Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:41, доклад
В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В августе 1992 года были установлены дипломатические отношения между республикой Беларусь и ЕС.
Введение……………………………………………………………………...С.3
Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии……………………….С.5
Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии……………С.8
Заключение……………………………………………………………………С.11
Список использованных источников и литературы………………………..С.12
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Воронежский Государственный Университет
Факультет
Международные отношения.
Кафедра
международных отношений и
«ЕС-Белоруссия»
Реферат
По специальности 030701
Международные отношения
Специализация
– международная интеграция, международные
организации
Студентка __________Цуканова Инна Вячеславовна, 5курс, 2 группа
Руководитель __________Михалёв
Олег Юрьевич
Воронеж 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии……………………….С.5
Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии……………С.8
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы………………………..С.12
Введение
В
истории взаимоотношений
Второй
этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и
продолжающийся до настоящего времени,
характеризуется охлаждением
Глава I. Проблемы в отношениях ЕС и Белоруссии
С 1996г. отношения ЕС и Белоруссии начали ухудшаться. Как уже отмечалось ранее, первой причиной обострения отношений стало проведение референдума в Беларуси в 1996 г. по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. Решения референдума не были одобрены ЕС, и это привело к замораживанию политического диалога.
В сентябре 1997 года Брюссель ввел первые санкции в отношении Беларуси. Были запрещены контакты на уровне выше заместителя министра и любое сотрудничество и техническая помощь, за исключением проектов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Став непосредственным соседом ЕС, Беларусь лишь формально входила в Европейскую политику добрососедства.
После президентских выборов (сентябрь 2001 г.) белорусским руководством был декларирован ряд мероприятий по либерализации экономики. Однако представители европейских институтов посчитали, что эти мероприятия не были реализованы даже в незначительном объеме. Как результат, отчетливо наблюдается некоторая "усталость" европейских институтов по отношению к "белорусскому вопросу". Многие европейские политики предпочитают даже не упоминать Беларусь. Беларусь остается одной из наименее известных гражданам объединенной Европы европейским государством.
В
2004 году Совет Европы опубликовал
доклад об исчезновениях в Беларуси
в 1999—2000 годах политиков и журналиста.
После этого Брюссель внес в список
невъездных в страны Евросоюза белорусских
чиновников, которые подозреваются
в причастности к исчезновениям. В него
вошли экс-министр внутренних дел Владимир
Наумов, бывший госсекретарь Совета безопасности
Виктор Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков
и экс-командир бригады спецназа внутренних
войск МВД Дмитрий Павличенко. После парламентских
выборов в декабре 2004 года этот список
был дополнен главой Центризбиркома Лидией
Ермошиной и Юрием Подобедом, который
тогда возглавлял полк милиции специального
назначения, разгонявший акции протеста
в период избирательной кампании.
В апреле 2006 года список был расширен до
37 человек, ответственных, по мнению ЕС,
за нарушение прав человека в ходе очередных
выборов президента. В него, в частности,
были включены президент Александр Лукашенко,
глава президентской администрации, два
его заместителя, ряд министров и судей.
Кроме того, счета и имущество этих представителей
госструктур в странах ЕС и в 10 странах
Европы, которые присоединились к санкциям,
было заморожено.
В октябре 2006 года список невъездных пополнили еще четыре человека: судьи и гособвинители — за приговор экс-кандидату в президенты Александру Козулину и активистам незарегистрированной организации "Партнерство".
В ноябре 2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную стратегию развития отношений с Беларусью, перечислив, что может дать стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций. Условия ЕС включали уважение права белорусов на демократические выборы, прав на независимую информацию и свободу слова, соблюдение прав общественных организаций и предпринимателей, а также освобождение всех тех, кого Запад считал политическими заключенными.
Почти два года Минск и Брюссель обменивались заявлениями и резолюциями, осуждающими нежелание другой стороны идти навстречу.
И только лишь в 2008г., после того, как на свободу вышли последние из признанных странами Запада белорусских политзаключенных, ЕС направил своего представителя для встречи с белорусскими властями. Несмотря на то, что сентябрьские парламентские выборы не были признаны демократическими, миссия ОБСЕ отметила отдельные улучшения, и министры иностранных дел стран Евросоюза частично приостановили на полгода действие визовых санкций в отношении белорусских чиновников. Тогда же был отменен действовавший с 1997 года запрет на контакты выше уровня замминистра. В октябре 2008 года, январе и июле 2009 года прошли встречи главы МИД Беларуси Сергея Мартынова с руководящей "тройкой" ЕС. В апреле 2009 года начался диалог о ситуации в области прав человека.
В
феврале 2009 года впервые в истории
белорусско-европейских
После того, как визит несколько раз откладывался, в июне 2009 года с белорусским президентом в Минске встретилась и еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. В апреле 2009 года ЕС продлил мораторий на визовые санкции до конца 2009 года. А позже мораторий на действие санкций в отношении белорусских чиновников продлили до октября 2009 года.
При этом ЕС заявил, что на окончательную отмену санкций в отношении высокопоставленных лиц Белоруссии он готов пойти только в случае прогресса страны на пути демократических реформ.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что отношения Белоруссии
и ЕС на протяжении последних 15 лет
складываются достаточно непросто, между
странами существует много противоречий,
проблем, причём одна из самых главных
заключается в том, что ЕС не доволен политикой
Беларуси относительно её продвижения
к демократии.
Глава II. Перспективы развития отношений ЕС и Белоруссии
Отношения ЕС и Белоруссии в последние годы развиваются с переменным успехом: сначала стороны идут на сближение, затем опять происходит охлаждение.
С одной стороны, Беларусь уже сделала несколько положительных шагов: две независимые газеты вернулись в государственную систему подписки и распространения, прошел ряд семинаров о свободе прессы и интернет-СМИ, при администрации президента и правительстве были созданы консультационные советы, куда приглашены отдельные представители оппозиции и оппозиционных кругов.
В ответ на движение Минска навстречу в мае 2008г Беларусь официально включена в новую политику ЕС "Восточное партнерство", которая предполагает экономическую интеграцию и политическую ассоциацию со странами объединенной Европы. Для Беларуси, у которой отсутствует юридическая база для развития двусторонних отношений, эта политика — реальная возможность укреплять связи с 27 странами Европы и пятью странами-партнерами через многосторонние проекты.
С другой стороны, в октябре 2010г. европейские дипломаты в Брюсселе согласовали вопрос о продлении санкций и текст соответствующего заявления, которое было принято министрами иностранных дел стран ЕС 25 октября. Помимо этого, Евросоюз продлил мораторий на их применение в отношении 36 человек. Под действие моратория не попадают пять человек — бывший командир минского спецназа Юрий Подобед, два бывших министра внутренних дел Юрий Сиваков и Владимир Наумов, бывший генеральный прокурор Виктор Шейман и глава ЦИК Лидия Ермошина.
А в конце ноября 2010г. президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал интервью французской газете «Фигаро», в котором заявил: "Мы больше чем разочарованы. Мы вообще порой не понимаем, чего хочет Европейский союз". "Мы делаем все для того, чтобы у нас были нормальные отношения с нашим западным соседом. Все наши инициативы не только последнего времени, но и прежде были направлены на установление хороших отношений с ЕС. Почему Европейский союз таким образом реагирует на наши инициативы, это опять же вопрос к ним, а не к нам".
Но всё же, несмотря на последние события, многие эксперты положительно оценивают перспективы сотрудничества.
В первую очередь, Беларусь является непосредственным соседом ЕС, имеющим общую границу с тремя государствами ЕС. По этой причине ЕС заинтересован в стабильности, процветании и безопасности этой страны. Европейцы признают важную роль Беларуси как транзитного коридора для энергетических ресурсов и промышленных товаров.
Также Беларусь является второй по значимости страной для ЕС в рамках Восточного партнерства после Украины и поэтому представляет интерес для ЕС, в особенности в будущем, ввиду своего существенного экономического потенциала. Наконец, у ЕС общие интересы с Беларусью в плане решения трансграничных проблем, таких как, незаконная миграция, незаконный оборот наркотиков, и многое другое.
Кроме того, Еврокомиссия одобрила увеличение объемов финансирования для Беларуси на период 2011-2013гг. Наконец, по просьбе белорусского правительства ЕС приступил к разработке механизма макроэкономической финансовой помощи, который дополнял бы программы МВФ.