Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник написан, исходя из того, что им могут пользоваться как студенты, прослушавшие такие дисциплины как введение в экономику, так и люди, не имеющие экономического образования. Для тех, кто не имеет экономического образования, но проявляет интерес к изучению проблем экономики развития можно опустить изучение базовых теоретических принципов экономического развития, а перейти непосредственно ко второй или третьей части учебника.
Введение
1. Содержание общемирового развития.
1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике
2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Социально-экономическая система и механизмы системы.
Параметры классической экономической школы, отражающие экономическую деятельность
Развитие социально-экономической системы в теории неоклассической экономической школы
Агрегаты кейнсианской школы, отражающие экономическую деятельность и развитие.
Параметры посткейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность
Параметры теории институционализма, отражающие функции социально-экономической системы
Основные экономические положения марксистского течения.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира
3.1. Модели экономического развития. Понятие «модель экономического развития»
3.2. Темпы экономического роста
3.3. Уровень технологического развития.
3.4. Производительность труда
3.5. Уровень и качество жизни
3.6. Бедность
4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
4.1. Занятость и безработица.
4.2. Процесс урбанизации
4.3. Образование
4.4. Рост населения и развитие стран мира
4.5. Механизм межбюджетных отношений.
4.6. Расовые, национальные и религиозные различия
4.7. Географические и природные факторы
5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие.
5.1. Структура и тенденции международных экономических отношений.
5.2. Влияние международной торговли на развитие.
5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие..
5.4. Влияние международных инвестиций на развитие
23. www.c.omsk.reg.ru Исупов В.А. Урбанизация и псевдоурбанизация.
24. www.corruption.rsush.ru Харт К. Неформальная экономика.
25. www.e-journal.ru Г.Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы
26. www.geogr.msu.su Слука Н.А. Экспресс урбанизация набирает скорость.
27. www.geohive.com Статистические показатели по странам мира
28. www.icsps-project.ru Манзанова И. Трансформация процессов урбанизации и маргинализации в России.
29. www.isn.rsush Говорова Н. Современная концепция развития человеческого потенциала.
30. www.kizi.kz Кунашева Д.Р. Урбанизация и миграция из сельской местности в город. Внешние эффекты, вызванные миграцией.
31. www.mpsf.ru Ступенков Д. История городов, особенности формирования и структура урбанизированных поселений.
32. www.nobles.ru Широкова М.П. Средневековье во всемирно-историческом процессе
33. www.ons-rema.ru Ахиезер А.С. Динамика урбанизации и миграции в России.
34. www.ppl.boom.ru Володькина О.И. Краткая характеристика урбанизации.
35. www.ptup.ru Бубнов А.Ю., Михайлов Е.Г. Управляем ли мы процессом урбанизации.
36. www.rels.obnins.com Ванчугов В. Философия города.
37. www.strategy.burg.ru Заборова Е.Н. Философия городских реформ.
38. www.tuad.nsk.ru Шильман М. Процессы урбанизации.
39. www.ug.ru Неотвратимая урбанизация. АгенствоИнформНаука
40. www.ug.ru Юрицин А. Урбанизация – показатель неблагополучия
41. www.un.org World Urban Prospectives
42. www.undp.org Доклады развития человека за 2000 и 2001 года.
43. www.unfpa.org The state of world population (Demographicm, Social, Economic indicators)
44. www.urg.ru Кишенкова О. Широта пространства- широта души.
45. www.vfenge.vbg.ru География городов. Курс лекций
46. www.worldbank.org Статистические данные.
47. www.worldbank.org.ru
Мир и Россия. Материалы для размышления
и дискуссий.
Тема 19. Образование как фактор экономического развития страны
Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку рассматриваются в настоящее время, не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций. Во второй половине 90-х годов затраты на образование в США составляли более 5% ВВП, в Японии в – около 4%, в России – около 3,5%.
Основная задача в области образования в мире – это ликвидация безграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны, которые включают в себя страны со средним уровнем экономического развития, страны с недостаточным уровнем экономического развития и бедные и беднейшие страны. Например, в странах Африки и Южной Азии неграмотные составляют 40% взрослого населения.
Для анализа экономического положения мира используется целый ряд показателей, характеризующих динамику и состояние мировой экономики. Основной из них – реальный валовой внутренний продукт. Не менее важное значение придается удельному весу городского населения, средней продолжительности жизни, уровню рождаемости, ИРЧП и другим. Все эти показатели в той или иной степени влияют на образование и в противоположность образование также оказывает прямое или косвенное влияние на данные показатели. Например, страны с высоким уровнем бедности не имеют доступа к образованию, к тому же население в таких странах стремится в первую очередь удовлетворить свои первичные, то есть физические потребности, нежели духовные. Если рассматривать страны с большим показателем средней продолжительности жизни, можно сказать, что это страны развитые, а, следовательно, их потребность в образовании очень велика и не только в среднем и высшем образовании, но и во втором высшем.
По итогам анализа показателей можно сказать, что на сегодняшний день в мире преобладают развивающиеся страны, с низким уровнем грамотности, и потому со слабо развитой экономикой. Для того, чтобы исправить сегодняшнюю ситуацию правительствам развитых стран следует оказывать материальную помощь странам с большим числом неграмотного населения. Таким образом, в будущем улучшится не только экономическая ситуация в ряде регионов, но и в мире в целом. Это означает развитие цивилизации и переход к новой индустриальной эпохе на мировом уровне.
Источники информации
1. Башкина Г. О механизме финансирования системы образования// Образование в документах. 1996. № 18.
2. Бушмарин
И. Квалификация рабочей силы
– ведущий компонент
3. Вопросы экономики. 1996, №1, стр. 40-42.
4. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник.М.:1995, 458 c.
5. Глухов В.В. Экономическое управление в вузе. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 133 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации//Российская газета.1994.8 декабря.
7. Диденко Н.И. Мировая экономика. Контуры развития:Учеб.пособие.СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001, 100 с.
8. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. С.-Пб.1994,243 c.
9. Закон об образовании РФ от 10 июля 1992 года (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ)
10. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – 416 с.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998, 727 с.
12. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для вызов – М.: Аспект-Пресс, 1995,286 с.
13. Надель С.Н., Гаузер Н.Д. и др. Социальный облик современного общества.- М.: Наука, 1993.- 244с.
14. Нуреев Рм. Система образования Индии: проблема развития // Индия 1987. Ежегодник. М. Наука, 1988
15. Овсянников А. Куда дрейфуют вузы?//Литературная газета. 1996, 3 июля. Стр.13.
16. Попов Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг//Молодежь, образование, рынок.: сб.науч.тр. М., НИИВО,1992,278 c.
17. Программа социальных реформ в РФ на период 19996 – 2000 годов//Российская газета. 1997,12 марта.
18. Программа социальных реформ в РФ на период 19996 – 2000 годов//Российская газета. 1997,12 марта.
19. Российский статистический ежегодник/ Стат. сб., Госкомстат России. М., 1995, 369 c.
20. Савин А. Образование без диплома и диплом без образования// Известия. 1996, 28 сентября.
21. Сборник законов об образовании стран ближнего зарубежья/Под ред. В.А. Мясникова, Е.И. Тороховой. М.: 1993, 491 c.
22. Тенденции развития и роль образования: экономический и социальный аспекты/ Под ред. В.И. Марцинкевича. М.:1994, 366 c.
23. Ткаченко Е. Дети и школа. Проблемы и перспективы// Мир образования. 1996, №1.
24. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»// Российская газета.1996, 23 января.
25. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»// Российская газета.1996.29 августа.
26. Финансовые известия, 1997, 30 сентября, стр. 6.
27. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Б.С. Рябушкин Экономика образования. Учебное пособие. – М.: Российское Педагогическое агенство, 1998, 306 с.
28. Эльянов А. Государство и развитие//МЭ и МО, 2003, № 1, с. 3-14.
29. Яковец Ю.В., Пирогов С.В., Попов Б.Е. Закономерности и перспективы цикличной динамики науки, культуры и образования. М., 1996, 341 c.
30. Barro R. Economic Grouth in a Cross Section of Countries// Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106
31. Duflo E. Schooling and Labour Market Consequences of School Construction in Indonesia: Evidence from and Unusual Policy Experiments. Mimeo Department of Economics. MIT, 1999.p.5.
32. Maddison A. The World Economy in the 20-th Centure. Paris, 1989, p. 78
33. www.almamater.ru - сайт фирмы «Альмаматер», обучение за рубежом.
34. www.smolensk.ru - сайт г. Смоленска, рынок образовательных услуг.
35. www.unesco.org - официальный сайт ЮНЕСКО.
36. www.worldbank.org - официальный сайт Всемирного банка.
37. www.dteducation.com - Цеюкова О. Европейская реформа образования.
38. www.aboutstudy.ru - Американская модель образования.
39. http://conf.sssu.ru
- Российская система
открытого образования
Генеральная сетевая конференция. Открытое
европейское образовательное пространство.
Тема 20. Рост населения и развитие стран мира
Существуют различные теории и подходы к определению роста населения стран и к их развитию. Согласно мальтузианской теории рост населения – процесс подчиненный биологическому закону. Этот закон “состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи”. Вторым основанием теории Мальтуса стал закон убывающего плодородия почв. Суть этого закона заключается в том, что производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но всё-таки конечна. Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться.
К счастью, как уже было доказано, предсказания Мальтуса оказались далекими от действительности, и в мире в течении двух прошедших веков происходил устойчивый экономический рост.
С конца XVIII века происходят следующие изменения: на смену прежней экономической устойчивости приходит экономический рост; население перемещается из сельской местности в промышленность, а затем в сферу услуг; начинается рост душевого валового внутреннего продукта, увеличивается доля сбережений, растет уровень грамотности; растет внешняя торговля; растет доля ВВП перераспределяемая через бюджет.
Одним из многих ученых, опровергшим теорию Мальтуса, был С. Капица, математическая модель которого явилась доказательством того, что рост населения не зависит от внешних факторов и неограничен ресурсами.
Доказательством того, что рост населения является одним из факторов экономического роста и развития является модель Р. Солоу.
В настоящий момент человкчество находится в процессе демографического перехода (смена типов воспроизводства населения, рассматриваемое как глобальное явление, охватывающее все страны мира). Наступление глобального демографического перехода (в соответствии с феноменологической теорией) сопровождается невиданным ранее прогрессом – ростом городов, промыщленной революцией, развитием транспорта и связи, становлением мировой финансовой системы, развитием науки.
Результаты многих исследований приводят а выводу об отсутствии прямого влияния внешних факторов – окружающая среда и ресурсы – на пределы роста населения. Из этого можно сделать вывод, что управление ростом населения определяется внутренними системными факторами развития, неизменно действующими на протяжении миллионов лет.
Источники информации