В
1993 г. было положено начало новой технологической»
политике «Технологии для экономического
роста Америки: новый курс на создание
экономической мощи». В рамках этого
курса основным постулатом явился следующий:
в силу современных реалий мировой
экономики роль государства должна
не ограничиваться традиционными рамками
поддержки фундаментальной науки
и целевых исследований, а стать
напрямую ориентированной на обеспечение
экономического роста и конкурентоспособности
национальной экономики. Основной целью
новой технологической политики является
упрочение мирового лидерства в условиях
долгосрочного экономического роста.
Федеральным органом, выполняющим задачу
максимизации технологического вклада
в экономический рост США, является Министерство
торговли в лице Администрации по технологиям
(AT).
Технологическое
лидерство является основой экономической
стратегии США на дальнейшее
открытие зарубежных рынков для национального
капитала и расширение экспорта. Благодаря
экспорту (годовой объем около
1 трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического
роста США.
В
Министерстве торговли вопросами содействия
экспорту применения защитных мер
занимается ряд подразделений, входящих
в состав Администрации по международной
торговле.
Коммерческая
служба помогает американским
компаниям главным образом мелким и средним,
в продвижении экспорта и представляет
деловые интересы США за рубежом. Ее местные
зарубежные подразделения оказывают консультационные
услуги по вопросам экспорта, проводят
анализ зарубежных рынков и тенденций
деловой жизни, определяют возможности
развития торговли с конкретной страной,
предоставляют информацию об источниках
финансирования торговли, о возможностях
участия в проектах по линии международных
банков развития, подбирают иностранных
партнеров или представителей для американских
компаний, проверяют деловую репутацию
иностранных фирм организуют поездки
торговых миссий в зарубежные страны.
В
США созданы 100 центров, в рамках
которых оказывается содействие
экспорту, объединяющих информационно-консультационные
услуги Министерства торговли, Администрации
по делам малого бизнеса и Экспортно-импортного
банка CША.
Сеть
этих центров связана со 130 представительствами
Коммерческой службы в70 странах мира,
на которые приходится свыше 95% американского
экспорта.
Управление
по вопросам доступа на рынки
имеет в своем составе сеть отделов по
странам и Центр по контролю за соблюдением
торговых соглашений. Задача этого Центра
— обеспечить максимальные выгоды американским
экспортерам от заключения торговых соглашений.
Центр развивает обратную связь с бизнесом:
открыта «горячая линия», по которой можно
сообщать информацию о недобросовестной
торговой практике зарубежных партнеров
и об их действиях, противоречащих положениям
торговых соглашений.
Импортная
администрация занимается активным
применением законодательства об антидемпинговых
и компенсационных пошлинах в качестве
защитных мер против недобросовестного
импорта.
Управление
по развитию торговли
осуществляет анализ и оказывает экспертную
поддержку правительственным органам
в проведении торговых переговоров, в
том числе конкретизирует по отдельным
товарным рынкам возможные ответные торговые
меры, занимается защитой интересов американской
промышленности в борьбе за контракты,
доступ на рынки госзакупок в зарубежных
странах.
0тдел
торгового и экономического анализа
обеспечивает информационно-аналитическую
поддержку торгово-политической деятельности
Министерства торговли и других правительственных
организаций, обрабатывает и распространяет
статистические данные по вопросам внешней
и внутренний торговли, состояния промышленности,
динамики инвестиций.
Центр
торговой информации
сосредотачивает сведения 20 правительственных
ведомств — участников Координационного
комитета по содействию внешней торговле,
служит для экспортеров первым источником
правительственных информационно-консультационных
услуг.
Таким
образом, мощный организационный механизм
правительственной поддержки обеспечивает
в условиях рыночной экономики реализацию
национальных интересов США во внешнеторговой
политике. Последняя выступает одним
из каналов реализации лидерства
США в современной мировой
экономике. Декларируя свободу торговли
и либерализацию рыночных процессов,
США осуществляют четкую регламентацию,
координацию и стратегический просчет
каждой внешнеэкономической операции,
направляя всю их совокупность на укреплении
национальных интересов.
3
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РФ
3.1
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую
деятельность в РФ
Начиная
внешнеэкономическую деятельность,
каждый должен знать, что он вступает
в особую сферу отношений, регулируемых
не только общим, но и специальным
законодательством. Общее законодательство
регулирует экономическую деятельность
во всех ее видах и сферах. Радикальные
изменения в экономике России,
связанные с ее превращением в
рыночную, происходят в рамках права,
которое закрепляет такие важнейшие
положения, как неприкосновенность
собственности, новый метод регулирования
предпринимательской деятельности
- "дозволено все, что не запрещено",
недопустимость вмешательства государства
в хозяйственную деятельность субъектов
и т. п. Эти и другие положения
закреплены в Гражданском кодексе
РФ, ряде законов: "Об инвестиционной
деятельности", "О предприятиях
и предпринимательской деятельности",
"Об акционерных обществах", "О
финансово - промышленных группах",
"О защите прав потребителей",
"О стандартизации", "О сертификации
продукции и услуг" и др.
Изменения
в экономике привели также
к радикальным изменениям во внешнеэкономической
сфере: ликвидации монополии внешней
торговли, предоставлении права участия
во ВЭД всем юридическим и физическим
лицам, организации внутреннего
валютного рынка, развитию иностранного
предпринимательства, усилению контролирующей
функции государства, расширению экономического
метода регулирования ВЭД и т.
д.
Интеграция
России в мировое хозяйство невозможна
без развития национального законодательства
в соответствии с международным.
Правовое регулирование ВЭД - это
совокупность нормативных актов, в
рамках и на основе которых осуществляется
ее практика. Эта совокупность представлена:
-
международными правилами и нормами,
подписанными РФ. международными
договорами России с другими странами;
-
национальным - законодательством по
ВЭД, представленным законами, кодексами,
а также подзаконными актами.
К
законам, регулирующим ВЭД, относятся
следующие: "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности";
"О валютном регулировании и
валютном контроле"; "О таможенном
тарифе"; "Об иностранных инвестициях";
"Таможенный кодекс Российской Федерации".
Законом
Российской Федерации "О предприятиях
и предпринимательской деятельности"
разрешено предприятиям самостоятельно
осуществлять экономическую деятельность.
Указом Президента Российской Федерации
"О либерализации внешнеэкономической
деятельности" разрешено всем зарегистрированным
на территории Российской Федерации
предприятиям и их объединениям независимо
от форм собственности осуществление
внешнеэкономической деятельности
без специальной регистрации. Экспорт
стратегически важных сырьевых товаров
осуществляется предприятиями и
организациями, зарегистрированными
МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные
предприятия вносятся в специальный
реестр, который публикуется в
периодической печати. Отказ в
регистрации и исключение их из реестра
могут быть в случае нарушения
действующего законодательства РФ или
зарубежных стран, повлекшего за собой
экономический и политический ущерб
для России; невыполнение обязательств
по экспортным поставкам. Перечень стратегически
важных сырьевых товаров установлен
соответствующим постановлением Правительства
РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия,
зерно и др.). Предприятия могут
осуществлять экспортно-импортные
операции непосредственно или на
договорной основе через внешнеэкономические
организации. К таким организациям
относятся ассоциации делового сотрудничества,
торговые дома, торгово-промышленная палата
и др. Внешнеэкономическая деятельность
осуществляется на основе контракта. Российское
законодательство предписывает обязательную
письменную форму внешнеэкономического
контракта. Сделка может быть заключена
либо путем составления и подписания
одного документа, либо путем обмена
письмами, телеграммами. Внешнеэкономический
контракт содержит несколько разделов,
расположенных в определенной последовательности.
При этом каждый контракт имеет определенные
юридические атрибуты, без наличия которых
он теряет правовую силу, и права, из него
вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический
контракт должен содержать полное официальное
наименование сторон и их юридические
адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего
организацию, его должность, а также указание,
на основании чего осуществляется представительство.
Управление внешнеэкономической деятельностью
в Российской Федерации осуществляет
Министерство внешнеэкономических связей,
Государственный таможенный комитет.
Регулирование валютных операций производят
Валютно-экономическая комиссия Российской
Федерации, Центральный банк России1.
Общее руководство возложено на Президента,
Правительство и Министерство экономики
Российской Федерации.
Россия
в сравнительно короткие сроки вышла
на достаточно высокий уровень открытости.
В настоящее время она направляет
на цели международного обмена более
пятой части ВВП и по этому
показателю находится в одном
ряду с такими странами, как Германия,
Италия, Великобритания и другие. Торговый
и валютный режимы страны за последние
годы заметно либерализованы. Государство
отказалось от монополии на внешнеторговые
операции и регулирует трансграничные
потоки товаров и услуг с помощью
общепринятых мировым сообществом
инструментов. Введена внутренняя и
внешняя обратимость национальной
валюты по текущим операциям: и резиденты,
и нерезиденты могут свободно
обменивать в рамках таких операций
российские рубли на иностранную
валюту и наоборот: Иностранные инвесторы
допущены на финансовый и фондовый
рынки России, к участию в приватизационных
конкурсах. Таким образом, в XXI веке
Россия сталкивается с проблемой
обеспечения своей экономической
безопасности в условиях возросшей
открытости отечественной экономики.
Регулирование ВЭД государством означает
не только поддержку и стимулирование,
но и контроль за соблюдением национальных
интересов, обеспечение экономической
безопасности. Поддержание необходимого
уровня экономической безопасности становится
одной из стратегических задач российской
внешнеэкономической политики. Под экономической
безопасностью принято понимать такое
состояние экономики и системы государственного
управления, при котором обеспечиваются
гарантированная защита национальных
интересов, социальная направленность
политики, достаточный оборонный потенциал
даже при неблагоприятных условиях развития
внутренних и внешних процессов. Государственное
регулирование ВЭД во всех странах направлено
на обеспечение, в первую очередь, национальной
экономической безопасности, под которой
понимается защищенность экономики от
внутренних и внешних неблагоприятных
факторов, которые нарушают нормальное
функционирование процесса внутреннего
воспроизводства, снижают жизненный уровень,
порождая неблагоприятные социальные
последствия. В Законе экономическая безопасность
определена как состояние экономики, обеспечивающее
достаточный уровень социального, политического
и оборонного существования и прогрессивного
развития РФ. неуязвимость и независимость
ее экономических интересов по отношению
к возможным внешним и внутренним угрозам
и воздействиям.
3.2
Система органов государственной
власти, осуществляющих управление
внешнеэкономической деятельностью
в РФ
Большое
внимание управлению и регулированию
внешнеэкономических связей уделяют:
правительственные органы, государственный
аппарат, негосударственные отечественные
и международные организации.
Энергичному
и быстрому воздействию на регулирование
различных форм ВЭД способствуют
указы Президента. Высшими органами,
осуществляющими государственное
регулирование ВЭД, являются Совет
Федерации и Государственная Дума, которые
вправе принимать, изменять, отменять
законы, регулирующие внешнюю торговлю,
совместное предпринимательство и другие
формы внешнеэкономического сотрудничества
и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической
деятельностью осуществляет Правительство
на основе принятия нормативных актов
управления по вопросам ВЭД, координации
деятельности министерств и ведомств
в сфере ВЭД, проведения переговоров и
заключения межправительственных договоров.
На
Министерство торговли возложены такие
регулирующие функции:
- выработка
стратегии внешнеэкономической политики
и обеспечение ее проведения всеми субъектами
ВЭД на основе координации их действий
в соответствии с международными договорами
;
- разработка
единой валютной, кредитной, ценовой политики;
- осуществление
контроля за соблюдением всеми субъектами
ВЭД законов и условий международных договоров;
- сотрудничество
с различными международными и межправительственными
комиссиями по вопросам развития и регулирования
ВЭД;
- подготовка
и заключение внешнеторговых договоров
и соглашений с разными странами;
- координация
и согласование внешнеэкономической деятельности
с Министерством экономики, Министерством
финансов и другими министерствами и ведомствами;
- осуществление
мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная
роль в регулировании ВЭД принадлежит
Центральному банку , который заключает
межбанковские соглашения, представляет
интересы государства в отношениях
с национальными или центральными
банками других государств, международными
банками и другими финансово-кредитными
учреждениями. К основным функциям
Центробанка относятся: проведение
всех видов валютных операций, разработка
сферы и системы обращения в стране
иностранной валюты и ценных бумаг, издание
нормативных актов, регулирование курса,
выдача лицензий банкам на осуществление
валютных операций.