Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа
Международная экономическая интеграция.Причины и формы развития междунардной экономической интеграции в мире.Предпосылки интеграции. Особенности Западноевропейской интеграции.Процесс экономической интеграции в Западной Европе.Современное состояние Западноевропейской интеграции.Экономическое сотрудничество ЕС и России.
Введение.............................................................................................................3-4
Глава I. Международная экономическая интеграция.
Причины и формы развития междунардной экономической интеграции в мире........................................................................................................................5-9
Глава II. Предпосылки интеграции. Особенности Западноевропейской интеграции.
Процесс экономической интеграции в ЗападнойЕвропе..................10-12
Современное состояние Западноевропейской интеграции.............13-17
Экономическое сотрудничество ЕС и России....................................................................................................................18-22
Заключение....................................................................................................23-24
Список литературы...........................................................................................25
Второй этап- 1957-1967. с целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в Риме учредили Европейское экономическое сообщество и европейское сообщество по атомной энергии.
Основная цель Римского договора- «содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет.
Это предполагало:
-устранение между странами-партнерами таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле.
-устранение между странами-партнерами препятствий для свободного передвижения лиц, услуг и капиталов.
-гармонизацию структуры, ставок и налогооблагаемой базы косвенных налогов.
-регулирование государственного субсидирования.
-абсолютный запрет дискриминации по соображениям национальной принадлежности.
Создание общего рынка
предполагалось осуществить к 1970г.
Для решения поставленных задач
и осуществления конкретных мер
по их реализации Договор учреждал
институциональную структуру
В 1968г создан таможенный союз. Во взаимной торговле товарами устранены внутрение таможенные сборы и колличественные ограничения, но сохранились процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах.
Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-участников равные условия во внешней торговле, а следовательно, равные условия конкуренции как на внутренем, так и на внешнем рынках.
Третий период западноевропейской интеграции -1970-1980гг. Данный период ознаменовался усилением центробежных тенденций в ЕЭС и развитии «евроскептизма», даже не смотря на вступление новых членов. 1 января 1973г в Сообщество вступили Дания, Ирландия и Великобритания, а с 1981г — Греция. В 1986г Испания и Поргтугалия становятся членами Европейского сообщества. Число стран-участниц достигает 12.
Центральным событием четвертого
этапа стал Единый Европейский акт,
признавший наличие в ЕЭС общего
рынка и поставивший задачу перехода
к единому внутреннему рынку,
а также создание единого правового
пространства и единой экономической
сферы для хозяйственной
На пятом этапе (1992-2000гг) в соответствии с решениями Маастрихтского договора о Европейском союзе поставлена задача создания Экономического валютного союза с единой валютой- евро, которая превратила Сообщество в реальный единый рынок, поскольку снимает внутренние различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а значит и в ценах, налогах, политике и валютных рынках. Именно за этот период подведена окончательная база под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров и факторов производства.
Выявление этапов развития европейской интеграции позволяет сделать вывод: на протяжении всего существование ЕС происходили углубление интеграционного процесса и трансформация его от простейшей формы к экономическому и валютному союзу. Это единственная в мире интеграционная группировка, которая последовательно прошла в своем развитии все стадии интеграции, вплоть до ЭВС.
Вопрос "куда идет Европа?", которым задаются многие экономисты и политики, стал весьма актуальным после 2007 г. - последнего расширения Евросоюза (до 27 членов), и, в особенности, обнародования Лиссабонского договора о реформе ЕС, а также появления в конце 2008 года первых признаков надвигающегося финансово-воспроизводственного кризиса.
Существует, по крайней мере, пять основных вызовов, перед которыми стоит ЕС: проблема Европейской конституции, общих финансов и евро, необходимость стимулирования экономического роста и конкуренции (как в старых, так и в новых странах - членах Союза), а также задача наладить взаимовыгодное стратегическое партнерство с государствами "европейской периферии".
1 декабря 2009 года вступил в силу Договор о реформе ЕС (так называемый «Лиссабонский договор»), который заменил собой все существовавшие до этого учредительные документы. Он предполагает значительные изменения в структурах и функционировании ЕС и призван оптимизировать работу ЕС, процесс принятия решений, консолидировать достижения последних десятилетий по созданию единого рынка, формированию европейской политики безопасности и обороны, в области юстиции и внутренних дел и создать условия для дальнейшего развития организации.
Кроме того, теперь Евросоюз может заключать соглашения с третьими странами (т.е. изменится традиционная конструкция при заключении международных соглашений – «Европейские сообщества и их государства-члены»). Представительства Комиссии Европейского союза в третьих странах и при международных организациях преобразуются в Представительства ЕС.
Лиссабонский договор также упраздняет основанную на «трех опорах» структуру ЕС (экономический и валютный союз, общая внешняя политика и политика в области безопасности – ОВПБ, сотрудничество в области внутренней политики и юстиции), установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.
Лиссабонский договор
с 1 ноября 2014 г. вводит процедуру принятия
решений по большинству вопросов
двойным квалифицированным
3 марта 2010 года Европейская комиссия опубликовала информационную записку о новой стратегии развития Европейского Союза - Европа 2020. Этот документ является продолжением и развитием Лиссабонской стратегии, осуществляемой Европейским Союзом в 2000-2010 годах. Новая стратегия начинается с дискуссии о будущем экономики Сообщества и о направлениях развития Европейского Союза. Европа-2020 основана на опыте и достижениях Лиссабонской стратегии. Его основной целью было создание в Европейском Союзе наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся экономики, основанной на знаниях, способных постоянно развиться и создавать большее количество рабочих мест, и в то же время для обеспечения наивысшей социальной сплоченности в рамках Сообщества.
Реализация новой стратегии имеет особое значение в условиях трудностей, вызванных мировым финансовым кризисом и следующие рецессии, а также проблемы, связанные с функционированием зоны евро. Кризис выявил слабости экономики Союза, а также финансирования и обратил внимание на препятствия на пути Союз Собственного развития, связанные с интеграцией.
Стратегия Европы 2020 представляет директивы для развития деятельности.
Если же обернуться назад, то на протяжении 1990-х годов минувшего столетия и в начале нынешнего века наблюдался процесс укрепления позиций наднациональных органов Европейского Союза, прежде всего Европейского парламента и Европейской комиссии.
Общие направления экономической политики Евросоюза на среднесрочную перспективу и координирует экономическую политику стран-членов ЕС, а Европейским центральным банком (ЕЦБ) проводится единая (наднациональная) денежно-кредитная политика. На территориях стран-участниц валютного союза функционирует единая европейская валюта – евро (в настоящее время в зону евро входят 13 из 27 стран-членов ЕС).
В то же время бюджетно-налоговая
политика в ЭВС осталась прерогативой
национальных правительств, и ее наднациональный
аспект в настоящее время сводится
к мониторингу и рекомендациям
со стороны органов Евросоюза. Однако
повышение степени консолидации
в управлении бюджетно-налоговой
политикой стран ЭВС становится
все более настоятельным, поскольку
текущий подход, сочетающий централизованное
регулирование денежно-
На современном этапе своего развития Европейский Союз столкнулся с вызовами растущей глобализации и одновременно – с необходимостью внутренней модернизации и проведения достаточно глубоких реформ в ряде сфер.
Факторы, сдерживающие реализацию Евросоюзом целей так называемой Лиссабонской стратегии развития данного интеграционного объединения, предполагающей создание уже к 2010 г. наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на передовых знаниях, при сохранении западноевропейских ценностей, обеспечении гармоничности экономического развития и повышении социальной сплоченности общества. Объективной причиной разработки Лиссабонской стратегии наряду с внутренними социально-экономическими проблемами ЕС (сложная депрессивная экономическая и социальная обстановка в большинстве стран ЕС-15, старение населения, сокращение рождаемости, легальный и нелегальный приток мигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и Турции) явилось обострение на рубеже веков мирохозяйственной конкуренции и ослабление позиций ЕС в мировом хозяйстве.
Одним из факторов, обусловливающих
данную тенденцию, является незавершенность
интеграционного процесса в Европе.
К числу основных причин отставания
Евросоюза относятся более
Трудности трансформационно-
Евросоюз приостановил свое
дальнейшее расширение до решения вопроса
о принятии Конституции ЕС, призванной
стать основополагающим документом
в области регулирования
Тем не менее, представляется,
что механизм европейской экономической
интеграции, несмотря на сложности
и противоречия ее развития, обладает
достаточными адаптационными возможностями.
В долгосрочном периоде, как представляется,
интеграционный процесс в рамках
Евросоюза приобретет необходимую
динамику, но будет все более
2.3 Экономическое сотрудничество ЕС и России.
Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом имеют колоссальное значение для российского государства, бизнеса и общества. Ведь от их характера зависят не только наше взаимодействие в области торговли и отдельных секторов экономики, но и сам тип социально-экономического развития страны.
Россия может сыграть важную роль в процессе европейской интеграции. Это страна, которая имеет огромный и неоспоримый вклад в создании общего культурного наследия Европы. Размер России, ее потенциал и интересы — это вызов для Европы, которая еще нуждается в России. Кроме того, сегодня Россия нуждается в Европе и Европейского союза. Изменения, которые Россия претерпела со времен перестройки в том, что ее стало «больше», чем раньше, так доля в процесс интеграции увеличилась. Если мы хотим, чтобы Россия участвовала в процессе европейской интеграции в конструктивном русле, необходимо изменить отношения между Западной Европой, Европейским Союзом и Россией и развиваться на новых основах. Сама Россия также должна преодолеть предубеждение против Запада и некоторых из его соседей. Отношения должны быть основаны прежде всего на трезвом экономическом и политическом рассчете. Создание такого рода сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, основанно на принципах партнерства и взаимного доверия.
Первая главная задача России в выстраивании отношений с ЕС-взаимоувязка сырьевых и иновационных ориентиров в собственнной стратегии.
Кроме того, внешние факторы реализации этих двух стратегий складываются по-разному для каждой из них. В сырьевой стратегии явным противодействующим фактором является политика наднациональных органов ЕС, а политика бизнеса и отдельных прагматичных правительств ей скорее содействует.
Если ЕС не готов делиться
активами энергетическими, то высокотехнологичные
- во всяком случае, на уровне деклараций,
он готов предоставить России. А
вот прагматизм европейского, да и
российского бизнеса здесь
Информация о работе Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной Европе