Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа
В работе рассматриваются теоретические аспекты использования нетарифных методов во внешней торговле, а также рассмотрение этого вопроса с практической стороны на примере Российской Федерации.
Работа подробная, но при этом содержит доступную для понимания информацию.
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования нетарифных методов во внешней торговле
1.1 Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики : понятие и сущность
1.2. Классификация нетарифных ограничений
1.2.1. Меры финансового воздействия.
1.2.2. Административные меры.
Глава 2 Использование нетарифных методов в торговой политике России
2.1 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле Р.Ф.
2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
Заключение
Список литературы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра : Экономическая теория
Дисциплина : Внешнеэкономическая деятельность
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему : Использование нетарифных ограничений в торговой политике России
Работу выполнила студентка гр. ФМ-808 | Ненько Е.А. |
|
|
Санкт- Петербург
2011
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования нетарифных методов во внешней торговле
1.1 Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики : понятие и сущность
1.2. Классификация нетарифных ограничений
1.2.1. Меры финансового воздействия.
1.2.2. Административные меры.
Глава 2 Использование нетарифных методов в торговой политике России
2.1 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле Р.Ф.
2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
Заключение
Список литературы
Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их.
Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.
Очевидно, что в процессе вступления в ВТО, тема нетарифных ограничений для России очень важна. В связи с этим в работе рассматривается целесообразность введения нетарифных барьеров, их эффективность, экономическое влияние на производителей потребителей и благосостояние страны в целом. И это в очередной раз подчёркивает актуальность моей темы на сегодняшний день.
Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – нетарифные ограничения.
Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду производства, как это происходило в начале 30-х годов во время «Великой депрессии».
Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Следовательно, в тех случаях, когда возможности таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.[1] В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Нетарифные ограничения —метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов[2]) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (см. табл. 1).
Система нетарифных ограничений
| ||||||
I.Финансовые меры: | ||||||
1.Сборы | дополнительные сборы | внутренние (уравнительные) налоги и сборы | пограничные налоги и сборы | скользящие сборы | импортные депозиты | |
2.Налоги | ||||||
3.Пошлины | ||||||
II. Административные меры: | ||||||
1.Количественные | 2.Скрытые методы | 3.Финансовые | ||||
Квотирование (контингентирование) | экспортная квота | Технические барьеры | соблюдение нац. стандартов качества | Субсидирование | прямая субсидия | |
импортная квота | требования к упаковке | косвенная | ||||
индивидуальная квота | санитарно-гигиенич. нормы | внутренняя | ||||
глобальная квота | требования к рекламе | экспортная | ||||
Лицензирование | разовая лицензия | Внутренние налоги | прямые | Демпинг | спорадический | |
генеральная | косвенные | преднамерен | ||||
глобальная | Политика в рамках государственных закупок | постоянный | ||||
автоматическая лицензия | обратный | |||||
взаимный | ||||||
"Добровольное" ограничение экспорта | Требование о содержании местного компонента | Экспортное кредитование | субс.кредиты экспортерам | |||
гос.кредит импортерам | ||||||
страхование эксп. рисков |
Информация о работе Использование нетарифных ограничений в торговой политике России