Классические теории международной торговли и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
В современных условиях активное участие той или иной страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…...... 5
1.1 Классические и альтернативные теории международной торговли…………………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………………………………...… 17
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО……………………………………………….…....... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…. 32

Работа содержит 1 файл

курсовая на печать.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

установление  под воздействием НТР глубоких и  устойчивых технологических связей между предприятиями разных стран по выпуску изделий машиностроительной, химической, электротехнической и электронной промышленности.

Современная международная  торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного  излишка продукции и все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.

Каждое государство  проводит систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или  на стимулирование роста объема внешней  торговли, изменение ее структуры и направление товарных потоков. Эта система мероприятий является внешнеторговой политикой.

 

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В МИРОВОЕ  ХОЗЯЙСТВО

К основным целям, которые преследует Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:

недискриминационный доступ к рынкам более 130 государств-членов ВТО (на сегодняшний день около более 90% от всего торгового оборота  регулируется правилами ВТО);

обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер. В качестве члена-импортера у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера у нее будет обязанность иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба, или серьезного вреда, или потере, или уменьшения прибыли;

значительное  улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;

наличие правовой основы для устранения дискриминационных  мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств, и, прежде всего, экономически более развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза.

международный режим торговли, регулируемый четкими  и стабильными нормами, предсказуемыми в торговых отношениях. Республика Беларусь заинтересована в использовании  четко сформулированных международных  норм и правил, регулирующих экономические  отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым рынкам, обеспечит соблюдение другими участниками системы ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Беларусью недискриминационных норм и правил международной торговли;

доступ к  механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов в том случае, если они  были ущемлены торговыми партнерами;

участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет  способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды. Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;

возможность получения  Беларусью от Договаривающихся Сторон ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Беларусь уже пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) с большинством своих важнейших торговых партнеров, хотя чаще всего на временной основе. Следовательно, в этом отношении к Беларуси, на практике, уже относятся как к члену ВТО, и ей не требуется значительно улучшать свой доступ на рынок. Единственное исключение – это последствия антидемпинга, где позиция белорусских экспортеров может улучшиться, когда Беларусь станет членом ВТО и перестанет считаться страной с государственной торговлей. Кроме того, белорусские экспортеры текстиля получат выгоду от либерализации торговли текстилем по Соглашению о текстиле и одежде. Поэтому цель полноправного участия в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений стран является двуединой: обеспечить применение к Республике Беларусь принципа наибольшего благоприятствования со стороны других стран и в то же время получить для себя предусматриваемые системой ГАТТ/ВТО льготы и преимущества;

использование ВТО в качестве средства продвижения  своих торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  многосторонних торговых переговорах  в рамках ВТО;

уменьшение  вероятности частых изменений в  торговой политике Беларуси, и, как следствие, более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;

укрепление  репутации страны как стабильного  и надежного торгового партнера.

Полноправное  участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и механизма государственного регулирования ВЭС, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.

Кроме того, можно  с достаточной уверенностью предположить, что будущее присоединение Беларуси к ВТО только в сфере инвестиций, благодаря общей гармонизации внешнеэкономического и инвестиционного режимов, их предсказуемости и стабильности, принесет те самые ежегодные сотни миллионов долларов США, которых нам не хватает для осуществления структурных изменений в экономике.

Хотя перечисленные  выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей, а также материальные издержки, которые понесет страна вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.

Оценка последствий  вступления Республики Беларусь в ВТО  охватывает различные аспекты, связанные  с правилами и нормами ВТО. Ожидание немедленного (после получения полноправного членства) значительного улучшения положения страны на внешних рынках неоправданно. Беларусь уже получила на двусторонней основе от большинства торговых партнеров в странах дальнего зарубежья статус страны, которой предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Этот режим был предоставлен ей в связи с ожиданием вступления в ВТО и, если Беларусь не станет полноправным членом этой организации в ближайшем будущем, доступ на зарубежные рынки для белорусских экспортеров может ухудшиться.

Помимо экономического фактора следует также рассматривать  и социальный аспект затрагиваемой  проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей  предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Весьма сложной  является проблемы, сопутствующие вхождению  Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы  унифицированного учета товаров, безналичной  системы оплаты, универсального номера налогоплательщика и т.п., которые в значительной мере связаны с системой ВТО

Необходимо  отметить, что издержки, связанные  с членством в ВТО, к сожалению, неизбежны, и вхождение Республики Беларусь в мировой рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция белорусских и иностранных товаропроизводителей может привести к частичному свертыванию и временному спаду отечественного производства, а также увеличению безработицы. Совершенно очевидно, что этот процесс приведет также к ухудшению финансового состояния неконкурентоспособных белорусских предприятий. А наличие в настоящее время в экономике страны убыточных производств усугубит ситуацию и неизбежно приведет к их ликвидации и росту безработицы в стране. Следовательно, при выборе внешнеэкономической политики страны помимо экономического фактора, следует учитывать и социальный аспект, так как стабильное развитие экспорта - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Проблема защиты экономических интересов приобретает комплексный характер непосредственно в ходе переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, поскольку результат данных переговоров будет определять как возможности защиты внутреннего рынка и национальных производителей, так и основные параметры доступа к рынкам стран-участниц ВТО для белорусского экспорта.

В связи с  последним необходимо отметить, что  главным фактором, определяющим условия  присоединения Республики Беларусь к ВТО, будет системный аспект переговорного процесса, иными словами, вопрос о том, будет ли Беларусь рассматриваться как страна с рыночной экономикой или нет.

Дело в том, что для стран с “нерыночной  экономикой” рядом государств были специально разработаны некоторые  ограничительные меры, многие из которых были введены по политическим соображениям (например, “Поправка Джексона-Вэника” к Торговому закону США 1974 г., согласнокоторому предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в торговле с США “странам с нерыночной экономикой” увязано с такими проблемами, как свобода эмиграции и права человека). Часть таких “остаточных” элементов в торговых режимах ведущих развитых стран продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь, что является значительным препятствием на пути интеграции Республики Беларусь в международную торговую систему и наносят значительный ущерб ее экономическим интересам. В их числе специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование в расчетах цен третьих стран с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен на подобные товары в стране-импортере. [15;с.2]

Устранение  упомянутых дискриминационных положений  законодательства ряда развитых стран  является одной из сложнейших задач  в процессе переговоров о присоединении  Беларуси к ВТО.

Именно в  ходе данных переговоров будут определены конкретные условия участия Беларуси в ВТО, другими словами, та “цена”, которую Республика Беларусь должна будет заплатить за получение  статуса члена Организации. Очевидно, что защита экономических интересов Беларуси должна лежать в основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к ВТО.

Все это потребует  от государства осуществления политики защиты окружающей среды, здоровья населения, внутреннего рынка и национального  производства от иностранной конкуренции и потенциально опасных товаров и технологий средствами разумного протекционизма. Это предполагает необходимость решения двуединой задачи - либерализации внешнеторгового режима, направленной на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижения необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки и защиту от иностранной конкуренции при одновременном учете интересов защиты населения и окружающей среды.

Процесс либерализации  должен быть адекватен реалиям экономического развития страны и сопровождаться осуществлением ряда мер, связанных с:

предотвращением падения конкурентоспособности  белорусской продукции;

снижением себестоимости  товаров, предназначенных для внешнего рынка;

повышением  эффективности экспорта;

проведением акций  по расширению белорусской экспортной экспансии;

соблюдением экономических  интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;

снижением объемов  ввоза потенциально опасных товаров, технологий и технологического оборудования.

Либерализация ВЭД должна при этом органично  и постепенно сочетаться не только с решением вышеперечисленных важных задач, но и необходимостью обеспечения целого ряда стратегически важных требований. В их числе:

достижение  сбалансированного экономического развития и осуществление перехода к устойчивому развитию;

аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов необходимых для развития и модернизации экологически чистых производств, в первую очередь экспортоориентированных;

Информация о работе Классические теории международной торговли и современность