Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:43, реферат
Дипломатическая деятельность А.Бриана.
Аристид Бриан (1862-1932) – политический деятель и дипломат Франции. С 1909 по 1931 был 11 раз премьер-министром, 25 раз министром (большей частью иностранных дел). Во внешней политике Бриан проводил империалистический курс, очень ловко прикрывая свои действия, благодаря чему в мелкобуржуазных кругах у него создалась репутация «защитника мира», «врага войны». Его пребывание на посту министра иностранных дел пришлось на период, когда влиятельная часть французской буржуазии была убеждена в превосходстве сил Франции в Европе. Поэтому внешняя политика Франции того периода была направлена на установление гегемонии во всей Европе и сильно повлияла на ход международных отношений, особенно в период, после первой мировой войны. В этом не малую роль сыграл Аристид Бриан.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что некоторые акты внешней политики Франции периода 20-х годов ХХ века, управляемой Брианом, в том числе и Локарнские договоры, и план Бриана о создании пан-Европы, содействовали возрождению Германии, которая в итоге начала вторую мировую войну, последствия которой до сих пор ощущаются.
Важность рассмотрения деятельности А. Бриана как дипломата состоит в том, что находившаяся под его руководством и непосредственным влиянием внешняя политика Франции являлась очень важным фактором восстановления Европы после первой мировой войны и становления Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Цель работы – проанализировать деятельность Аристида Бриана как дипломата и руководителя внешней политики Франции в 20 гг. ХХ в.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задания:
o рассмотреть политику «примирения» с Германией, проявившуюся в подписании Локарнских соглашений;
o охарактеризовать осуществление антисоветской политики;
o рассмотреть подписание пакта Бриана-Келлога, как попытку Франции обезопасить себя от войны.
Введение 3
Раздел І. Шаги к примирению с Германией 5
Раздел ІІ. Осуществление антисоветской политики 7
Раздел III. Подписание пакта Бриана-Келлога 9
Выводы 12
Список источников и литературы 14
Содержание
Аристид Бриан (1862-1932) – политический деятель и дипломат Франции. С 1909 по 1931 был 11 раз премьер-министром, 25 раз министром (большей частью иностранных дел). Во внешней политике Бриан проводил империалистический курс, очень ловко прикрывая свои действия, благодаря чему в мелкобуржуазных кругах у него создалась репутация «защитника мира», «врага войны». Его пребывание на посту министра иностранных дел пришлось на период, когда влиятельная часть французской буржуазии была убеждена в превосходстве сил Франции в Европе. Поэтому внешняя политика Франции того периода была направлена на установление гегемонии во всей Европе и сильно повлияла на ход международных отношений, особенно в период, после первой мировой войны. В этом не малую роль сыграл Аристид Бриан.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что некоторые акты внешней политики Франции периода 20-х годов ХХ века, управляемой Брианом, в том числе и Локарнские договоры, и план Бриана о создании пан-Европы, содействовали возрождению Германии, которая в итоге начала вторую мировую войну, последствия которой до сих пор ощущаются.
Важность рассмотрения деятельности А. Бриана как дипломата состоит в том, что находившаяся под его руководством и непосредственным влиянием внешняя политика Франции являлась очень важным фактором восстановления Европы после первой мировой войны и становления Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Цель работы – проанализировать деятельность Аристида Бриана как дипломата и руководителя внешней политики Франции в 20 гг. ХХ в.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задания:
В результате Парижской мирной конференции и установления Версальской системы международных отношений Антанта сплотила против себя побежденных и вызвала их ненависть. С другой стороны, разногласия среди держав самой Антанты не позволили ей создать прочные гарантии против немецкого реванша. Каждое государство вело переговоры с Германией без ведома партнеров и натравливало его против других. Среди них находилась и Франция, внешней политикой которой руководил в начале ХХ века А. Бриан, который и начал частичное примирение с Германией.
Аристид
Бриан, родившийся в 1862 г., начал свою
политическую карьеру в качестве
социалиста левого толка, но в дальнейшем
трансформировался в
Вскоре после Парижской конференции многим стало ясно, что условия мирного договора не могут принести длительного мира. Исправить положение должен был план Дауэса, изменявший систему репарационных платежей Германии: в сентябре 1924 г. он вступил в силу. 9 февраля 1925 г. министр иностранных дел Германии Густав Штреземан направил французскому правительству ноту с предложением подписать совместный договор о ненападении между Великобританией, Францией и Германией, гарантирующий франко-германскую границу. Целям французской внешней политики этот пакт, по мнению Бриана, не противоречил. Более того, он мог бы привлечь Великобританию к обороне Франции, а возможно, и убедить США, интерес которых к европейской политике все возрастал, стать гарантом французской безопасности. Поэтому Бриан вступил в секретные переговоры со Штреземаном, британским министром иностранных дел Дж. Остином Чемберленом и представителями бывших противников Германии. Цель Бриана состояла прежде всего в том, чтобы обеспечить безопасность Франции путем преодоления несправедливости Версальского договора [1; 15].
В
октябре 1925 г. результаты переговоров
были обнародованы во время встреч
министров иностранных дел семи европейских
стран в Локарно (Швейцария). Достигнутые
там соглашения в совокупности вошли в
историю под названием Локарнского пакта.
Для Франции особенно важны были положения,
предусматривавшие демилитаризацию Рейнской
области, военную помощь Франции, Польше
и Чехословакии в случае нападения на
них, международные гарантии послевоенной
франко-германской границы. Кроме того,
пакт обязывал Великобританию оказать
Франции помощь в случае нападения Германии.
Локарнские соглашения были встречены
во Франции с одобрением, что укрепило
политическую репутацию Бриана внутри
страны. Бриан продолжал играть важную
роль в политической жизни, немало способствуя
послевоенному восстановлению Европы
[7; 212].
Роль Бриана в заключении Локарнского пакта и дружественном диалоге Франции и Германии после многих лет недоверия была отмечена Нобелевской премией мира 1926 г., которую он разделил со своим германским партнером по Локарно Густавом Штреземаном [3; 1].
То есть, Бриан в Локарно, проводя политику, направленную на «примирение» с Германией, старался показать себя как европейского миротворца. А на самом деле он олицетворил страх Франции перед возрождавшимся германским империализмом.
Сознавая растущую после Локарно изоляцию Франции, Бриан пытался повернуть французскую политику на сближение с СССР. В конце 1925- начале 1926 он способствовал активизации переговоров с СССР и созыву франко-советской конференции. Однако приход к власти в 1926 Пуанкаре, в кабинет которого Бриан входил в качестве министра иностранных дел, возвратил Францию к антисоветской ориентации. Договор 1926 с Румынией, еще раз санкционировавший захват Бесарабии, кампания за высылку советского посла из Франции в 1927, провокационное обвинение СССР в «нарушении мира» во время конфликта на КВЖД, план пан-Европы – неполный перечень антисоветских актов французской внешней политики 1926-1931, руководимой Брианом.
Большую роль в попытках создания блока европейских государств против СССР играл так называемый проект пан-Европы. Автором этого проекта и явился Аристид Бриан [6; 63-64].
17
мая 1930 г. Бриан обратился к
27 странам Европы с предложением
«об организации режима
По поводу этого «плана» французская газета «Temps» писала: «Эта идея является логическим продолжением политики Локарно, Лиги наций и создания европейской Антанты. Она имеет целью обеспечить европейским странам наиболее благоприятные условия для их экономического развития путём упразднения таможенных перегородок, вследствие которых слишком часто европейские государства противопоставляются друг другу враждебным образом».
Создание пан-Европы должно было укрепить международные позиции Франции. Бриан рассчитывал иметь в лице европейского комитета орган, послушный французскому империализму и служащий целям его политики. Несмотря на то, что пан-Европа мыслилась в рамках Лиги наций, она в известной мере ей противопоставлялась. Таким образом, французский проект был направлен против преобладающего влияния Англии в Лиге наций, равно как и против усиления международной роли Соединённых штатов Америки [9; 2].
Главная
цель Бриана заключалась в
План пан-Европы был сочувственно встречен пацифистскими кругами Европы. Естественно, он декларировал мир между Францией и Германией, общую безопасность, уничтожение таможенных барьеров и т. д. Не возражали против плана Бриана и реакционные круги. Их соблазняла возможность образования широкого блока в Западной и Центральной Европе при изоляции СССР. В руках французских империалистов такая объединённая Европа должна была служить целям активной антисоветской политики [2; 43].
Осуществить план пан-Европы не удалось. Английская дипломатия не пожелала поддержать французское предприятие, явно сулившее усиление Франции в Европе. Со своей стороны и германская дипломатия усмотрела в этом плане попытку укрепления версальской системы. Италия также не хотела мириться с упрочением этой системы, пересмотра которой в пользу итальянского империализма добивался Муссолини. Итальянская дипломатия особенно опасалась включения дунайских и балканских стран во французскую систему военно-политических союзов. Она рассматривала эти страны как зону своих собственных экономических и политических интересов [9; 2].
Создание пан-Европы должно было укрепить международные позиции Франции. Но на первом месте для Бриана стояло использование пан-Европы против СССР. И не смотря на то, что он не был осуществлен, стало ясно, что Франция негативно относится к СССР как к европейскому государству.
Несмотря на активность французской дипломатии в 20-х годах, относительно надежными союзниками для Парижа могли считаться только малые страны Восточной Европы. Но это были слабые союзники. Ни одна из великих держав в тот период не поддерживала Францию в той мере, как той было это необходимо. Великобритания при молчаливой поддержке США солидаризировалась больше с Германией, чем с Францией. В Риме считали Париж главным соперником Италии на Балканах. С Германией Францию разделяли непримиримые разногласия по вопросам ограничения германских вооружений. Американское направление в такой ситуации казалось Бриану если не наиболее перспективным с точки зрения приобретения нового союзника, то, по крайней мере, наименее бесперспективным [11; 3].
6
апреля 1927 г., в десятую годовщину
вступления США в мировую
Между Францией и США не было разногласий, которые могли бы даже теоретически привести к войне. Поэтому расчет Бриана состоял не в приобретении гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов, а в получении политической поддержки от Вашингтона. В Европе верили, что ни одна страна мира не посмеет начать большую войну, не заручившись, по крайней мере, нейтралитетом США. Значит, полагали в Париже, в случае намерения напасть на Францию Германии придется учитывать мнение Вашингтона. Официальные французские круги надеялись также, что сближение с США поможет им решить проблему долгов [1; 16].
Американская сторона приняла французские предложения благожелательно, но сочла их чрезмерными. Президент США К. Кулидж и государственный секретарь Ф. Келлог выдвинули контрпроект. Вместо договора о "вечной дружбе" они предложили заключить между США и Францией двустороннее арбитражное соглашение, которое и было подписано 6 февраля 1928 г. В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средства решения международных споров.
Однако идея принципиального отказа от войны встретила широкую поддержку американской общественности. Учитывая настроения избирателей, администрация США выступила с идеей подписания открытого многостороннего договора о неприменении силы в международных отношениях вообще. 13 апреля 1928 г. Келлог официально представил проект соответствующего документа. По содержанию он был довольно умеренным. В тексте содержалось декларативное осуждение войны, но не оговаривались никакие репрессивные санкции против тех, кто может ее развязать. Проект договора и пояснительные записки к нему были направлены Великобритании, Италии, Германии, Японии, а также европейским союзникам Франции и британским доминионам. Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о намерениях, он не вызвал возражений и практически все приглашенные страны согласились к нему присоединиться [10; 49].
Начавшиеся франко-американские переговоры, в которых затем приняли участие и другие страны, продолжались более года. В конфиденциальном письме Бриану французский посол в Вашингтоне сообщал, что в госдепартаменте США "абсолютно не верят" в практическую возможность безусловного отказа от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции. В то же время давление пацифистски настроенного общественного мнения по обе стороны Атлантики нарастало. В такой атмосфере 27 августа 1928 г. в Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально этот документ назывался "Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной политики". Более он известен как "пакт Бриана - Келлога".
Информация о работе Дипломатическая деятельность Аристида Бриана