Характеристика основных видов кредитов Международного валютного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Характеристика Международного Валютного Фонда……………...4
Структура органов управления……………………………………….7
Кредитная деятельность МВФ………………………………………..11
Роль МВФ в регулировании международных
валютно-кредитных отношений………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………17

Работа содержит 1 файл

шамрай.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………3

Характеристика  Международного Валютного Фонда……………...4

Структура органов управления……………………………………….7

Кредитная деятельность МВФ………………………………………..11

Роль  МВФ в регулировании международных 

валютно-кредитных  отношений………………………………………13

Заключение……………………………………………………………..15

Список  использованных источников…………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для  регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами–членами  и оказания им финансовой помощи при  валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года. 

     В связи с эволюцией мировой  валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 

     ·   В 1969 году с введением системы  СДР; 

     ·   В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы; 

     ·   В ноябре 1992 года с включением санкции  — приостановки права участвовать  в голосовании — по отношению  к странам не погасившим свои долги Фонд 
 
 
 
 

     1. Характеристика Международного  Валютного Фонда 

     Международный валютный фонд, МВФ - наиболее влиятельная международная организация, регулирующая международную макроэкономику.

     МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные  кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором  условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

     Политика  и рекомендации МВФ в отношении  развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой  состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение  самостоятельности, стабильности и  развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным  финансовым потокам.

     Первоначально МВФ задумывался как механизм наблюдения за системой фиксированных  валютных курсов, но постепенно трансформировался  в международную организацию, основная цель которой – достижение стабильности в международной экономике. Деятельность МВФ основана на монетарном подходе  к регулированию экономической  деятельности, что достигается через  выполнение организацией следующих  основных функций:

  • Надзор (surveillance) — функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.
  • Финансовая помощь (financial assistance) — использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.
  • Техническая помощь (technical assistance) — содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.
  • Выпуск специальных прав заимствования, СДР (special drawing rights, SDR) — международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями, 3) валюты фиксации валютного курса в некоторых странах, 4) деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

     Официальные цели МВФ:

     1) «способствовать международному  сотрудничеству в валютно-финансовой  сфере»;

     2) «содействовать расширению и  сбалансированному росту международной  торговли» в интересах развития  производственных ресурсов, достижения  высокого уровня занятости и  реальных доходов государств-членов;

     3) «обеспечивать стабильность валют,  поддерживать упорядоченные отношения  валютной области среди государств-членов»  и не допускать «обесценивания  валют с целью получения конкурентных  преимуществ»;

     4) оказывать помощь в создании  многосторонней системы расчётов  между государствами-членами, а  также в устранении валютных  ограничений;

     5) предоставлять временно государствам-членам  средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность  «исправлять нарушения равновесия  в их платежных балансах».

     2. Структура органов управления

 

     Высший  руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

     Уставный  капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

     Самым большим количеством голосов  в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

     В МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования  определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых»  голосов независимо от величины его  взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР  суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

     Решения в Совете управляющих обычно принимаются  простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим  оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

     Существенную  роль в организационной структуре  МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF — World Bank Development Committee).

     Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

     Исполнительный  совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. — около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель — Джон Липски (США).Глава постоянного представительства МВФ в России Невен Матес.

     Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.

     Каждый  член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР.

     Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

     Развитие  формул квот.

     Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов.

     В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.

     Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

     В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.

 

      3. Основные механизмы кредитования

Информация о работе Характеристика основных видов кредитов Международного валютного фонда