Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:06, реферат
Описание
Общие сведения
Италия общепризнанно
принадлежит к категории
по величине ВВП
Список в соответствии с данными МВФ за 2010г.:
10 место в мире (1 771 140$)
Список в соответствии с данными Всемирного банка на 2010 год:
10 место ( 1 908 569)
Список в соответствии с данными Всемирной книги фактов (ЦРУ) за 2010 год:
10 место (1 774 000)
По Величине ВВП на душу населения
Список в соответствии с данными МВФ за 2010г.:
29 место в мире (29 480$)
Список в соответствии с данными Всемирного банка на 2010 год:
26 место ( 31 555)
Список в соответствии с данными Всемирной книги фактов (ЦРУ) за 2010 год:
30 место ( 30 500)
Экономика Италии по-прежнему разделена на преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг.
Высокий уровень развития, достигнутый Италией, отражается не только в показателе ВВП на душу населения, но и в структуре потребления, вкусах, модах и стилях жизни населения. Среднестатистическая итальянская семья тратит в месяц около 2200 евро, причем лишь пятая часть уходит на еду и напитки (четверть расходов приходится на жилье, еще четверть - на транспорт и другие услуги, остальное - на одежду и обувь, домашнюю утварь и предметы длительного пользования, культуру и развлечения, заботу о здоровье). Около 80% итальянских семей являются собственниками квартир или домов, в которых они проживают. Почти 3 млн. семей владеют загородными домами. Примерно 90% семей владеют автомобилем, наблюдается тенденция перехода от «семейного автомобиля» к «индивидуальному».
Уровень и система образования: дошкольное воспитание (необязательное) — 3 года (с 3 до 6 лет); начальная школа — 7 лет (с 6 до 13 лет); средняя школа — 5 лет (с 13 до 18 лет).
Последние 3 года обучения в старших классах учащийся может посещать лицей для подготовки к поступлению в вуз или пройти профессиональную подготовку для последующей работы. Грамотно 98% взрослых, этот показатель ниже, чем в других ведущих странах ЕС.
Здравоохранение.
Затраты на здравоохранение составляют
8,2% ВВП и на 2/3 состоят из государственных
расходов (1999 г.). Уровень жизни высок, о
чем свидетельствует индекс человеческого
развития — 0,909 (1999 г.).
МОДЕЛЬ
Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.
Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительств крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы государственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80%.
Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.
В начале 90-х
гг. правящие круги страны изменили
экономический курс. Среди основных
направлений новой экономической политики
выделяются проведение приватизации,
жесткой бюджетной экономии, сокращение
государственного долга, реформы налоговой
системы, социального обеспечения и рынка
труда. Имеющиеся результаты начальной
стадии реформ свидетельствуют о том,
что в стране идет Процесс серьезных изменений
ее социально-экономической модели При
усиливающемся воздействии на нее факторов,
связанных с участием Италии в ЕС.
Французская модель
Общие сведения
Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку. Франция занимает:
по величине ВВП (млн)
Список в соответствии с данными МВФ за 2010г.:
9 место в мире (2 146 283 $)
Список в соответствии с данными Всемирного банка на 2010 год:
8 место ( 2 194 118)
Список в соответствии с данными Всемирной книги фактов (ЦРУ) за 2010 год:
9 место (2 145 000)
По Величине ВВП на душу населения
Список в соответствии с данными МВФ за 2010г.:
23 место в мире (33 910$)
Список в соответствии с данными Всемирного банка на 2010 год:
24 место ( 33 820)
Список в соответствии с данными Всемирной книги фактов (ЦРУ) за 2010 год:
29 место ( 33 100)
Традиционная
особенность французской
Существенную часть ВВП даёт промышленное производство — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Основные отрасли: машиностроение, авиакосмическая, автомобильная, пищевая, радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС. В ходе исторического развития во Франции сложился высокий уровень жизни, в последние десятилетия объем национального потребления вырос в 5 раз. Изменилась структура потребления. В то же время в 90-е гг. обострились некоторые проблемы, в частности выросла безработица (10—12% самодеятельного населения). Индекс человеческого развития в 2002 г. составил 6,924 (13-е место в мире), коэффициент Джини - 32,7
Уровень и система образования. Грамотно более 99% взрослых, сложилась развитая система образования, которая состоит из трех ступеней: начального, среднего, высшего, обязательное обучение до 16 лет. 80% выпускников средних школ получают звание бакалавра. Высшая школа насчитывает около 200 вузов, ведущими являются университеты Парижа, Лиона, Монпелье и др.
Здравоохранение.
Государственное страхование покрывает
лицам наемного труда 85-95% расходов на
лечение. По уровню расходов на образование
(6,0% ВВП в 2002 г.) и здравоохранение (9,4% ВВП)
Франция принадлежит к числу наиболее
развитых стран мира. Ожидаемая продолжительность
жизни в 2002 г. составила 79 лет (мужчины
- 74,5 года, женщины - 82,5 года).
МОДЕЛЬ
На формирование французской модели огромное влияние оказали итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции (против 1/10 в итоге Первой мировой войны). Пора-жение означало для Франции утрату позиций одного из мировых лидеров. Так, в результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3%.
Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было в первую очередь резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе — и политический вес, изменить общий характер Французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.
А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трex программ приватизации в период неолиберальной революции в
70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20% ВВП Франции. Другой способ — это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились до более чем 50%. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.
Но в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.
Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.
Наконец, еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25% по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций).
Информация о работе Итальянская и французская модель развития