Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:15, реферат
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.
Государственная внешнеэкономическая политика России.
Внешнеэкономическая
политика (ВЭП) – это целенаправленные
действия государства и его органов
по определению режима регулирования
внешнеэкономических связей (ВЭС) и
оптимизации участия страны в
международном разделении труда. Основными
составляющими ВЭП являются внешнеторговая
политика (включающая экспортную и
импортную политику), политика в
области привлечения
ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.
Основные средства
осуществления
Важнейшая составная
часть внешнеэкономической
Основой внешнеэкономической
политики (ВЭП) страны является ее законодательная
база, т.е. система законодательных
актов, определяющих правила осуществления
внешнеэкономической
Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившего в силу с 18 июня 2004 года). "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
К важнейшим целям
государственного регулирования относят
обеспечение благоприятных
В законодательной
базе государственного регулирования
внешнеэкономической
Используются 4 основных регулирующих инструмента:
• таможенные тарифы;
• ограничительные условия;
• межгосударственные договоры и соглашения;
• мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Важным фактором,
влияющим на внешнеэкономическую
Политика государства
в области внешней торговли осуществляется
с помощью таможенно-тарифных и
нетарифных методов регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование
заключается во введении экспортных
и импортных таможенных пошлин для
защиты внутреннего рынка и
В России возрастает
роль тарифного регулирования ВЭД,
развивается и совершенствуется
импортный тариф. Объясняется это
тем, что при переходе от централизованно
- планируемой экономики к
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие меры:
1) административные
меры: количественные ограничения,
квотирование (установление пределов
экспорта и импорта), лицензирование
(выдача разрешений), сертификация.
Лицензирование является
2) технические барьеры
в торговле: санитарно-ветеринарные
нормы и стандарты в тех
случаях, когда они затрудняют
экспорт или импорт товаров
либо прямо дискриминируют
3) экономические
меры: валютный контроль, контроль
за ценами, введение государственной
монополии (может быть введена
на экспорт отдельных видов
товаров, имеющих особое
Для защиты экономических
интересов российских производителей
могут вводиться специальные
защитные, антидемпинговые и
Становление в России экономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую и превращение внешнеэкономических связей в важный самостоятельный фактор роста и упрочнения международных позиций страны.
Необходимо более рационально использовать отечественные энергоресурсы. Физические объемы нефти и газа не бесконечны. Стоит вести продажу не только сырье, но и нефтепереработки, нефтехимии, металлургии, электроэнергии и других энергоемких товаров.
При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка услуг, который на сегодняшний день развивается быстрее рынка товаров. Перспективными представляются услуги транспорта, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий.
Необходимо переориентировать
импорт на инвестиционные цели. Здесь
могло бы сыграть изменение
В защите отечественного
производителя от внешней конкуренции
нужно переходить к применению оперативных
административных защитных мер признаваемых
международным торговым правом (это
тарифные квоты, антидемпинговые и
компенсационные пошлины и др.)
Также необходимо развивать
внешнеэкономические связи
Что касается сотрудничества со странами СНГ, то эти рынки богаты сырьем, продовольствием и дешевой рабочей силой. Они привыкли к российской технике и менеджменту организации, их нельзя "отдавать" конкурентам.
Североамериканское направление является на сегодняшний день местом самых передовых технологий, однако Россия использует это направление в основном для импорта продовольствия. Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ. Перспективны объединения между Дальним Востоком и тихоокеанским побережьем США и Канады в авиакосмической, автомобильной, атомной промышленности, сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.
Рынки развивающихся
стран могут быть полезными для
российского бизнеса наличием дефицитного
сырья, дешевой рабочей силы, сохранившимся
спросом на товары средней технологичности,
востребованностью услуг
Для повышения внешнеэкономических связей страны многое может дать и правильная применяемая политика конкуренции. Она не может быть одинаковой для внутрихозяйственных операций и при экспорте и должна поощрять объединения усилий российских экспортеров для борьбы на внешних рынках, где они сталкиваются пока с более мощными соперниками.
На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.
Информация о работе Государственная внешнеэкономическая политика России