Импорт товаров в Россию

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:26, реферат

Описание работы

Государственные облигации выпускаются с целью финансирования дефицита бюджета, а также разлчных государственных проектов. Объем и структура средств, привлекаемых при размещении государственная облигаций, а также порядок их расходования устанавливаются в бюджете в соответствии с бюджетным законодательством страны.
Государственые облигации размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения дог

Работа содержит 1 файл

Государственная облигация.doc

— 134.00 Кб (Скачать)


Государственная облигация

Государственные облигации выпускаются с целью финансирования дефицита бюджета, а также разлчных государственных проектов. Объем и структура средств, привлекаемых при размещении государственная облигаций, а также порядок их расходования устанавливаются в бюджете в соответствии с бюджетным законодательством страны.

Государственые облигации размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения договора купли-продажи без проведения продажи с молотка и вторичных торгов. Т.о., как правило, разделяют по: эмитенту - государственные облигации региональных органов исполнительной власти; государственные облигации федеральных органов исполнительной власти; государственные облигации специализированных правительственных учреждений: валюте ссуды (рынку обращения) – внешние государственные облигации (еврооблигации); внутренние государственные облигации. Государственные облигации являются, как правило, основной составляющей рынка облигаций. Так, напр., в Страны восходящего солнца около 60% всего рынка облигаций занимают государственные облигации, в германии - около 70%, во Франции - 35%.

Определение понятия “гос. облигация”

Как известно, ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товра и обеспечение долга недвижимого имущества и мнигие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные долга широкий круг лиц, содействую эффективному удовлетворению их имущественных интересов и, вместе с тем, охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовествных партнеров. Однако, для нормального функционирования этот институт рынка - как никакой другой - нуждается в тщательно продуманной и оформленной правовой регламентации.

Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. При этотм оно всегда сохраняет прямую зависимость от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому государство никогда не выпускает акций (гарантирующих участие в выгодах казны) или товарораспорядительных документов (предоставляющих конкретные товарные массы на хранение или в оборот). На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги - то есть ценные бумаги, оформляющие отношения кредита, (а одним словом - облигации).

Представляется, что определение государственные облигации с юридической точки зрения ничем не отличается от определения обыкновенной облигации, выпущенной коммерческой организацией. Основным из сугубо экономических различий является следующее: срок выпуска облигации. Ведь юридические лица обычно ориентируются на долгосрочные облигационные кредиты с периодической выплатой процентного прибыли. А государство, исходя из практики экономической жизни стран с рыночной экономикой, те более находящихся на переходном этапе к ней, прибегает к выпуску краткосрочных долгов, реализуемых со снижением цены (уступкой в цене) и погашаемых по номиналу. Хотя, конечно же, встречаются и исключения из этого общего правила.

В юридической литературе встречается такое определение: государственные облигации - всякая именная или на предъявителя ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства-эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости либо иные имущественные права; должником по ГО является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего дополнительным выпуском.

В новом Гражданском Кодексе России (часть 2) мы найдем более четкое определение:

“Статья 816.

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, контракт ссуды может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облиацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации или иные имущественные права”.

Казалось бы, стоит приставить к существительному в этой статье прилагательное “государственная” и мы получим искомое определение ГО. Но законодатель придерживался другого мнения. ГО посвящена следующая статья ГК РФ, в которой мы остановим вниание на двух частях:

“Статья 817. Контракт кредита.

Контракт государственного ссуды заключается путем приобретения заимодавцем (гражданином либр юридическим лицом) выпущенных облигаций Федерального Займа или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий кредита, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска ссуды в обращение.

Изменение условий выпущенного в обращение кредита не допускается.”

Определившись с понятием мы можем приступать к их классификации, исходя из реалий сегодняшнего дня на российском фондовом рынке.

Классификация государственных облигаций

В настоящее время в России очень многие ценные бумаги, выпущенные государством, имеют характерные для облигаций реквизиты (к ним в литературе относят следующие:

наименование “облигация” или сходное с ним;

наименование эмитента (государственного органа) с указанием его местонахождения;

код и дату государственной регистрации выпуска;

серию и номер;

номинальную цена;

наименование держателя (по именной облигации) или указание на то, что облигация является бумагой на предъявителя;

% ставку;

указание на общую сумму ссуды;

условия, срок и порядок возврата номинальной стоимости облигации;

условия, сроки и порядок выплаты процентов;

дату выпуска в обращение;

подпись руководителя эмитента и печать.

В самом общем плане ГО подразделяются на две большие группы: предусматривающие выплату выгоды (процентов либо снижения цены, то есть маржи между стоимостью продажи и стоимостью выкупа) и предусматривающие предоставление держателю права в определенный срок получить оговоренное имущество. Однако нас больше интересует фактическое разнообразие, наблюдаемое в данный момент в обеих названных группах.

На внутреннем фондовом рынке нашей страны к сегодняшнему дню обращаются следующие ГО:

Облигации государственного внутреннего кредита 1991 года (фактически на рынке с 1992 года);

Облигации государственного внутренного валютного ссуды (на рынке с 1993 года);

государственные краткосрочные бескупонные задолженности (ГКО, на рынке с 1993 года);

Облигации Российского внутреннего выигрышного кредита 1992 года (год выхода на рынок совпадает с указанным в названии);

золотые сертификаты мин фина России 1993 года (год совпадает);

казначейские векселя минфина РФ 1994 года (год совпадает);

казначейские займа мин фина РФ (на рынке с 1994 года);

Гос. облигации 1995 года (год совпадает);

Облигации государственного сберегательного ссуды (на рынке с 1995 года);

жилищные сертификаты (на рынке с 1995 года).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом России от 01 июня 1995 года № 86-ФЗ “О государственных долговых товарных долгах”3, констатировавшим факт правоприемственности Российской Федерации, на фондовом рынке РФ обращаются и облигации бывших СССР и РСФСР. Среди них назовем такие:

государственные казначейские долга СССР (эти были признаны Российской Федерацией еще в 1992 году);

Облигации беспроцентного кредита на приобретение товоров народного потребления, включая легковые автомобили;

целевые чеки на приобретение легковых автомобилей;

товарные чеки “Урожай-90”;

целевые вклады на приобретение легковых автомобилей;

Задолженности государства перед сдатчиками сельско-хозяйственной продукции.

Общий массив ГО столь велик, что возникают вполне резонные сомнения в способности и возможности нашего государства выполнить принятые на себя задолженности. Однако принятие названного Федерального закона показывает, что эта проблема не волнует законотворцев (видимо, они знают, как ее решить), а также преопределяет появление в недалеком будущем новых государственных ценных бумаг. Позволим себе в подтверждение этих слов привести изложение условий погашения Российским государством долговых задолженностей уже не существующих в природе стран:

предоставление обусловленных в задолженностях товаров (самый неправдоподобный вариант в условиях продолжающегося обвала производства в стране);

выкуп долговых займов по сложившимся на момент исполнения потребительским ценам на товары (чтобы еще больше увеличить задолженность по зарплате и пенсиям?);

перевод займа во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды;

перевод обязательства в государственные ценные бумаги, в том числе обеспеченные желтым металлом и валютой, а также и другие способы (на наш взгляд, именно на последний из них будет сделан основной упор при воплощении положений закона в жизнь).

Как нам кажется, подробное освящение внешнего вида, формы и прочих атрибутов каждого из названных выше видов государственных облигаций сведется к простому изложению содержания нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства, отдельных министерств и ведомств. Что вряд ли обогатило бы научные знания о ценных бумагах. Поэтому мы предлагаем познакомиться с попыткой анализа опыта обращения на отечественном фондовом рынке некоторых из них.

Из практики обращения государственными облигациями

Не имея возможности обратиться к серьезному изучению функционирования всего спектра государственных ценных бумаг, остановим внимание на наиболее популярых среди российских держателей: облигациях государственного сберегательного ссуды (ОГСЗ) и государственных краткосрочных бескупонных займах (ГКО).

Предварительные итоги обращения ОГСЗ.

Прошедший (1996 год) оказался очень благополучным для этого вида гос облигаций. Они действительно стали массовыми и популярными. На развитии рынка положительно сказались особенности этих бумаг - документарная форма, низкий номинал (т.е. те, что первоначально трактовались как их недостатки). Переход облигаций в разряд массовых мелкооптовых бумаг способствовал развитию вторичного рынка. Высокая ликвидность расширила сферу применения облигаций: они стали использоваться в качестве обеспечения долга и гарантий обеспечения сделок. Обращает на себя внимание тот факт, что произошло это на фоне падения доходности всех действующих в Российской Федерации финансовых инструментов. Особо отметим, что министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги.

Подтверждают вышеизложенное и итоги конкурса по десятой серии: объем заявок на покупку в четыре раза превысил объем дополнительного выпуска. При таком - почти ажиотажном - спросе министерство финансов провело эмиссия облигаций в объеме одного триллиона российских рублей по цене 102,25 % от номинала. В результате объем первого выпуска ОГСЗ вырос до 11 триллионов деревянных, а чистый профит бюджета от размещения облигаций в 1996 году составил 3,155 триллиона рубальков. Вот почему правительство уже подготовило второй выпуск ОГСЗ (планируется удлиннить срок купонного периода и время обращения отдельных серий).

О негативных тенденциях на рынке государственных облигаций и путях их преодоления

Наиболее перспективнымии предсказуемыми на фондовом рынке ГО с момента своего появления стали считаться особо доходные ценные бумаги. Но к сожалению, с августа 1996 года стала набирать обороты не совсем положительная тенденция к снижению доходности государственных ценных бумаг (если вести речь о рынке Государственных Казначейских долгов - ГКО). Что не могло не встревожить и государственных чиновников, и независимых экономистов. Рецептов выправления положения предлагалось много. Сведенные к одному знаменателю, они выглядят примерно так.

Для преодоления негативных тенденций на рынке ГКО необходимо точное и неукоснительное следование трем принципам организации рынка государственных ценных бумаг, которые известны всему цивилизованному миру.

Первый из них заключается в следующем: стоимость заимствования (доходность ГКО) должна, в основном, определяться государством. Кроме того, государство должно заранее информировать операторов рынка о своих намерениях (какие объемы средств оно собирается привлекать, в какие сроки и по какой ориентировочной цене). Это может полностью исключить ситуацию, когда доходность госбумаг буквально диктуется биржевым рынком. Короче говоря, необходимо сделать рынок ГКО информационно прозрачным.

Недопустимо использование ГКО для восполнения кассовых разрывов (финансирования недельного, месячного или квартального дефицита государственного бюджета). На эти цели больше - и эффективнее с экономической точки зрения - подходят другие, вполне доступные средства. Такие как резервы золота и валюты правительства, оборотно-кассовая наличность, в конце концов краткосрочные займы народного банка в незначительных размерах в пределах одного месяца.

И, наконец, представляется необходимым защитить инвесторов от рисков инфляции и роста курса ключевых валют по отношению к валюте Российской Федерации. Для этого достаточно выпустить государственные ценные бумаги, номинированные в твердых валютах, либо в искусственной единице, учитывающей ихсовместные колебания - например, в ЭКЮ. Одновременно организовать выпуск ценных бумаг на отдельные виды биржевых товаров (или группу товаров), которые будут иметь гарантированный профит от номинала.

Введение на рынок большого количества новых государственных ценных бумаг позволит резко расширить круг потенциальных инвесторов, что закономерно приведет к снижению стоимости обслуживания государственного задолженности, снижению ставки банковского займа и - как результат - обеспечению долгосрочной финансовой стабилизации.

Информация о работе Импорт товаров в Россию