Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:27, реферат
В своей историко-социологической работе – «Этнические корни наций» Смит рассматривает этническую идентичность на коллективном уровне. Согласно Смиту, ядро этничности составляют мифы, память, символы и ценности. «Не может быть идентичности без памяти (хотя бы и избирательной), коллективной цели без мифа, а идентичность и цель (или судьба) – необходимые элементы самой концепции нации». Мифы и символы запечатлены в священных текстах, языках, религиозных святынях и могилах, стилях одежды, в искусстве, архитектуре, музыке, поэзии, формах иерархии, в производственных технологиях. Смит определяет мифы и символы как объективно существующие и имеющие коллективное происхождение. Феномены символизма и мифологии человек, генерация застают уже готовыми, а в жизни этноса и отдельно человека они выполняют такие важнейшие функции как интерпретирующая и творческая.
В своей историко-
Каким образом Смит аргументирует мифы и символы как формы проявления коллективного самосознания? Поскольку мифы содержат в себе ответ на вопрос «Кто мы?», постольку позволяют отличать одну этническую группу от другой. Миф также отвечает на вопрос о том, что объединяет членов этноса. Это, как правило, общие предки, общее географическое местонахождение, это общая этническая история – возникновение, расцвет, «золотой век», упадок, как правило временный, и неминуемое возрождение в будущем. Каждый этнос, по Смиту, имеет мифы и соответствующие символы, связанные с территорией.
В консолидации наций такой
инструмент как создание символов,
создание этнической истории – это
самая заметная часть. По Смиту, нация
создается посредством
Также как и многие исследователи, Смит различает два типа нации – территориальную (гражданскую) и этническую. Согласно Смиту, современные модернизирующиеся государства имеют только два варианта «нациестроительства»: территориальный//политический и этнический//генеалогический.
На выбор той или иной версии моделирования нации влияют, по Смиту, этническая структура населения, этнокультурный багаж, политические возможности государства. Гражданская модель нации предпочтительнее для полиэтничных государств, другой вопрос удастся ли государству сплотить множество этнических культур и групп в единое политическое сообщество.
Контрастная гражданской нации этническая или генеалогическая модель нации соответствует опыту стран Западной Европы. Как правило, в основе западноевропейских национальных государств находилось определенное «этническое ядро» – численно, политически и культурно доминирующая группа, уделом же других, остальных этнических групп оставалась ассимиляция.
Рассматривая причины
возрождения национализма в развитых
капиталистических странах
Э. Смит выстраивает свою типологию
поведенческих стратегий
Смит предлагает свое определение национализма: стремление достичь и поддерживать автономию, единство и идентичность социальной группы, члены которой определятся образовать из нее нацию. Иначе говоря, цель национализма – создание нации, основными инструментами ее создания, как мы видели выше, являются реальная или культурная мифическая общность.
Большое внимание в исследованиях
Э. Смита уделяется тому, почему ослабляются
классовые конфликты в
Другая
черта нового национализма – интерес
не столько к культурной сфере, а
к социальной и экономической. Интерес
к социал-демократическим
Исследование национализма в странах «третьего мира» связано с понятием «зависимость». Как известно, термин «зависимость» означает взаимоотношения колоний с бывшими метрополиями. В 50-е годы этничность начинает использоваться в качестве одного из основных инструментов в создании государства. Вместе с тем это положение практически невозможно реализовать в европейских развитых странах, что в свою очередь и провоцирует рост этнического национализма в развитых капиталистических странах.
Что способствует этническому
возрождению? Во-первых, утверждает Э.
Смит, на этническое возрождение влияет
факт этнических связей и чувств. Понятно,
что их социальное и политическое
значения культурно и исторически
контекстны. Во-вторых, усилению связей
в этнических обществах и пробуждению
их политического самосознания способствовали
войны, мобилизуя население, одновременно
увеличивалась роль централизованного
государственного аппарата в сельской
местности. Особо важную роль в деле
этнического возрождения
Дальнейшие перспективы в изучении национализма Смит видит в двух подходах: теория модернизации и теории неравномерного развития. Согласно теории модернизации, национализм – это то, что дезинтегрирует традиционные общества и позволяет перейти в современное состояние. Согласно теориям неомодернизации, национализм является результатом беспокойства и напряжения, через которые должны пройти общества в процессе модернизации. Согласно второму подходу национализм возникает в результате неравномерного развития капитализма. В рамках данного подхода появление и рост национализма объясняется капиталистическими законами.
Список использованной литературы:
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Теоретические основы этничности // Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999.
Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм. Теории и политическая история. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: РГГУ, 1999.