Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:27, доклад
Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
Формы и методы стимулирования экспорта
Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.
Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.
В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.
Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).
А. Стимулирование экспортного производства
Б. Стимулирование собственно экспорта
Во многих случаях субсидируется
не только экспорт, но и производство
товаров в целом, означая создание
скрытых протекционистских
- Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.
Использование реального
или заниженного курса
Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
Все из пречисленных выше мер стимулирования экспорта в той или иной степени используются в современной практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее значение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта.
Значение некоторых, ранее очень широко используемых мер стимулирования экспорта начинает постепенно снижаться под влиянием фискального давления, контрмер импортеров (антидемпинговые и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать “лазейки”, не охваченные, к примеру международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.
Соглашение о применении
статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый
Кодекс- направлено против экспорта, осуществляемого
по ценам ниже производства или себестоимости.
Такой экспорт может
К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу “Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)”.
Вместе с тем, в ВТО
существуют определенные степени свободы
в отношении использования
Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости относится ли эта страна к развитым или развивающимя. Некоторые области поддержки исключены из данного соглашения (т.е. могут использоваться странами-членами на вполне законных основаниях).
Некоторые количественные ограничения, в том числе связанные с экспортом, запрещены или лимитируются в ВТО в рамках соглашения ГАТС, регулирующем торговлю услугами, и в ряде других соглашений.
МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения ПИИ, в том числе с целью развития экспорта. Они полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Не случайно в последние годы ряд стран СНГ отказались от их применения в своей политике привлечения ПИИ.
Данный список можно расширять
довольно основательно, включив в
него другие международные экономические
организации и международные
интеграционные объединения, многие из
которых также негативно
Критерии выбора схемы стимулирования экспорта
Выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:
Использование странами различных схем стимулирования экспорта
Страны могут прибегать к достаточно сложным комплексным схемам стимулирования экспорта. В Бразилии стимулированием экспорта занимаются Министерство Промышленности, Торговли и Туризма и Министерство Внешних Отношений. Их деятельность заключается в предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и прочей информации, содействии экспорту малых и средних фирм, развитию новых областей экспортной деятельности, диверсификации экспорта, повышению конкурентоспособности бразильской продукции.
В Южной Корее в период 1961-1973 гг. агрессивная политика содействия экспорту проводилась одновременно с защитой в области импорта. Жесткий контроль над торговлей и обменным курсом сочетался с последовательной финансовой и промышленной политикой Торговая политика была четко направлена на стимулирование экспорта, будучи достаточно нейтральной по отношению к структуре экспорта. Экспортеры поддерживались через множественные валютные курсы, прямые финансовые вливания, разрешение использовать заработанную валюту на импорт нужных им товаров, возможность брать кредиты в иностранной валюте. Одновременно на корейских экспортеров распространялись значительные изъятия в отношении импортного контроля, а также тарифные льготы. Поддержка шла и по линии контролируемой государством банковской системы. Государство определяло виды деятельности или отрасли промышленности, нуждавшиеся в банковских кредитах. Подобные кредиты часто были льготными. Экспортная деятельность служила средством обеспечения кредитоспособности заемщиков.