Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена глобализацией национальных экономик разных стран и необходимостью сохранения конкурентоспособности национальных товаров и экономической безопасности каждой отдельной страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………………….4
Тарифные методы регулирования внешней торговли………………..........4
1.1.1 Таможенный тариф на импорт…………………………………………….4
1.1.2. Тариф на экспорт…………………………………………………………..5
1.1.3. Таможенный союз…………………………………………………………5
1.2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли…………………..6
1.2.1. Квотирование……………………………………………………………....6
1.2.2. Экспортные субсидии……………………………………………………..7
1.2.3. Демпинг…………………………………………………………………….7
1.2.4. Экономические санкции…………………………………………………..8
2 ТРАДИЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ..9
2.1 Протекционизм……………………………………………………………….9
2.2 Фритредерство………………………………………………………………..21
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ…………………………….28
3.1 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ………………………………………………………………………………….28
3.2 Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в РФ……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

Работа содержит 5 файлов

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 14.95 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 16.36 Кб (Открыть, Скачать)

Основная часть курсовой.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     В 1993 г. было положено начало новой технологической» политике «Технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи». В рамках этого  курса основным постулатом явился следующий: в силу современных реалий мировой  экономики роль государства должна не ограничиваться традиционными рамками  поддержки фундаментальной науки  и целевых исследований, а стать  напрямую ориентированной на обеспечение  экономического роста и конкурентоспособности  национальной экономики. Основной целью  новой технологической политики является упрочение мирового лидерства в условиях  долгосрочного экономического роста. Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического вклада в экономический рост США, является Министерство торговли в лице Администрации по технологиям (AT).

     Технологическое лидерство является основой экономической  стратегии      США на дальнейшее открытие зарубежных рынков для национального  капитала и расширение экспорта. Благодаря  экспорту (годовой объем  около  1 трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического роста США.

     В Министерстве торговли вопросами содействия экспорту  применения защитных мер  занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации по международной  торговле.

     Коммерческая  служба  помогает американским компаниям главным образом мелким и средним, в продвижении экспорта и представляет деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам экспорта, проводят анализ зарубежных рынков и тенденций деловой жизни, определяют возможности развития торговли с конкретной страной, предоставляют информацию об источниках финансирования торговли, о возможностях участия в проектах по линии международных банков развития, подбирают иностранных партнеров или представителей для американских компаний, проверяют деловую репутацию иностранных фирм организуют поездки торговых миссий в зарубежные страны.

     В США созданы 100 центров, в рамках которых оказывается содействие экспорту, объединяющих информационно-консультационные услуги Министерства торговли, Администрации  по делам малого бизнеса и Экспортно-импортного банка CША.

     Сеть  этих центров связана со 130 представительствами  Коммерческой службы в70 странах мира, на которые приходится свыше 95% американского  экспорта.

     Управление  по вопросам доступа на рынки имеет в своем составе сеть отделов по странам и Центр по контролю за соблюдением торговых соглашений. Задача этого Центра — обеспечить максимальные выгоды американским экспортерам от заключения торговых соглашений. Центр развивает обратную связь с бизнесом: открыта «горячая линия», по которой можно сообщать информацию о недобросовестной торговой практике зарубежных партнеров и об их действиях, противоречащих положениям торговых соглашений.

     Импортная администрация занимается активным применением законодательства об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в качестве защитных мер против недобросовестного импорта.

     Управление  по развитию торговли осуществляет анализ и оказывает экспертную поддержку правительственным органам в проведении торговых переговоров, в том числе конкретизирует по отдельным товарным рынкам возможные ответные торговые меры, занимается защитой интересов американской промышленности в борьбе за контракты, доступ на рынки госзакупок в зарубежных странах.

     0тдел  торгового и экономического анализа обеспечивает информационно-аналитическую поддержку торгово-политической деятельности Министерства торговли и других правительственных организаций, обрабатывает и распространяет статистические данные по вопросам внешней и внутренний торговли, состояния промышленности, динамики инвестиций.

     Центр торговой информации сосредотачивает сведения 20 правительственных ведомств — участников Координационного комитета по содействию внешней торговле, служит для экспортеров первым источником правительственных информационно-консультационных услуг.

     Таким образом, мощный организационный механизм правительственной поддержки обеспечивает в условиях рыночной экономики реализацию национальных интересов США во внешнеторговой политике. Последняя выступает одним  из каналов реализации лидерства  США в современной мировой  экономике. Декларируя свободу торговли и либерализацию рыночных процессов, США осуществляют четкую регламентацию, координацию и стратегический просчет каждой внешнеэкономической операции, направляя всю их совокупность на укреплении национальных интересов.

 

     

     3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ

     3.1 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ

     Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным  законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные  изменения в экономике России, связанные с ее превращением в  рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие  положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования  предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства  в хозяйственную деятельность субъектов  и т. п. Эти и другие положения  закреплены в Гражданском кодексе  РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О  финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

     Изменения в экономике привели также  к радикальным изменениям во внешнеэкономической  сфере: ликвидации монополии внешней  торговли, предоставлении права участия  во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего  валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

     Интеграция  России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это  совокупность нормативных актов, в  рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

     - международными правилами и нормами,  подписанными РФ. международными  договорами России с другими странами;

     - национальным - законодательством по  ВЭД, представленным законами, кодексами,  а также подзаконными актами.

     К законам, регулирующим ВЭД, относятся  следующие: "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и  валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации".

     Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической  деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации  предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление  внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт  стратегически важных сырьевых товаров  осуществляется предприятиями и  организациями, зарегистрированными  МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный  реестр, который публикуется в  периодической печати. Отказ в  регистрации и исключение их из реестра  могут быть в случае нарушения  действующего законодательства РФ или  зарубежных стран, повлекшего за собой  экономический и политический ущерб  для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически  важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства  РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.). Предприятия могут  осуществлять экспортно-импортные  операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические  организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена  либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России1. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

     Россия  в сравнительно короткие сроки вышла  на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более  пятой части ВВП и по этому  показателю находится в одном  ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние  годы заметно либерализованы. Государство  отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью  общепринятых мировым сообществом  инструментов. Введена внутренняя и  внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную  валюту и наоборот: Иностранные инвесторы  допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах. Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой  обеспечения своей экономической  безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. 

     3.2 Система органов государственной  власти, осуществляющих управление  внешнеэкономической деятельностью  в РФ

     Большое внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный  аппарат, негосударственные отечественные  и международные организации.

     Энергичному и быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное  регулирование ВЭД, являются Совет  Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

     На  Министерство торговли возложены такие  регулирующие функции:

  • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ;
  • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  • координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

     Важная  роль в регулировании ВЭД принадлежит  Центральному банку , который заключает  межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 13.63 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 15.42 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли