Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:44, курсовая работа
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политической организации общества, опирающуюся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так и общечеловеческих задач на определенной территории.
Введение
Государственная территория: понятие, составные части. Правовой статус
Понятие международных пространств. Основные виды пространств: международные пространства, пространства со смешанным правовым режимом, пространства со специальным правовым режимом
Форма государственно-территориальнного устройства
Основные признаки унитарного государства
Франция - отличительный признак унитарного государства
Унитарные страны постсоветского пространства
Заключение
Список использованной литературы
Суверенная власть республик ограничивается во внутренних вопросах правом, а во внешних положениями, вытекающими из общепризнанных принципов и норм международного права, общего права СНГ, международных договоров и соглашений этих государств.
По форме государственного устройства все зарубежные страны СНГ являются унитарными республиками. При этом в ряде из них имеются автономные включения (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина) . Так, Конституция Азербайджанской Республики от 14 октября 1995 г. устанавливает, что азербайджанское государство — унитарная республика (ст. 6). Одна из целей Азербайджана — обеспечение его независимости, суверенитета и территориальной целостности. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. провозглашает: "Грузия — независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 г. на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 г.".
Конституция Беларуси гласит, что Республика — унитарное демократическое социальное правовое государство (ст. 1). Она обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Все среднеазиатские страны Содружества также являются унитарными государствами. Так, Конституция Казахстана от 30 августа 1995 г. провозглашает Республику унитарным государством (ст. 2). Подчеркивается, что "суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории" (ч. 2 ст. 2 раздела "Общие положения").
Кыргызстан провозглашает себя суверенной, унитарной демократической Республикой. Конституция Таджикистана объявляет Республику суверенным демократическим светским унитарным государством (ст. 1 Конституции от 6 ноября 1994 г.).
Конституция
Украины от 28 июля 1996 г. в разделе
IX — "Территориальное устройство
Украины" — закрепляет принцип единства
и целостности государственной территории,
сочетания централизации и децентрализации
в осуществлении государственной власти,
сбалансированности социально-экономического
развития регионов с учетом их исторических,
экономических, экологических, географических
и демографических особенностей, этнических
и культурных традиций (ст. 132). Автономная
Республика Крым рассматривается как
единица административно-
Для суверенных унитарных зарубежных государств СНГ характерны
1) территориальное верховенство;
2)
система легитимных органов
3)
единая конституционно-
4) единое гражданство;
5) единое экономическое пространство;
6)
единая кредитно-денежная
7)
национальная государственная
8) национальные вооруженные силы;
9)
абсолютная международная
Территория является пространственным пределом государственной власти. Территория определяется в государствах СНГ конституцией и специальными актами о статусе государственной границы.
Конституции
всех стран Содружества
Аналогичная норма имеется в Конституции Казахстана:
"Суверенитет
Республики распространяется
Конституция Азербайджана устанавливает, что территория Республики едина, неделима и неприкосновенна. Внутренние воды Азербайджана, принадлежащий ему сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Республикой — составные части ее территории.
Территория Азербайджана неотчуждаема. Республика никому ни в какой части и форме не передает свою территорию. Лишь по решению парламента Азербайджана путем проведения референдума среди всего населения на основе согласия азербайджанского народа может проводиться уточнение государственной границы.
Территория
грузинского государства
Государства СНГ признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Это закреплено Соглашением о сотрудничестве государств СНГ по обеспечению стабильности положения на их внешних границах (1992 г.). Государства СНГ гарантируют открытость границ в рамках Содружества, свободу передвижения граждан и передачи информации.
К
специальным актам, регламентирующим
статус государственной границы, следует
отнести законы, в частности, Закон
Азербайджана "О Государственной
границе Азербайджанской
Государственная
граница — это линия и
Государственная граница есть пространственный предел действия государственного суверенитета. При установлении и изменении государственной границы, поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании право отношений в приграничных районах (акваториях) государства и на путях международных сообщений, пролегающих на территории государства СНГ, они руководствуются принципами:
— обеспечения безопасности страны и международной безопасности;
— взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
—
взаимного уважения суверенитета, территориальной
целостности и нерушимости
— мирного разрешения пограничных вопросов.
В Законе Украины "О Государственной границе Украины" подчеркивается, что Республика "неуклонно проводит политику мира, выступает за укрепление безопасности народов Украины исходя из принципов нерушимости государственных границ, являющихся отражением территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины" (Преамбула).
В Законе "О Государственной границе Республики Казахстан" закреплено, что исходя из международных принципов территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, государственная граница рассматривается как линия, определяющая юридически закрепленный пространственный предел территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав (ст. 2).
Во всех законодательных актах о государственной границе подчеркивается, что государственная граница неприкосновенна и любые ее нарушения решительно пресекаются.
Законы
о государственной границе
Под
режимом государственной
Режим
государственной границы
Охрана
государственной границы
Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о государственной границе государств СНГ. Лица, виновные в нарушении государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконном перемещении или попытке незаконного перемещения через государственную границу грузов, материалов, документов и иных предметов, а также в других нарушениях национального законодательства и государственной границы, несут уголовную, административную или иную ответственность. Например, Украина ввела уголовную ответственность за призывы и иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности Украины, или распространение с этой целью материалов с призывами к таким действиям.
В государствах СНГ ведется работа по правовому оформлению границ с сопредельными государствами, их делимитации и демаркации, созданию необходимых условий для охраны государственных границ.
Республика
Казахстан, исходя из провозглашенной
правопреемственности в отношении
бывшего СССР, подтверждает прохождение
своей государственной границы,
установленной действующими на день
вступления в силу Закона "О Государственной
границе Республики Казахстан" международными
договорами, включая акты об административно-
При
установлении и изменении прохождения
Государственной границы
Республика Казахстан в Законе о Государственной границе подтверждает, что она координирует установление режима государственной границы и деятельность по ее охране с государствами — участниками СНГ (ст. 2). Подчеркивается, что "законодательство о Государственной границе Республики Казахстан строится на основе международных договоров, соглашений и иных актов, участником которых является Республика Казахстан. В случае противоречия законодательства Республики Казахстан и заключенных Республикой международных договоров действуют международные договоры" (н. 2 ст. 3).
Установлено, что государственная граница может быть изменена исключительно путем заключения международных договоров. Пограничные вопросы с сопредельными государствами решаются на основе взаимности и добрососедства, в соответствии с национальными законами о государственной границе, другими актами и межгосударственными договорами стран Содружества.
Статус
государственной границы
Информация о работе Государственная территория: понятие, составные части