Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:40, практическая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение европейской внешнеполитической концепции Франции и ее реализация при де Голле. В рамках поставленной цели решались следующие конкретные задачи:
-определить приоритеты во внешней политике Франции при де Голле;
- рассмотреть инициативы Франции по созданию Политического союза Европы;
- рассмотреть основные причины экономико-политических разногласий между Францией и странами ЕЭС в 1965-1966 гг.

Содержание

Введение 3
Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля 6
Реализация внешнеполитической доктрины 14
2.1.Идея объединенной Европы 14
2.2. Политика Франции на российском направлении. 22
Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США. 24
2.4.Германский вопрос и объединение Германии. 26
Заключение 30
Список источников и литературы 34

Работа содержит 1 файл

Европейская политика Франции при де Голле.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

После провала «планов  Фуше» де Голль разыграл «германскую  карту» как средство косвенного давления на «малые» страны. Елисейский договор «О дружбе и сотрудничестве», заключенный в 1963 г. между Францией и ФРГ, стал важнейшим мероприятием в направлении создания Политического союза Европы в голлистском варианте. На этом пути возникли непредвиденные трудности в виде преамбулы, добавленной к договору боннским парламентом в одностороннем порядке. В преамбулу ФРГ ввела те вопросы, которых де Голль избежал при составлении Елисейского договора: тесное сотрудничество между Европой и США; объединение Европы на наднациональной основе; включение в процесс европейской интеграции Великобритании и других стран, желающих в нем участвовать. Указанные добавления сводили на нет все усилия голлистов по межгосударственному объединению стран Западной Европы.

Вскоре после заключения Елисейского договора отношения между ФРГ и Францией осложнились в связи с противоречиями в экономической сфере. Они касались установления единой сельскохозяйственной политики участников ЕЭС. Франция, имевшая низкие цены на зерновые культуры, намеревалась обеспечить благоприятные условия для их экспорта в страны ЕЭС, в первую очередь, в Западную Германию. Это шло вразрез с интересами монополий ФРГ, которые предпочитали ввозить зерно из стран третьего мира по более низким ценам. Добиваясь от Германии согласия со своей сельскохозяйственной политикой, Франция была готова поддержать ФРГ по ряду военно-политических вопросов на основе Елисейского договора1.

Вето, наложенное генералом  де Голлем в январе 1963 г. на вступление Великобритании в «Общий рынок», способной  помешать зарождавшейся франко-германской оси внутри Европейского Сообщества, привело к дальнейшей поляризации позиций, занимаемых странами «шестерки», обособившей Францию от остальных участников ЕЭС и еще больше затормозившей процесс политической интеграции.

Сильным расхождением с голлистской концепцией «Европы отечеств» явились предложения Комиссии ЕЭС (КЭС) под руководством В. Халыптейна о расширении прерогатив наднациональных органов Сообщества и о переходе к новой процедуре принятия решений в Совете министров квалифицированным большинством. В знак протеста французский президент с июня 1965 г. в течение семи месяцев был вынужден проводить политику «пустого кресла», не участвуя в организуемых Сообществом конференциях и временно отозвав постоянного представителя Франции при ЕЭС.

Кризис, затронувший институциональное  равновесие в ЕЭС и практическое функционирование его органов, был  преодолен в январе 1966 г. путем  нахождения в Люксембурге компромиссного соглашения, во многом удовлетворявшего французские требования: урезать полномочия КЭС в пользу Совета министров и урегулировать проблемы, связанные с принципом голосования в Совете. Таким образом, был впервые найден и успешно опробован новый механизм разрешения политико-экономических противоречий, возникающих между странами ЕЭС. Его сущность заключалась в выработке компромиссных решений путем взаимных согласованных и сбалансированных отказов от части национальных интересов отдельных стран в пользу проведения общеевропейской политики. Эффективность подобного политического механизма как средства разрешения конфликтов, постоянно возникающих в процессе интеграции, была впервые подтверждена найденным в Люксембурге взаимовыгодным компромиссом1.

К приходу к власти де Голля в 1958 году Франция участвовала  в ОВК НАТО, на её территории размещались американские военные базы. Кроме того, там размещались руководящие органы НАТО (Совет, Секретариат, штаб Верховного главнокомандующего, базы ВМС, ВВС США). В довершение - часть французских войск была выделена в состав сил НАТО под американским командованием. Всё это, по мнению де Голля, ущемляло интересы Франции.

Зависимость Западной Европы в вопросах обороны перетекала в  зависимость политическую. Из-за боязни быть втянутой в чуждый её интересам  конфликт, Франция вышла из ОВК НАТО. Другой фактор, повлиявший на решение Франции выйти из ОВК - на смену американскому военному превосходству неминуемо шёл паритет между СССР и США , и американские ядерные гарантии становились фикцией. К тому же де Голль считал, что любое государство должно само обеспечивать свою национальную оборону, США относились отрицательно к французской деятельности в ядерной сфере, но им приходилось с этим мириться. Вашингтон хотел обеспечить себе контроль над французскими и английскими ядерными силами, для чего действовал в двух направлениях.

Первое - американцы предложили создать «многонациональные ядерные  силы НАТО» (МЯС) и допустить к  ядерному оружию ФРГ.

Второе - предоставить союзникам (Англии и Франции) ядерное оружие при контроле Вашингтона за его применением.

Выходя из ОВК, де Голль  учитывал, что между Францией и  странами ОВД есть ФРГ, где расположены  американские войска, то есть страна была защищена. Стратегический баланс в  Европе и мире был, в ФРГ была стабильность.

Президент Франции считал, что в дальнейшем все страны Западной Европы должны были восстановить суверенитет, ограниченный влиянием США. Действия де Голля обозначили тенденцию, заметную в наше время (растущая независимость членов Североатлантического блока от США).

После выхода Франции  из ОВК в 1966 году и с приобретением ею особого статуса блок НАТО адаптировался к этому положению. Париж непосредственно не участвовал в работе военных органов НАТО, но имел при них миссии связи для координации действий. Франция участвовала в деятельности некоторых звеньев военно-технической инфраструктуры НАТО.

В 60-70 годы французская  военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних  подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с ОВК НАТО.

Идея разрядки де Голля получила в Западной Европе поддержку и одобрение. США понимали, что саботирование разрядки ухудшит отношения с Европой. В декабре 1967 года Совет НАТО на уровне министров иностранных дел одобрил программный документ “Будущие задачи союза”, суть которого - приложение усилий каждым союзником для улучшения отношений с Восточной Европой и СССР. Но, несмотря  на согласие США одобрить в рамках НАТО сотрудничество с Востоком, администрация Джонсона была отягощена своими установками в отношениях “Восток-Запад”.

 

 

2.2. Политика Франции на российском направлении: сходство и отличия.

Де Голль осуждал  СССР, его внутриполитический строй. Но в 60-е годы политика Франции в  отношениях с СССР стала резко  отличаться от политики США. В начале 60-х годов в Соединённых Штатах преобладала концепция силового сдерживания коммунизма, а во Франции - идея разрядки напряжённости.

У Франции не было никаких  прямых споров с СССР. Де Голль считал, что “режимы уходят, а народы остаются”. Военного соперничества  между Францией и СССР также не было. В развивающихся странах Париж имел свои интересы, часто отличные от интересов Вашингтона. К идее развязки де Голля подвигли следующие соображения: восстановление французского величия, ослабление блокового противостояния, так как оно было инструментом влияния СССР и США в Европе; расширение французского влияния в Европе; снижение опасности войны, перемещение  центра потенциального конфликта из Европы. Разрядка вызвала бы развитие демократии в СССР и Восточной Европе, помогла бы преодолеть послевоенный раскол в Европе, ослабление противостояния блоков было бы стабилизирующим фактором на случай конфликта с Германией.

Советско-французские  отношения улучшились (особая позиция  Франции в НАТО). И Франция, и  СССР были против создания многонациональных  ядерных сил НАТО, к тому же был широко известен антиамериканизм де Голля, и Париж, и Москва были несогласны с предоставлением ФРГ ядерного оружия1.

Среди причин, препятствовавших сближению Франции и СССР, были: осуждение Парижем тоталитарной системы, принадлежность Франции к НАТО, политическое непризнание ГДР, не отказ её от блокового противостояния вообще (была за замену Североатлантического блока западноевропейским), стремление её к снижению влияния СССР в Европе, оппозиция курсу СССР в развивающихся странах.

Вообще же в своей внешней политике де Голль опирался на СССР в борьбе с влиянием США и на США в борьбе с влиянием СССР. В отношениях Парижа и Москвы было много конфликтных ситуаций. Например: признание СССР Временного правительства Алжирской республики до референдума, назначенного де Голлем.

В 1965 году де Голль объявил  о новом политическом курсе в  отношениях с социалистическими  странами, в 1966 - посетил Москву и  ряд других городов Союза, где  высказал пожелание строить новые  отношения со странами Восточной  Европы и не противопоставлять связи с Восточной Европой связям с СССР.В том же 1966 году состоялся ответный визит Косыгина во Францию, развивавший идеи разрядки .

У де Голля не было такой  оппозиции его внешней политике, как в США. В 60-е годы был подписан ряд соглашений между СССР и Францией о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, космическом сотрудничестве .Возрос французский экспорт в СССР.

Сотрудничая с СССР и  выходя из ОВК НАТО, Франция всё  же подчёркивала важность Североатлантического договора. В 1963 году Париж не подписал договора о частичном запрете ядерных испытаний. Франция стремилась иметь свои войска в ФРГ, не спешила с уходом США из Западной Европы.

Несмотря на то, что  отношения Франции и СССР были лучше, чем отношения США и  СССР, сохранялись разногласия по некоторым вопросам.

В 1968 году из-за внутриполитических проблем во Франции де Голль ушёл в отставку. В том же 1968 году СССР и страны ОВД ввели войска в  Чехословакию, что послужило дестабилизирующим  фактором в европейском политическом климате. Франция, осудив ввод войск, не отказалась от разрядки (Париж понял, что конфронтация окончательно разделит Европу на сферы влияния США и СССР). В 19968 году были подписаны новые советско-французские соглашения о сотрудничестве1.

Сравнивая курсы на разрядку Франции и США, следует отметить, что обе страны видели в разрядке путь быстрых демократических преобразований в Восточной Европе и в СССР, снижение угрозы ядерной войны. США, как и Франция, заключили ряд договоров о научно-техническом сотрудничестве с СССР.

В отличие от США, Франция, придерживаясь курса на разрядку, не подключалась к американскому  “сдерживанию” СССР в развивающихся  странах. В курсе на разрядку Парижа и Вашингтона просматривались противоречия между атлантизмом и европеизмом. Франция не выступала за сдерживание СССР на глобальном направлении, но и опасалась снижения решимости США отстаивать общие интересы Запада. Ещё одно различие в подходе к разрядке Франции и США - отсутствие соперничества между Францией и СССР в сфере ВПК.

США придерживались концепции  дозирования политического, силового давления и сотрудничества, а Франция  полагала, что сближение Востока  и Запада последует вследствие роста  взаимосвязей в мире и повсеместной демократизации.

2.3. Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США.

          Франко-американские противоречия  по вопросу ядерной стратегии  проявились, когда США сменили  в 1961 году стратегию “массированного  возмездия” на стратегию “гибкого  реагирования”.

Концепция “массированного  возмездия” была обусловлена тем, что у СССР до определённого момента не было средств доставки ядерных зарядов на территорию США, и по замыслу Вашингтона под ядерный удар попадала только территория СССР. Но с появлением у Советского Союза средств доставки Москва могла адекватно ответить США.

Вторая причина смены  стратегии - разнообразие конфликтов в  мире, при которых “массированное возмездие” не работало (война в  Корее, периферийные конфликты, где  “ядерная дубина” США не действовала). США надо было расширить возможности  вооружённых сил для использования их в политике. Суть стратегии “гибкого реагирования” - отвести возможный ядерный удар от территории США и предусмотреть использование ядерного и обычного оружия в различных конфликтных ситуациях.

Конфликтные ситуации могли  возникнуть в Центральной Европе (тогда бы последовал обмен тактическими ядерными ударами по странам ОВД и НАТО), т.е. в зону конфликта попала бы Франция (у де Голля не было сомнений, что тогда последуют ядерные удары по находящимся во Франции руководству НАТО и военным базам США. Париж не согласился со стратегией “гибкого реагирования”. Только в 1967 году уже без Франции (к тому времени она вышла из военной организации блока) в НАТО одобрили эту стратегию.

К 1963 году у Франции  появилось своё ядерное оружие, что вызвало опасения США (опасались распространения ядерного оружия). Париж не претендовал на предоставление какому-либо государству ядерных гарантий.

Ядерная стратегия Франции, стратегия “обороны по всем азимутам” (разработал начальник генштаба Айере, де Голль одобрил) была сугубо национальной. Суть “обороны по всем азимутам” - возможность французских ВС повсюду на земле нанести ядерный удар по любой точке планеты, и тем самым роль Франции  - уменьшить влияние США, отделить свою внешнюю политику от политики НАТО.

По мнению Айере, Франции  были необходимы межконтинентальные баллистические ракеты с мегатонными боеголовками.

Стратегия “обороны по всем азимутам” была радикальной заявкой  Франции на независимость от НАТО. К тому же она не рассматривала  СССР как главного врага, что подрывало основы атлантизма.

Практического воплощения стратегия “обороны по всем азимутам”  не получила, так как была не по карману  Франции. Общенациональный кризис 1968 года привёл к отставке де Голля, он слишком  много внимания уделял военной мощи государства и мало - социальной сфере. К тому же ещё при де Голле была разработана другая стратегия.

2.5.Германский вопрос и объединение  Германии.

                После разделения Германии подходы США и Франции к ней определялись, с одной стороны, установкой на воссоединение, с другой - небезопасностью для Европы форсирования вопроса о воссоединении и боязнью рецидивов германского национализма.

Что касается отношений  с ФРГ, то здесь Франция как  и США были активны, так как  их целью было становление ФРГ мирным, демократическим государством, и в то же время (из-за её расположения в центре Европы) она должна была стать важным звеном в обороне Запада. Контроль за ФРГ осуществлялся через включение её в натовские структуры безопасности, западноевропейскую экономическую интеграцию. Вашингтон и Париж официально всегда поддерживали стремление ФРГ к воссоединению Германии (это было записано в Конституции ФРГ). Официальная формулировка позиций США и Франции по вопросу воссоединения Германии к 1957 году формулировалась следующим образом: свободные общегерманские выборы; членство Германии в НАТО - по решению выбранного правительства; при решении германского правительства сохранить членство в НАТО - это не будет использоваться для получения Западом военного превосходства.

Информация о работе Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле