Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование роли экономики Китая в мировом хозяйстве.
При написании работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение и анализ основных этапов экономического развития Китая;
В годы реформы сформировался и в последнее время уже достаточно весомо заявил о себе фондовый рынок Китая с двумя основными фондовыми биржами в Шанхае и Шэньчжене. По размерам биржевой капитализации, количеству участников, объему совершаемых операций шанхайская биржа в настоящее время занимает одно из первых мест в Азии.
Достижения в развитии экономики Китая, осуществлении радикальных структурных преобразований не означали того, что в этой сложной деятельности не было недостатков, нерешенных проблем и серьезных противоречий. Среди них сами китайские специалисты на первое место ставят проблему производительности труда, которая связана непосредственно с повышением качества функционирования экономики. Отставание страны по показателям душевого дохода от развитых и ряда среднеразвитых стран требует решения многих сложных проблем. Например, в сельском хозяйстве семейный подряд не может полностью решить проблему технической оснащенности и экономической эффективности. В настоящее время сила человека и животное тягло занимают в общем энергетическом балансе китайского земледелия ок. 75%.
Существует также проблема уровня жизни и образования. Достижения Китая в улучшении материального положения населения огромны, но в стране по-прежнему немало бедных, особенно в сельской местности. Широко распространена безработица. Стране не хватает квалифицированной рабочей силы. В КНР есть понятие «новые неграмотные» (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно значительное количество детей либо покидает начальную или неполную среднюю школу, либо вообще не имеет возможности учиться. Все эти тенденции, естественно, негативно отражаются на ходе реформы, затрудняют повышение эффективности экономики.
Таким образом, анализируя развитие реформы, можно сделать вывод о том, что в стране наблюдаются существенные экономические преобразования и сдвиги, но помимо положительных сторон, существуют и отрицательные, о чем было упомянуто выше.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КИТАЕ
Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места и активно участвует в освоении инновационных технологий.
Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет данный сектор стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.
В 2002 г. в Китае был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.
Как и в других странах, в Китае созданы и активно совершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача – обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании «Государственного фонда развития малых и средних предприятий».
После 2003 г. в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса. Вот некоторые данные, характеризующие его развитие в Китае:
– малые предприятия (количество занятых − до 100 человек) составляют 99% предприятий Китая;
– в КНР действуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, что составляет примерно 99,8% общего количества отечественных предприятий [6];
– в секторе малого предпринимательства занято около 60% трудоспособного населения КНР [29];
– на долю данного сектора приходится свыше 60% ВВП страны [19];
– на малый бизнес приходится 46% налоговых поступлений, 75% запатентованных разработок и 75% общего количества рабочих мест в стране [6];
– сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая [18];
– китайские малые и средние предприятия обеспечивают 62,3% общего объема экспорта Китая. В 2005 г. объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд. долл. и 197,71 млрд. долл., увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий [18].
Государство помогает среднему и малому бизнесу в продвижении своей продукции не только на внутренний, но и на внешние рынки. В Китае бизнесменов, которые, по сравнению с коллегами своей отрасли, платят больше налогов и создают больше рабочих мест, поощряют и награждают как «отличников социалистического строительства». В отношениях государства и малого бизнеса в Китае удивительным образом сочетаются древние конфуцианские традиции и «социалистические» нормы. Именно поэтому в Китае не существует проблемы негативного отношения части общества к бизнесменам.
Основным проводником государственной экономической политики в стране является Национальная комиссия по развитию и реформированию (NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малых и средних предприятий.
Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса – это созданная в 2001 г. государственная информационная служба CSMEO . Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий.
Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, и ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений [5].
При всех положительных моментах, многие эксперты отмечают, что малый бизнес в Китае все еще испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации.
В целом, на основе вышеизложенного можно заключить, что меры, предпринятые правительством Китая на первых этапах реформы, были успешными, о чем свидетельствуют показатели развития малого бизнеса в стране. На сегодняшний день, экономика Китая во многом основывается на малых предприятиях, которые способствуют развитию экспорта, обеспечивают занятость, способствуют внедрению новой техники и технологий.
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ
Экономическое развитие КНР осуществлялось в рамках стратегии «опоры на собственные силы» и сопровождалось быстрым расширением внешнеэкономических связей. В современной трактовке эта концепция подразумевает активное использование передовой зарубежной технологии, опыта управления, финансовых средств в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня национального хозяйства.
Последние десятилетия характеризовались расширением самостоятельности предприятий в области внешнеэкономической деятельности, ограничением квотирования экспорта и импорта ряда товаров. Сохраняется запрет на обращение иностранной валюты, введена обязательная продажа валютной выручки от внешнеторговых операций уполномоченным банкам с правом покупки у них валюты для импорта и других целей.
По степени участия в международных экономических отношениях китайское хозяйство может характеризоваться как полуоткрытое, хотя вопрос об уровне вовлечения национальной экономики в мировое хозяйство неоднозначен. При подсчете по покупательной способности юаня показатель открытости хозяйства оказывается небольшим — 7—8% ВВП, что свидетельствует о невысокой зависимости китайского хозяйства от внешних факторов.
Китай активно развивает внешнеторговые связи. В 2001 году страна вступила в ВТО.
На ее долю приходится 3,4% мирового экспорта товаров и услуг. Китайский экспорт превосходит соответствующие показатели многих стран, уступая только ведущим индустриальным странам. Преобладает экспорт товаров, в экспорте услуг на ее долю приходится 0,3% мирового объема (в 2006 году экспорт услуг составил 91421 млн.$, в 2007 – 121655 млн.$). Основное место в экспортных поставках занимают мелкие и средние предприятия. Их поставки составляют примерно 60% общего объема экспорта страны.
Произошли важные сдвиги в товарной структуре экспорта. В нем значительно выросла доля готовой промышленной продукции и снизилась доля сырьевых товаров. Доля готовой продукции превышает 2/3 китайского экспорта. Основное место в нем занимают продукция легкой промышленности и другие товары (хлопчатобумажные ткани, одежда, обувь, игрушки). По экспорту фарфоровых изделий, хлопчатобумажных тканей, натурального шелка, пластмассовых игрушек, напольных ковров, туристических принадлежностей страна занимает первое место в мире.
На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится порядка 20% экспорта. Проникновение этих товаров на международные рынки сдерживается невысоким качеством, недостаточными возможностями послепродажного обслуживания. Высокий удельный вес в мировом экспорте имеют оптические инструменты (14%), радиоприемники (35% мировых поставок), конторское оборудование (9%), металлообрабатывающие станки, суда и телекоммуникационное оборудование (4—5%).
Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна, особенно хлопчатобумажной и шелковой промышленности (52 и 65%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота 5%.
Основные направления китайского экспорта и импорта показаны на рис. 1 и 2.
Рис. 1 Основные направления китайского экспорта
Примечание. Источник: собственная разработка
Рис. 2 Основные направления китайского импорта
Примечание. Источник: собственная разработка
Важное значение для развития китайского хозяйства имеет импортная торговля. Приобретение техники и технологии дает возможность на реконструируемых предприятиях наладить собственное производство современной продукции и выйти на более высокий уровень технического развития. По оценкам, за счет импорта техники и технологии было обеспечено порядка 60% прироста промышленного производства.
Изменилась товарная структура импорта. КНР резко сократила ввоз зерновых и полностью прекратила закупки хлопка, соевых бобов и ряда другой сельскохозяйственной продукции, что стало возможным благодаря значительному увеличению сбора этих культур в стране. В то же время увеличился ввоз топлива, однако закупки нефти и нефтепродуктов остаются относительно скромными. Это результат двукратного снижения энергоемкости производства. Значительной остается зависимость от ввоза сырьевых товаров производственного назначения: леса и лесоматериалов, каучука, целлюлозно-бумажных товаров.
Географическое направление внешней торговли КНР концентрируется на развитых странах, на которые приходится свыше 90% китайского экспорта.
Ведущими экспортными рынками являются США и Япония. КНР выступает крупнейшим поставщиком на американский рынок текстильных товаров и игрушек. 2/3 продаваемых в США игрушек сделаны в КНР. Китайский экспорт составляет очень скромную долю в импортных закупках промышленно развитых стран. Китайские товары обрабатывающей промышленности составляют только 0,5% импорта стран ОЭСР.
Основными импортными рынками КНР также являются индустриальные страны — свыше 50%. Среди них выделяются Япония и США. Из Японии поступает свыше 20% импорта. При этом основная часть китайских закупок машин и оборудования за рубежом приходится на Японию, что объясняется активной политикой стимулирования экспорта со стороны японского правительства, которое предоставляло Китаю значительные экспортные кредиты. США лидируют в поставках высокотехнологичной продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники.
Для развитых стран китайский рынок не является крупным. Только 2,4% американского экспорта идет в КНР, (меньше, чем на Тайвань). Еще меньше относительные показатели других ведущих развитых стран. Только для японских компаний значение китайских закупок достаточно большое (5,1% японского экспорта).
Значительные закупки товаров КНР осуществляет в странах Азии — около 40%. Они включают нефть, другие сырьевые товары, а также ряд промышленных изделий.
Заметное место во внешней торговле КНР занимает Российская Федерация, на долю которой приходится 1,7% китайского внешнеторгового оборота. Это десятый по значению рынок. Китайские предприятия экспортируют в РФ изделия из кожи (24% экспорта), одежду (12%), обувь, трикотаж, а импортируют из нее машины и оборудование (свыше 40%), минеральные удобрения и черные металлы.