Европейский союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.
Европейская интеграция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы (Европейский союз).

Содержание

Введение 2
1. Сущность экономической интеграции. 3
2. Этапы экономической интеграции. 7
3. Европейский союз как форма экономической интеграции. 9
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

· постепенное устранение всех ограничений  в торговле между странами-участницами;

· установление общего таможенного  тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;

· разработка и проведение общей  политики в области транспорта и  сельского хозяйства;

· создание валютного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

Своей первой целью ЕЭС поставило  решение задачи создания общего рынка  товаров, капиталов, услуг и рабочей  силы стран-участниц. Для этого был  создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС.

Одновременно делались попытки  по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного  протекционизма с помощью компенсационных  сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует  установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов  стран — членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения  рациональных монополий стран ЕЭС  в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран — участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу  европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в  этот период к серьезному кризису  западноевропейской экономической  интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х  гг. разрыв в уровнях развития между  странами ЕС увеличился. С вступлением  в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция  проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более  низком уровне по сравнению с другими  участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х  — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего  расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановый диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными, прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное  передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое  пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической  интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский  союз. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего  рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ. Евро (euro) - денежная единица стран-участниц европейского Экономического и валютного союза - ЭВС (EMU). Была введена в безналичное обращение с 1 января 1999, в наличное обращение вводится с 1 января 2002. Официальный код евро по стандарту ISO-4217 - EUR. Официальное графическое обозначение евро - "эпсилон", похожий на русское "э" - только наоборот и с двумя горизонтальными линиями посередине, - это символ преемственности идей единства Европы. Состоящий ныне из 15 государств-членов, Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире производителей и потребителей. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр[ и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

 

Заключение.

В начале работы была рассмотрена  сущность интеграции как процесса, этапы  и причины интеграции, условия  при которых возможна интеграция. Приведём три основных условия:

  • нужен достаточно высокий уровень развития промышленности;
  • экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной;
  • наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.

Так же в работе были рассмотрены  причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные:

  • желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта;
  • желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам;
  • желание улучшить условия торговли;
  • желание сократить издержки на масштабе производства;
  • желание добиться устойчивого экономического роста;
  • желание привлечь прямые  зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки.

Также не менее важны и  неэкономические цели:

  • налаживание более дружественных  взаимоотношений со странами-соседями;
  • укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной  и политической областях;
  • увеличение своего влияния на мировой политической и экономической  арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.

Кроме того, многие менее  развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более  богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько  эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным  и заключается  в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются  положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.

Второй эффект заключается  в том, что часть торговли  стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.

Но для участия в  интеграционном процессе мало одних  добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много  общих черт  во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не  менее  важна  культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая  близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Конкретными целями создания ЕЭС были:

  1. устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  2. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  3. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  4. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  5. создание валютного союза;
  6. унификация налоговой системы;
  7. сближение законодательства;
  8. разработка принципов согласования экономической политики.

Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданием единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образованием единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

Но, так как в своей  курсовой работе я должен был не просто описать европейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемы развития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёл основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них:

-- перспективы:

перспективы европейской экономики  связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с  другой – консервирующих неэффективную  в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков.

  • уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;
  • растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;
  • представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.

-- проблемы:

  • проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
  • проблемы реформирования системы социального обеспечения;
  • проблемы государственного долга;
  • проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение
  • большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС

Даже при простом анализе  экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро  произойдёт полное объединение европейских  стран. Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.

 

Литература

 

  1. Архипова А.Ю., Пузакова Е.П.  Международные экономические отношения - Ростов н/Дону.:Феникс, 2009.-430 с.
  2. Ачкасов В.А.. Мировая политика и  международные экономические отношения - М.:Аспект- пресс, 2010.-617с
  3. Ливенцев Н.Н Мировая экономика и международные экономические отношения - М.:Магистр, 2010.-398 с.
  4. Рыбалкин В.Е Международные экономические отношения- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-647 с.
  5. Хасбулатов Р.И.  Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов.- М.: Юрайт-Издат, 2011.-725 с.

Информация о работе Европейский союз