Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы обусловлена современными условиями и мировым финансовым кризисом, в которой немалую роль играет международная экономическая интеграция, особенно ЕС как наиболее развитая форма интеграции. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение…………………………………………………………….. 3
1. Цели и причины международной интеграции……………… 5
2.Западноевропейкая экономическая интеграция
2.1 История развития интеграционного процесса в Европе……... 9
Основные принципы свободы единого рынка……………….. 12
Свободное движение товаров
Свободное движение услуг
Свободное движение капитала
Свободное движение рабочей силы
Экономический и валютный союз………………………...….. 20
Заключение………………………………………………………... 23
Список используемой литературы………………………….…. 25
Почти
одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться
другая западноевропейская интеграционная
группировка – Европейская
Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.
Успехи
ЕЭС сделали его центром
Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.6
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25, а в последствии до 27 стран.
В
перспективе возможен
и пятый этап развития ЕС, Политический
союз, который предусматривал бы передачу
национальными правительствами надгосударственным
институтам всех основных политических
полномочий. Это означало бы завершение
создания единого государственного образования
– «Соединенных Штатов Европы». Проявлением
этой тенденции является рост значения
наднациональных органов управления ЕС
(Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента
и др.). Главной проблемой является трудность
формирования единой политической позиции
стран ЕС по отношению к самому главному
их геополитическому сопернику – США
(особенно ярко это проявилось во время
вторжения США в Ирак в 2002): если страны
континентальной Европы постепенно усиливают
критику претензий Америки на роль «мирового
полицейского», то Великобритания остается
твердым союзником США.
2.2. Основные принципы свободы единого рынка.
Центральным
пунктом экономической
Свободное движение товаров 7
Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по постепенному удалению всех внутренних пошлин в течение 12 лет.
Первых
шесть стран-участниц закончили
этот процесс в 1968 году, за 18 месяцев
до обозначенного срока. Страны, вошедшие
в Сообщество позже, также уложились
в установленные сроки и
Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял действующий до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и Франции, но очень низок в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ претерпевал значительные изменения, как вследствие решения Совета Министров или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и благодаря международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой Организации (GATT). Таким образом, ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.8
Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на внешнюю торговлю с Сообществом сняты.
Стоимостные
ограничения перекликаются по сути
с количественными, как бы являясь
их выражением. То есть, сами не являясь
квотами или запретами, они делают
импорт некоторых товаров
Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам. Очень часто эти требования были более строгими, чем было необходимо, но в результате была достигнута относительная гармонизация путем сложных и долгих процессов. В некоторых случаях согласие по техническим условиям одной производственной единицы достигалось годами.
Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы все-таки должны существовать.
Во
первых, они дают гарантию того, что
налоги на потребление (то есть непрямые
налоги), которыми облагаются товары на
едином рынке, идут в конкретную страну
Сообщества, где они потребляются.
На практике это выглядит как возмещение
налогов на экспорт. Поэтому, если товар,
произведенный в Германии, экспортируется
во Францию и там потребляется,
то германскому производителю
Во
вторых, налоговые границы играют
важную роль в борьбе против уклонения
от налогов и предотвращения теневой
торговли. Без налоговых границ и
соответствующего пограничного контроля,
невозможно было бы проверить, действительно
ли товар экспортируется, что дало
бы возможность незаконного
Поэтому,
на данный момент налоговые границы
все еще нужны. Это, однако, не означает
невозможность общего (без границ)
налогообложения . Фактически с 1 января
1993 года пограничный контроль был
заменен более сложной системой
деклараций, которая позволила убрать
налоговый контроль на границах. После1996
года целью стало ввести систему,
известную как принцип
Свободное движение рабочей силы9
Свободное движение рабочей
Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или получить образование по специальности. Практически же это право распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в 1990 году дополнительные директивы распространили это право еще на студентов, пенсионеров и безработных, при условии, что у них есть достаточные средства, чтобы содержать себя, а также покрывать расходы по медицинской страховке.
Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому-либо в праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости.
Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным центрам , ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты трудоспособности.
Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей.
Свобода предоставления услуг.
Свобода предоставления услуг подразумевает то, что действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти.
Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.
Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес.
Данная свобода также применима в случаях, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.10