  в Боснии и Герцеговине

В связи с вооруженными конфликтами, как в Европе, так  и за ее пределами, НАТО в 90-х годах  прошлого столетия стала разрабатывать  планы своего участия в миротворческих действиях. [48, с.11]

В этой связи возникла, по мнению натовских аналитиков, необходимость  дополнения действующей системы  коллективной безопасности новыми элементами для "миротворческой деятельности". При этом можно сформулировать основные задачи следующим образом:

•  своевременное предотвращение конфликтов и разрешение их до начала их интенсивной эскалации;

•  вооруженное вмешательство для принуждения к миру и восстановления безопасности. [48, с.115]

Отсюда, можно сделать  вывод, что для выполнения этих задач  НАТО необходимы, естественно, более  совершенный механизм принятия решений, гибкая структура командования вооруженных  сил. Поэтому в натовских стратегических концепциях 1991 и 1999 годов указывается, что "НАТО в сотрудничестве с другими  организациями будет содействовать  предотвращению конфликтов, а в случае возникновения кризиса - участвовать  в его эффективном урегулировании в соответствии с международным  правом, обеспечивать в зависимости  от конкретного случая и в соответствии с собственными процедурами проведение миротворческих и иных операций под  эгидой Совета Безопасности ООН или  под ответственность ОБСЕ, в том  числе путем предоставления своих  ресурсов и опыта". [23, с.58]

Итак, ряд резолюций Совета безопасности ООН уже давали полномочия НАТО регулировать нарастающий конфликт в Боснии и Герцеговине, но так, что  этого почти никто не понимал. Чаще всего НАТО скрывалась за словами "региональные организации или  союзы". [51, с.46]

Для урегулирования возникшего конфликта в республике БиГ, НАТО предпринимала ряд действий.

Для начала, по просьбе Генерального секретаря начались осуществляться полеты самолетов НАТО для соблюдения режима "бесполетной зоны". Затем  министры иностранных дел стран  НАТО приняли решение о предоставлении защиты с воздуха силам обороны  ООН на территории Югославии. И самолеты НАТО начали проводить учебные полеты в целях обеспечения непосредственной авиационной поддержки. [44, с.5]

Таким образом, конфликт на территории Югославии достаточно быстро и серьезно стал обсуждаться в НАТО, причем с явно военных позиций. Надо заметить, что не все официальные деятели  Запада разделяли подобный подход. В качестве примера можно процитировать  министра иностранных дел Англии Дугласа Хэрда: "НАТО - это не международная  полиция. И это, конечно, не армия  крестоносцев, которые выступают, чтобы  с помощью силы разъединить воюющие  войска или водрузить знамя на чужой земле. В ее полномочия не входит навязывать странам, не являющимся элементами НАТО, западные представления о ценностях  или улаживать споры между  другими государствами. Но НАТО не может  заменить ООН, СБСЕ или Европейское  Сообщество. Прежде всего, ООН с ее особым правовым авторитетом не имеет  себе равных" [48, с.114]

Информация о работе Конфликты в современном мире: проблемы и особенности их урегулирования