Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такие вопросы, как:
1. Экономика Китая
2. Китай в Мировой экономике
3. Китай в Международных экономических отношениях
4. КНР в мирохозяйственных связях
5. Китай в торговых отношениях с Россией. Китай и Дальний Восток
Рассмотрение этих вопросов поможет нам лучше понять механизмы развития Китая, выявить тенденции, и возможно, взять пример для подражания.
Введение
1. Китай в мировой экономике.
1.1 История экономики Китая
1.2 Китайский путь реформ
1.3 Современное состояние экономики Китая
2. Китай в Международных экономических отношениях
2.1 Факторы и условия экономического роста
2.2 Отраслевая структура хозяйства
2.3 Положение в мировом производстве
2.4 Проблемы экономического развития
3. КНР в мирохозяйственных связях
3.1 КНР в мировой торговле
3.2 КНР в международном движении капитала
4. Китай в торговых отношениях с Россией
4.1 Развитие экономических отношений с Россией.
4.2 Торговые отношения Китая и Дальнего Востока
Заключение
Список литературы
Экономический рост ускорил расслоение
между приморскими и
Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов.
Основным направлением демонополизации
и децентрализации
Наиболее развитой формой международных связей в настоящее время является внешняя торговля. За годы реформ внешнеторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при этом составляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на шестом месте в мире.
Существенно усилилась зависимость
экономики Китая от внешней торговли,
доля экспорта в ВНП возросла с 10%
в 1978 г. до 40% в 1996 г., что свидетельствует
о достаточно глубокой вовлеченности
экономики КНР в
Экспортная политика КНР, главной
задачей которой является обеспечение
валютного финансирования импорта,
строится с учетом мировой конъюнктуры.
Усилия направляются на стимулирование
преимущественного роста вывоза
готовой продукции при
На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее 20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции в мировом экспорте сдерживается тем, что она пока не в состоянии конкурировать с продукцией других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно снижалась доля сырья и полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25--30% в 1990 г. Экспортная квота в наименее зависимой от экспорта отрасли -- химической промышленности -- составляет 5%.
Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходилось 64% внешнеторгового оборота страны, 42% составляет доля основных партнеров -- США, Японии и Гонконга. Во внешней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия с участием иностранного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая.
Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979--1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и займы, до 50% -- кредиты иностранных правительств и международных финансовых организаций, предоставляемых, как правило, на льготных условиях. В период 1991--1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. было получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового положения КНР не вызывают опасения.
Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задолженности (отношение внешнего долга к годовому объему экспорта) не превышает 80% при опасной отметке 100%.
Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно существующей в Китае классификации, подразумеваются вложения в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и около 80% -- в южных приморских районах. Совместные предприятия в промышленности позволяют только за счет улучшения организации труда повышать его производительность в 5--6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г.
Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно благоприятным инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов. Среди них -- относительная политическая стабильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых странах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность, стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежащих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная национально ориентированная политика в области привлечения иностранных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой.
Однако инвестиционной политике Китая
свойственны и существенные недостатки:
значительная степень государственного
вмешательства в
Немаловажную роль в решении
назревших экономических и
На современном этапе процесс
движения китайской экономики к
рынку продолжается в соответствии
с уже определившимися тремя
основными принципами: развитие многообразия
форм собственности и соответственно
форм хозяйствования; государственное
(плановое) руководство формированием
и развитием рыночных отношений
и твердый контроль правительства
за макроэкономическими
1.2 Китайский путь реформ
Несмотря на нередкие высказывания
западных макроэкономистов о том, что
самым характерным в проводимых
и проведенных китайских
С 1958 года начался "большой скачок",
призванный построить в Китае
коммунизм, минуя социалистический
этап. Из-за завышения по этой причине
степени обобществления производства,
средств производства, системы оплаты
труда, систем распределения продовольствия
и товаров народного
Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось выше, -от нарастающей тенденции отставания производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок на пути строительства социалистического и коммунистического общества через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю "недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.
Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз повторенной причине--отрыве производственных отношений от производительных сил.
Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд) , предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.
В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее -- фактически по завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней будет рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах такой ее "запоздалости" и направлениях.
Реформа в городах непосредственно
связана с реформой китайской
промышленности, которая почти полностью
сконцентрирована в крупных городах.
Кроме необходимости начала процесса
изменений в промышленной структуре
КНР, важным толчком для городской
реформы послужило
Реформа хозяйственной
Как уже говорилось выше, реформа
хозяйственной системы в
Система семейной подрядной ответственности - эта система представляет собой общественное хозяйство, ведущееся крестьянскими дворами на условиях подряда при увязывании вознаграждения с результатом производства.
1) Подряд на объем производства.
Он подразумевает под собой
форму хозяйствования, при котором
двор-подрядчик (семья-- низший "разряд"
производителя) заключает с
Информация о работе Китай в мировой экономике и международных экономических отношениях