Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 11:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономического содержания интеллектуальной собственности, рассмотрение основных аспектов международной торговли объектами интеллектуальной собственности, ее способы и механизмы защиты в мировой экономике в условиях инновационного развития, поскольку на современном этапе интеллектуальная собственность является одним из показателей эффективного развития экономической деятельности любой страны.
Лицензионная торговля - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
НОУ-ХАУ- знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.
Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.
Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В
современных условиях в развитых
странах практически все
Наибольшее
распространение в
Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т. д.
Различают три основных вида франчайзинга в зависимости от того, какие права предоставляются в пользование. Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером (правообладателем) и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи (правополучатель) ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.
Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.
Сервисный франчайзинг характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя, которая передает ему в пользование сразу несколько запатентованных ею прав. И при этом франчайзи уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети быстрых закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. При этом франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого бренд-бук (brand-book), включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы.
Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее.
К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений.
Следует отметить, что не менее важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги, прежде всего, по подготовке нового производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции.
Таким
образом, международная торговля объектами
интеллектуальной собственности, обладая
различными формами своего представления,
является одним из важнейших элементов
во внешнеэкономической
2.2 Международно-правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности.
За
последние десятилетия роль интеллектуальной
собственности в мировой
На международном уровне на отношения интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте оказывают воздействие главным образом ВОИС, ВТО, в рамках соглашения по ТРИПС, ВБ, ОЭСР. Все эти организации действуют в тесном сотрудничестве друг с другом в целях всестороннего и эффективного регулирования отношений интеллектуальной собственности в мировой экономике. Функции, выполняемые этими наднациональными институтами, различаются по степени воздействия, можно выделить четыре их типа: содействие, наблюдение, надзор, регулирование.
Так, к типу «регулирование» можно отнести непосредственное регулирование международной торговли объектами интеллектуальной собственности, к типу «содействие» - содействие стимулирование научно-технического сотрудничества на международном уровне посредством выполнения образовательной и информационной функции, а также посредничество в спорных или конфликтных ситуациях, консультационная деятельность.
Можно выделить два основных направления воздействия международных организаций на отношения интеллектуальной собственности: юридическое (правовое) и экономическое. Задачей правового регулирования является сохранение у изобретателя стимула к интеллектуальной деятельности через обеспечение защиты создаваемого им объекта, экономического – поддержание баланса интересов частных лиц и общества в целом в целях развития. Правовое регулирование осуществляется при помощи международных договоров, соглашений, конвенций, экономическое – при помощи программ, направленных на распределение материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в соответствии с потребностями общества, а также в преодолении имеющихся противоречий, замедляющих развитие.
Юридическое регулирование преобладает в деятельности ВОИС и ВТО, которые выполняют административные функции в реализации различных международных правовых соглашений в области интеллектуальной собственности, они занимаются надзором и регулированием. В деятельности ВБ и ОЭСР в области интеллектуальной собственности преобладает экономический подход, их воздействие носит характер содействия и наблюдения, заключается в распространении статистических данных и результатов исследований, способствующих более глубокому пониманию отношений интеллектуальной собственности и их роли в мировой экономике.
Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности в основном регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Цели и принципы Соглашения, как и всего пакета ВТО, можно кратко охарактеризовать как устранение препятствий в осуществлении международной торговли. Здесь под таким препятствием подразумеваются нарушения интеллектуальной собственности, имеющие последствия в экономической сфере.
Соглашение ТРИПС обобщило и
объединило существующие
ВТО основывается на иных принципах, чем ВОИС, и в сложившейся ситуации должна иметь место определённая конкуренция юрисдикции двух международных организаций.
Из всего
вышесказанного можно сделать вывод,
что опыт правового регулирования
интеллектуальной собственности, информационная
база, приобретённые за долгие годы деятельности
ВОИС, делают необходимым сотрудничество
двух организаций ВТО и ВОИС. ВОИС в перспективе,
возможно, возьмёт на себя роль гуманитарно-просветительской
и консультативной организации, сегодня
её деятельность так же необходима, как
и раньше. Появление Соглашения по ТРИПС
свидетельствует о развитии как международного
права, так и права интеллектуальной собственности,
что требует более чёткого юридического
разделения сфер межгосударственного
регулирования на экономическую и гуманитарную
по вопросам интеллектуальной собственности.
3.Особенности существования
интеллектуальной собственности
Стратегической задачей для Республики Беларусь на современном этапе является создание высокотехнологичного производства, разработка и освоение наукоемких и информационных технологий, приоритетное использование человеческого капитала как основы формирования инновационно-ориентированной экономики. В связи с этим инновационная деятельность должна находиться в центре внимания в равной степени как государства, так и каждого предприятия.
В то же время при практическом осуществлении инновационной деятельности на предприятиях возникает множество экономико-правовых и организационных проблем, требующих системного анализа для наиболее эффективного и оперативного их решения. Среди этих проблем следует выделить правовые и экономические аспекты формирования рыночных отношений в сфере коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности, от которых непосредственно зависит возможность достижения положительных результатов инновационной деятельности.
Интеллектуальная собственность — это возникающие в силу прямого установления закона либо удостоверенные государством исключительные права на новые технические решения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации участников рынка, товаров, работ, услуг. Благодаря наличию исключительных прав интеллектуальный продукт для его владельца приобретает особую экономическую значимость и становится эффективным инструментом регулирования рыночных отношений, формирование корпоративных связей, ведения конкурентной борьбы.
Информация о работе Интеллектуальная собственность в инновационном развитии экономики