Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:12, реферат
XX век внес огромные изменения в жизнь стран и народов. Но трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и экономической сферах были столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из «моторов» западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным противником.
Введение 3
Общая характеристика Франции 5
Внешняя торговля Франции 9
Валютно-финансовые отношения Франции 12
Антикризисная политика Франции
Заключение 16
Список литературы 17
Бенефициары этих видов помощи представители МСП, находящихся в удовлетворительном финансовом состоянии, с хорошим производственным и инновационным потенциалом, особенно в плане зарубежной хозяйственной деятельности. В 2008 г. помощь в области кредитных гарантий получили 75 тыс. компаний; общая сумма гарантий ОСЕО составила 6 млрд. евро, что обеспечило выдачу банковских кредитов на 14 млрд. евро. Только за восемь месяцев 2009 г. помощь была сказана 18 тыс. МСП.
Параллельно ОСЕО взялась помочь МСП восстановить их капиталы. На это в 2008 г было выделено 2 млрд. евро; предприятия пользовались этими средствами, либо получая специальные процентные ссуды, либо выпуская особые облигации-сертификаты, которые покупались структурами ОСЕО и уполномоченных банков.
В конце 2008 г. был также учрежден специальный Фонд стратегического инвестирования, задача которого финансовая поддержка средних и крупных компаний. Применительно к среднему бизнесу она распространяется на компании, обладающие значительным потенциалом роста, способные стать лидерами в своих сегментах рынка. Среди крупных компаний помощь Фонда формально могут получить те, что способны быстро развернуть в своей отрасли масштабный производственный проект; фактически же речь идет о ведущих фирмах, действительно имеющих стратегическое значение для национальной экономики. Фонд является совместной частно-государственной структурой: 49% его средств принадлежит государству, 51% банку Caisse des Depots et Consignations. Средства Фондаа составляют 20 млрд. евро. Финансовая поддержка осуществляется через участие в капитале (выпуск компанией специальных сертификатов, выкупаемых Фондом). На сентябрь 2009 г. Фонд участвовал в капитале более 40 компаний, в том числе таких флагманов французской экономики, как Renault, Air France, Danone, France Telecom.
Поддержание занятости - последняя, но отнюдь не по значимости, группа мер в списке задач Плана. Она включает два важнейших направления мероприятий: стимулирование найма на мелкие предприятия (до 10 работников) и проведение активной политики занятости. В течение 2009 т. такие предприятия освобождались от взносов в систему социального обеспечения при наборе новой рабочей силы. данная мера обошлась государству в 700 млн. евро.
В активную политику занятости включены меры по поддержанию безработных, принятые в рамках общенационального коллективного соглашения от декабря 2008 г. Кроме того, снижено с 1200 до 800 годовое количество необходимых отработанных часов для категории "частично занятые". Это означает, что те, кто реально отработали 800 часов, могут рассчитывать на пособие по безработице - раньше они его не получали. Размер этого пособия также повышен - с 50 до 60% доналоговой заработной платы. Общая сумма затрат государства по данному направлению должна составить 500 млн. евро.
Оценивая мероприятия, осуществленные французским правительством по выводу страны из кризиса, особо выделим три момента. Во-первых, оперативность, с которой власти отреагировали на кризис: между резким ухудшением национальной хозяйственной конъюнктуры и оглашением президентом страны пакета первых антикризисных мер прошло буквально несколько дней, а детальная разработка принятие Плана оживления экономики заняли всего около двух месяцев. Во-вторых, сосредоточенность действий государства именно на тех направлениях, где они были более всего нужны (противодействие непосредственным последствиям финансового кризиса, помощь наиболее пострадавшим отраслям и компаниям, особенно МСП). В- третьих, впервые открыто провозглашенный и проводимый в жизнь государством принцип регулирования через предложение. Путь выхода из кризиса администрация Саркози видит во всемерном поощрении инвестиционной деятельности компаний, на которые возлагаются функции и всемерного расширения производства и экспорта, и создания новых рабочих мест. Всячески подчеркивается, что покупка ОСЕО или Фондом стратегического инвестирования специальных сертификатов ни в коей мере не направлена на перераспределение собственности, на огосударствление компаний; это всего лишь мера по поддержке их финансового потенциала.
Не вызывает сомнений, что, преодолев кризис, французская экономика выйдет из него в значительной мере обновленной. Ускорится развитие малого бизнеса, в том числе и в инновационных областях. Либерализация деятельности университетов будет способствовать переходу к экономике знаний. Улучшится состояние производственной инфраструктуры. Результаты краткосрочных мер, принимаемых государством, ощутимы уже сегодня. Последствия долгосрочных мер будут видны, как представляется, ближе к середине нового десятилетия,
Конечно, государственная политика сталкивается с определенными сложностями. Формально для выхода из кризиса государство предоставило бизнесу огромные средства. Однако реальные итоги не всегда соответствуют анонсированным мероприятиям. Например, из 360 млрд. евро, первоначально заявленных в качестве помощи банкам, последние к концу 2009 г. фактически получили лишь 22,5 млрд. Вливания Фонда стратегического инвестирования в экономику на самом деле составят всего 6 млрд. евро, Еще 14 млрд. евро -, это средства, которые уже так или иначе вложены самим государством или Caisse des Depots et Consignations в ведущие компании; они просто переданы из Казначейства, которое ими ранее управляло, во вновь созданный Фонд. Что касается кредитного посредничества ОСЕО, только 20% имевших гарантии этой организации МСП смогли получить от банков кредиты на основании простой письменной заявки, как это предусматривалось первоначально. По опросу, проведенному консалтинговой фирмой КРМС в октябре 2009 г., 82% руководителей МСП считают, что, несмотря на все действия государства, условия кредитования в 2009 г для них ужесточились.
Оппозиция критикует администрацию Саркози за недостаточный объем помощи экономике, Но, даже если это и так, вливаемые средства, почерпнутые в значительной степени из госбюджета, ложатся на него тяжким бременем. В 2008 г. бюджетный дефицит составлял 3,6% ВВП, что уже превосходило границы, установленные Маастрихтским договором; в -2009 г. данный показатель, по всем прогнозам, достигнет 8,5%; борьба с кризисом только в указанном году обойдется Франции в 10,5 млрд. евро. Брюссель требует от Парижа довести дефицит до нормального уровня к 2013 г., тот просит отсрочки до 2014 г. Министры экономики и бюджета всячески заверяют, что налоги в стране (в том числе корпоративные) повышаться не будут. И в самом деле, их увеличение противоречило бы провозглашенной администрацией Саркози политике поддержки предложения. Но возможно ли в противном случае снижение дефицита за столь короткий срок?
Главное, однако, на наш взгляд, заключается в другом. Все кризисы, даже великие, когда-нибудь завершаются. По выходе из нынешней сложной ситуации перед Францией опять встанут те долгосрочные проблемы, о которых говорилось в начале настоящей статьи. В какой мере сможет настроиться на их решение бизнес, в какой степени будет этому способствовать государство? Ведь именно от преодоления структурных отставаний зависит дальнейшее долгосрочное развитие Франции, ее положение и имидж как одной из ведущих экономик мира.
Заключение
С середины 90-х годов французская экономика испытывает трудности адаптации к современному этапу научно-технического прогресса. Это выливается в низкую динамику ВВП, хронически высокую безработицу; Франция во все большей мере превращается в "больного человека" ЕС. Экономические и социальные проблемы особенно обострились в результате кризиса. Выход из него должен обеспечить не только улучшение текущей конъюнктуры, но и решение долгосрочных проблем, в том числе институциального характера, ускорение модернизации национального хозяйства.
Список литературы
1. «Экономика и управление в зарубежных странах» (по материалам иностранной печати).Ежемесячный информационный бюллетень. Главный редактор-к. г. н. Ю.Н.Щуко,2011г.
2. «Мировая экономика и международные отношения»
Главный редактор-А.В. Рябов, 2010-2011гг.
3. Международная экономика, 4/2011г.
4. Вопросы экономики (2).
Главный редактор-Л.И. Абалкин. Москва,2011г.
5. Микроэкономика №1, 2010г.
Главный редактор-д.э.н., проф. С.Б. Гальперин
6. Региональная политика стран ЕС.
Ответственный редактор-д.э.н. А.В. Кузнецов. Москва ИМЭМО РАН,2009г.
БИКИ №27 (9724), 12 марта 2011 г.
БИКИ №51 (9599), 8 мая 2011 г.
БИКИ №52-53 (9600-9601), 13 мая 2010 г.
БИКИ №14 (9562), 4 февраля 2010 г.
24