Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:41, реферат
Со смертью Мао Цзэдуна(1976) закончился один из драматических периодов новейшей истории Китая. «Культурная революция» слишком дорого обошлась китайскому народу. Выяснилось, что около трети населения страны оказалось на грани выживания. В города вновь вернулись 20 миллионов выпускников школ и бывших студентов, высланных в годы «культурной революции» в деревни, сотни тысяч репрессированных членов КПК, работников умственного труда.
Историю реформ в Китае во второй половине XX века принято делить на два больших периода. Первый охватывает 1978 -1991 годи и включает два этапа: до-1983 г. – сельская реформа и эксперимент в городе по расширению самостоятельности предприятий; 1984–1991 гг.–эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон. Второй период 1992-2005гг.. Цель этого этапа – создать систему социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунг: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий».
« Плановая экономика является главной, а рыночное регулирование – вспомогательным». На начальном этапе плановая экономика по-прежнему занимала ведущее место. На состоявшемся в апреле 1979 года рабочем совещании ЦК Ли Сяньнянь, комментируя вопрос реформы, указал на то, что «во всей нашей экономике главной является плановая экономика, но мы большое внимание уделяем вспомогательной функции рыночного регулирования», после чего фраза «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование – вспомогательным» стала официальной формулировкой и основным направлением в среде китайских реформаторов.
Плановая товарная экономика: государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия. По мере того как реформа села добивалась успеха, всесторонне развивалась внешняя открытость юго-восточного прибрежного района, росла негосударственная экономика роль рыночных механизмов в функционировании народной экономики постоянно увеличивалась. В 1984–1991годах реформа развернулась полностью, а ее центром стали города.Стремительное развитие реформы подталкивало к новому прорыву в теории. Поэтому некоторые руководители и теоретики стали отстаивать лозунг «товарной экономики». В июне 1984 года была создана специальная группа по разработке документов для обсуждения третьим пленумом ЦК двенадцатого созыва вопросов реформы экономической системы. Ху Яобан был недоволен тем, что в тезисах документов по-прежнему использовалась формулировка «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование – вспомогательным», и изменил состав группы по разработке документов. 20 октября 1984 г. третий пленум ЦК двенадцатого созыва обсудил и принял «Решение ЦК КПК о реформе экономической системы» и заявил, что социалистическая экономика – это «товарная экономика, содержащая элемент планирования», а также: «Различие социалистической от капиталистической экономикой заключается не в том, существует ли товарная экономика и имеет ли значение закон стоимости а в различии форм собственности». Хотя в то время для того, чтобы смягчить идеологиче-
66
ские противоречия, перед товарной экономикой было добавлено
определение «содержащая элемент планирования». «Развитие
социалистической товарной экономики» официально стало целью
реформы экономической системы, что стало важным прорывом в
развитии реформ. Со второй половины 1988 года китайские специалисты и ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика» и высказались в поддержку «рыночной реформы».
За 10 лет проведения реформ экономическая система Китая сильно изменилась: традиционная плановая система была фактически сломлена; возможность централизованного планирования, регулирования и контроля экономики явно ослаблена; права на самоуправление местных властей и предприятий заметно усилились, институты новой рыночной системы непрерывно развивались. Это сопровождалось все более явным проявлений глубоких противоречий в экономической системе: экономика стремительно расширялась, промышленная структура утрачивала равновесие, системы двойных цен находилась в противоречии. В экономике наступил беспорядок и это вызвало серьезные социальные и политические конфликты. Для решения возникших проблем государство приняло ряд мер по упорядочению экономической обстановки и экономического порядка, а также сохранению социальной стабильности. Анализ экономических явлений, происходивших на данном этапе, поможет нам понять сложные изменения экономической системы Китая в период «упорядочивания».
Макроэкономическое регулирование и контроль по-прежнему основывались на планировании и административных мерах, но начали использоваться косвенное регулирование и контроль. Государство по-прежнему использовало планирование и регулирование как методы распределения ресурсов.
В ходе денежной реформы происходили сложные изменения, однако рыночные механизмы ценообразования уже начали выявлять свою основную роль.
Промышленное производство упало, однако у предприятий уже стало появляться понятие о рыночной конкуренции.
Социалистическая рыночная экономика–реформа рыночных институтов
1992 год – ключевой год для реформ в Китае. С января по февраль 1992 года Дэн Сяопин, которому в то время было уже 88 лет, принялся за инспектирование южных территорий, подробно исследовал достижения рыночной реформы в юго-восточном прибрежном районе Китая, считая практику единственным критерием правильности теории, и прямо изложил руководящим кадрам свое мнение: «Существенное различие между социализмом и капитализмом не в том, чего больше: планирования или рынка. Плановая экономика не тождественна социализму, при капитализме тоже существует планирование; рыночная экономика не тождественна капитализму, при социализме тоже есть рынок». Под влиянием южной речи Дэн Сяопина в марте 1992 года на заседании Политбюро ЦК КПК было принято решение по вопросу планирования и рынка: «Планирование и рынок – это экономические средства. Необходимо умело, используя эти средства ускорить развитие социалистической товарной экономики». В этих условиях в октябре 1992 года 14-й Всекитайский съезд КПК официально объявил: «Цель реформы экономической системы Китая – создание системы социалистической рыночной экономики». Официальные документы определили главное содержание реформ экономической системы на этом этапе следующим образом: •отстаивать курс совместного развития различных укладов экономики, где главным остается экономика общественной собственности; •заменить механизм хозяйствования на государственных предприятиях, создать систему современных предприятий, отвечающую потребностям рыночной экономики;
•сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, в городах и селах добиться тесного слияния рынков, осуществить стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов;
•преобразовать
функции правительства в
•создать систему распределения доходов с упором на распределение по труду, обращать первостепенное внимание на эффективность и, подчеркивая справедливость, поощрять зажиточность отдельных районов и части людей, встать на путь общей зажиточности; •гарантировать населению городов и деревень социальное обеспечение, отвечающее реалиям Китая, стимулировать социальную стабильность.
Третьим пленумом ЦК КПК четырнадцатого созыва было принято решение о создании многоуровневой системы социального обеспечения, включающей социальное страхование, материальную помощь, общественное благосостояние, социальную взаимопомощь, гарантию индивидуальных накопительных вкладов и т. д. В том числе в области содержания престарелых и здравоохранения для городских рабочих и служащих использовалась система, сочетающая единое планирование и индивидуальные счета. Таким образом, начиная с 1994 года китайское правительство приняло ряд важных реформенных мер в таких областях как налогообложение, финансы, управление валютой, система предприятий и система социального обеспечения. Китайская реформа вступила на новый этап общего движения вперед. В сентябре 1997 года на 15-м Всекитайском съезде КПК было принято важное решение о стратегической реорганизации государственной экономики, одновременном развитии экономики различных форм собственности с приоритетом общественной собственности; было разъяснено, что негосударственная экономика является важной составной частью социалистической экономики. В то же время был составлен план активного продвижения реформы правительственной структуры, благодаря чему вовремя была начата реформа структуры Госсовета в 1998 году и реформа структуры местного самоуправления в 1999 году, была заложена основа для изменения функций правительства и создания системы административного управления, соответствующей новой системе рыночной экономики.
Необходимо
отметить, что еще в ноябре 1979 года Дэн
Сяопин, встречаясь с вице-президентом
редколлегии американского издательства
энциклопедии «Britannica», заявил: «Если сказать,
что рыночная экономика существует только
в капиталистическом обществе, это, конечно
же, будет неверно. Почему в социалистическом
обществе нельзя создать рыночную экономику?
Это нельзя назвать капитализмом». Однако,
поскольку в то время большинство людей,
партийных и беспартийных, не могли понять
и принять идею о том, что при социализме
можно строить «рыночную экономику», важное
содержание этой речи тогда не было предано
гласности. По мере того как реформа
непрерывно углублялась, в особенности
после того как реформа перешла рубеж
противостояния старой и новой систем,
и в экономической системе Китая произошли
существенные изменения, рыночная реформа
постепенно становилась сознательным
действием большинства людей. В 1992 году,
ЦК КПК провозгласил создание социалистической
рыночной экономики конечной целью реформы
экономической системы Китая, что было
зафиксировано в официальных документах
КПК. Поэтому в этом смысле процесс эволюции
теории реформы экономической системы
Китая – это процесс осознания людьми
результатов проведения реформы экономической
системы и в то же время это процесс постоянного
пересмотра и обновления традиционной
идеологии.
Информация о работе Китайская модель рыночного социализма(конец 1970-х-2000-е гг.)