Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:59, реферат
Внешнеэкономическая деятельность - сложное и многогранное явление. Ее правовое регулирование осуществляется государствами коллективно (посредством разработки и применения международно-правовых норм) и индивидуально (через нормы национального законодательства), а так же юридическими и физическими лицами разных государств - путем заключения внешнеэкономических соглашений.
В условиях интернационализации международных экономических отношений, усиления в них интеграционных процессов, рыночных преобразований, проводимых в жизнь в Республике Беларусь и других странах СНГ, в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности на всех уровнях происходят важные перемены.
Введение
1. Понятие государственного регулирования
2. Тарифное регулирование
3. Нетарифное регулирование
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
Заключение
Список используемых источников
Введение
Внешнеэкономическая
деятельность - сложное и многогранное
явление. Ее правовое регулирование
осуществляется государствами коллективно
(посредством разработки и применения
международно-правовых норм) и индивидуально
(через нормы национального
В условиях
интернационализации
Республика
Беларусь активно содействует интеграции
в СНГ, добивается активизации своей
внешнеэкономической
Артёмов М.Н,
выделяет следующие методы государственного
регулирования
таможенно-тарифное регулирование;
нетарифное регулирование;
запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
С помощью
пошлин государство стремится
Правовыми формами
государственного регулирования являются
нормативные правовые акты и индивидуальные
правовые акты в сфере регулирования
внешнеэкономических отношений. Основным
видом ВЭД и, соответственно, предметом
правового регулирования
Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.
Существующий
ныне у большинства государств обширный
арсенал инструментов внешнеэкономической
политики позволяет им активнее влиять
как на формирование структуры и
направления развития собственных
внешнеэкономических связей, так
и на внешнеторговую политику других
государств. Главной задачей
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:
реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь; обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере; единства таможенной территории Республики Беларусь; приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц; обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь; применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности; выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами; обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное
регулирование ВЭД
Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции — протекционизм и либерализация.
Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности — установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона РФ, в целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование относится к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Закона, таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.
В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.
Согласно
международной практике внешнеторгового
регулирования, таможенный тариф является
основой государственного воздействия
на сферу внешнеторговой деятельности.
Функция тарифного
На мировом рынке участвует огромное количество субъектов хозяйствования — поставщиков аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым параметрам превосходят отечественные. Для нивелировки внутренних и мировых цен на аналогичную продукцию применяются в том числе и тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых регулируется импорт товаров на внутренний рынок.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь представляет собой определенным образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами.
Товарная номенклатура вводится в действие Советом Министров Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Важность
тарифного регулирования
На Украине также существует правовой акт о едином таможенном тарифе, закрепляющий основные положения о данном инструменте регулирования внешнеторговой деятельности.
В соответствии с Законом о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;
создание условий для
защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
Под тарифным
регулированием внешнеэкономической
деятельности следует понимать совокупность
экономических (тарифных) мер государственного
регулирования
Под Таможенным
тарифом понимается свод ставок таможенных
пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Республики
Беларусь, систематизированный в
соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической
До 1 января 2008 года в Республике Беларусь действовала товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 июня 2002 г. № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», включала в себя 21 раздел и 91 группу товаров. Постановлением о ТНВЭД, вступившим в силу с 1 января 2008 года, утверждена новая ТНВЭД. Данная номенклатура основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества.
Номенклатура
Гармонизированной системы
В ст. 3 Конвенции по номенклатуре ГС предусмотрено, что страны, принявшие ее, не будут изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Таким образом, код товара на уровне шести знаков во всех странах, подписавших Конвенцию по номенклатуре ГС, будет одинаков.
В Республике Беларусь ТН ВЭД охватывает все виды движимого имущества. Для покрытия всех товаров используются оговорки типа «прочие». Длина кодового обозначения товара по ТН ВЭД Республики Беларусь составляет 10 цифровых знаков, первые шесть из которых — общемировые, а последние четыре отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с конкретными условиями, существующими в стране.
Под таможенными платежами в Республике Беларусь понимаются налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами.
В Республике Беларусь ТН ВЭД — это структурированная номенклатура, то есть номенклатура, построенная по принципу распределения информации о товарах по определенным уровням:
раздел — 1-й уровень;
группа — 2-й уровень (это уже 2-значный код);
товарная позиция — 3-й уровень (4-значный код);
субпозиция — 4-й уровень (6-значный код);
подсубпозиция — 5-й уровень (10-значный код).
При формировании разделов ТН ВЭД используются следующие классификационные признаки: либо по происхождению материала, из которого изготовлен тот или иной товар, либо по его химическому составу. При формировании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья, полуфабрикатов до готовых товаров; иными словами, группы с изделиями, имеющими большую степень обработки, имеют больший номер. При построении товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций в каждой группе ТН ВЭД также применяется своя строго определенная последовательность.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности