Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:39, реферат
Экономическая интеграция, является исторически сложившейся
общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.
I. Введение....................................................................................................3
II. Факторы экономической интеграции бывших советских республик……....................................................................................................8
III. Интересы России и СНГ в экономической интеграции………………12
IV. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………….17
1. Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России……………………………………………………………………19
2. Состояние интеграционных процессов России и СНГ…………………21
3. Перспективы экономической интеграции стран СНГ………………..…28
V. Заключение……………………………………………………………..….32
Список литературы…………………………………………………………..37
В Баку между Россией и Азербайджаном подписаны Декларация о принципах безопасности и сотрудничества на Кавказе, а также Декларация по сотрудничеству на Каспии, что позволило сблизить позиции России, Казахстана и Азербайджана. Жесткая позиция России в отношении Грузии, выразившаяся во введении визового режима, в сокращении поставок газа и электроэнергии, а также в требовании присоединиться к антитеррористической деятельности, заставляет, по-видимому, руководство Грузии задуматься о необходимости открыть новую страницу в отношениях с Россией. Примечательна его заинтересованность в сотрудничестве с создаваемым "Союзом четырех".
Все это подтверждает, что экономическая политика региональных объединений, функционирующих в рамках Содружества, должна строиться не на принципах самодостаточности, ведущих к дезинтеграции, а на основе учета общемировых процессов интеграции, транснационализации и глобализации.
Если сопоставлять ГУУАМ и созданное в октябре 2000 г. Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), то различие заключается прежде всего в степени экономического развития. Три страны - участницы ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия) находятся в группе государств со средним уровнем развития. Возникнув на базе Таможенного союза, страны Евразийского сообщества более подготовлены к решению интеграционных задач.
1. Россия, как и другие страны ЕврАзЭС, жизненно заинтересована в сохранении рынка сбыта своей продукции именно в странах Содружества, так как ввиду ее технического уровня нам трудно помышлять о полноценном выходе на рынки дальнего зарубежья. Добавим к этому зависимость от поставок из соседних стран стратегического сырья (например, цветных металлов, хлопка), некоторых продовольственных товаров. А другие страны СНГ в обозримый период вряд ли смогут рассчитывать на более выгодные рынки, чем российские, не говоря уж о поставках из России энергоресурсов и продукции обрабатывающей промышленности.
2. Транспортные коммуникации и магистрали соединяют Россию и страны СНГ в одно целое. Их объединяет также стремление к единому военно-стратегическому пространству, совместной охране границ.
3. Наряду с экономическими огромное значение имеют и социогуманитарные аспекты жизни народов СНГ. Суть дела в реальных человеческих связях, складывавшихся многие десятилетия общих исторических судьбах, породивших в сознании миллионов людей устойчивые представления об общности народов, в культуре, языке как средстве общения.
Конечно, разные уровни развития и степени рыночных преобразований нередко воспринимаются как препятствие для интеграции. Но и в ходе строительства Европейского союза этот фактор имеет место. Именно поэтому выдвигалась модель ступенчатой интеграции или "Европы концентрических кругов". Внутри союза образуется ядро из наиболее продвинутых стран, а вокруг него - круги стран с последовательно снижающейся глубиной интеграции. И здесь объединения типа ЦАС или ГУУАМ перестают быть альтернативными, а постепенно врастают в союз, приближаются к ядру, представленному сейчас, возможно, Евразийским экономическим сообществом.
III. Развитие экономики и внешней торговли
В 1991 г. все государства СНГ начали экономические реформы, которые ха-рактеризуются как общими (либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, стремление к конвертируемости национальных валют, приватизация Государственной собственности), так и специфическими (преодоление внешней зависимости в сырьевой, продовольственной, военной и других областях) мерами.
К позитивным итогам постсоветской эволюции стран Содружества можно отнести достижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все государства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился формированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки. Проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость национальных валют, хотя пока по преимуществу формальная. Курсы ограниченно конвертируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения.
Эти позитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласования движения капиталов между странами (отсутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки валютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ.
Происходят серьезные преобразования форм собственности, идет становление частного сектора. В последнее время прежние аутсайдеры в области приватизации крупной промышленности - Украина и Белоруссия - приняли принципиальные политические решения, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001-2002 гг. интенсивно продавала контрольные пакеты акций своих крупнейших предприятий базовых отраслей (энергетики, цветной металлургии, нефтепереработки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических инвесторов. Белоруссия в 2002 г. начала акционирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, заявив о перспективе продажи части государственных пакетов акций в обмен на инвестиции в модернизацию отрасли
В ходе проводимых рыночных реформ расширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для активизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рынках. Это наблюдается в постсоветском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения - либо посредством установления новых хозяйственных связей, либо на основе восстановления в рыночном режиме элементов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.
Экономический рост в СНГ в сочетании с продвижением стран в рыночном направлении порождает новые формы хозяйственного сотрудничества России с партнерами по Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное акционирование объектов промышленности и инфраструктуры, прямое инвестирование со стороны хозяйствующих субъектов разных государств и активизацию создания совместных предприятий, покупку собственности на территории других стран постсоветского пространства, перенос производств на территорию соседней страны-партнера, выкуп акций и предприятий за долги, создание различного рода интегрированных транснациональных корпораций.
Наблюдаются тенденции оживления как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в период 2000-2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно рынка энергоносителей. В 2000г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта -- 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта-- 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем тор-говли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.
Рост взаимной торговли и резкое повышение интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей на рынки «дальнего зарубежья», происходившей параллельно дезинтеграции постсоюзного экономического пространства. Сегодня эйфория «открытия» мировому рынку неконкурентоспособных, сильно подверженных влиянию внешней конъюнктуры экономик, постепенно проходит. Скажем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содружества -- вследствие как слабости соответствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам (те постсоветские государства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно сильно ощущают протекционизм в форме антидемпинговых расследований. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусторонних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кроме экспортирующих на мировой рынок преимущественно сырье).
Важнейшим фактором оживления хозяйственных связей на постсоветском пространстве, причем в наиболее прогрессивных формах (производственно-
«Гиганты российского капитала» проникают, в частности, в Армению: «Русал» участвует в выпуске на ее территории алюминиевой фольги; «Газпром» учредил в этой республике СП, а также вынашивает планы по строительству газопровода, связывающего Армению и Иран. Оживление взаимной кооперации стран Содружества -- это и ответная реакция на действия ряда иностранных инвесторов, обманувших завышенные ожидания новых независимых государств. Сегодня последние, наконец, в полной мере осознали, что интересы западных инвесторов заключаются вовсе не в помощи постсоветским республикам, «освободившимся из-под гнета имперского СССР», а в максимизации собственной прибыли. Поэтому в конкретных управленческих решениях и в разработке конкретных инвестиционных проектов предпочтение нередко отдается вариантам сотрудничества с Россией, а не с за-падными партнерами -- просто на основе ито-гов расчетов сравнительной эффективности. Так, недавно началась сборка грузовых автомобилей марки «КамАЗ» на Гянджинском автомобилестроительном заводе в Азербайджане. Ранее рассматривалась возможность восстановления этого автозавода для выпуска грузовиков «Мерседес» и «Рено», однако из-за высокой стоимости и недостаточной емкости внутреннего рынка проекты с участием соответствующих западных фирм были отклонены.
В общем, в хозяйственном взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тенденции к реальной производственной интеграции на микроуровне и к оживлению торговых связей, ориентированных на постсоветский, особенно на российский, рынок. Однако эти процессы (прогнозировавшиеся специалистами еще в середине 90-х годов, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, необходимые, но явно недостаточные предпосылки рыночной интеграции новых независимых государств. Подкрепить отмеченные предпосылки можно, лишь активизировав субъективный фактор -- экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной, т.е. коллективно обособляющей региональную группировку от остальных конкурентов (пропагандируемая же иногда модель «открытой интеграции», как говорится, противоречива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важна, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.
IV. Интеграционные процессы в СНГ
1. Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России