Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель моей работы: дать сравнительную характеристику периода с 2008 по 2011гг. и сделать свой прогноз перспективы дальнейшего развития торгово-экономических отношений опираясь на мнение экономических деятелей, представителей государственной власти и, конечно, фактических результатов и показателей в экономике.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………....4
Правовая основа международных экономических 4
отношений России с другими странами.
Интеграция России в мировое хозяйство. 6
Мировой кризис и его влияние на экономику России. 8
Глава 2. Динамика развития торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………...15
2.1. Внешняя торговля России (в период с 2008 по 2011гг.). 15
2.2. Инвестиционная деятельность России
(в период с 2008 по 2011гг.). 27
Глава 3. Перспективы развития торгово-экономических отношений
России……………………………………………………………………………..31
3.1.Основные направления развития торгово-экономических
отношений России в ближайшие годы 31
Заключение………………………………………………………………………...41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………….44
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Основными торговыми партнерами России в 2010 года оставались страны дальнего зарубежья, доля которых в российском экспорте повысилась в 2010 году до 85,0% (2009 год – 84,5%), доля стран СНГ снизилась с 15,5% до 15,0%.
Согласно Приложению 1 экспорт товаров в 2010 году составил 396,4 млрд. долларов США, что на 31,4% выше прошлогодних значений. Рост стоимости экспорта связан с ростом цен на основные товары российского экспорта и с увеличением физических объемов экспорта. В структуре экспорта России в 2010 году увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров, одновременно снизилась доля продовольственных товаров и сырья для их производства, машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Доля продукции химической промышленности существенно не изменилась. Экспорт наиболее значимой группы – топливно-энергетические товары – увеличился на 33,1%. На фоне невысоких стоимостных объемов в базисном периоде вывоз нефти и нефтепродуктов в 2010 году характеризовался интенсивным ростом (в 1,3 и в 1,5 раза соответственно), обусловленным исключительно ценовой конъюнктурой. В 2010 году физические объемы экспорта нефти несколько снизились по сравнению с 2009 годом, что было обусловлено падением поставок в страны СНГ (на 37,2%), в то же время как поставки в страны дальнего зарубежья выросли (на 6,1%). Физические объемы экспорта нефтепродуктов выросли на 6,2%, при этом поставки в страны дальнего зарубежья увеличились на 9,6% и сократились в страны СНГ на 37,7%. Вместе с тем вывоз природного газа вырос в физическом выражении на 3,5%, в стоимостном выражении – на 13,5%.
Стоимость экспорта металлов и изделий из них увеличилась на 25,1% в 2010 года по отношению к 2009 году, в том числе черных металлов – на 32%. Экспорт цветных металлов увеличился за счет роста средних контрактных цен (на медь рафинированную и никель необработанный в 1,5 раза, алюминий необработанный – на 25,9 процента), при снижении их объемов вывоза. Увеличение физических объемов поставок на отдельные виды продукции химической промышленности обеспечило прирост стоимости экспорта основных химических товаров на 30,8%; контрактные цены выросли на аммиак (на 39,5%), метанол (на 20,3%), синтетический каучук (в 1,5 раза). Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (по стоимости) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 13,5%.
Снижение стоимостного объема экспорта по группе продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье было обусловлено временным запретом на вывоз некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации с августа 2010 года. Срок «зернового эмбарго» был установлен до 31 декабря 2010 г., затем продлен до 1 июля 2011 г. В результате доля экспорта продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в 2010 году снизилась до 2,2% против 3,3% в 2009 году, стоимостные объемы поставок сократились на 12,2% относительно 2009 года. Стоимостные объемы экспорта машин, оборудования и транспортных средств выросли на 20,0%, что является следствием восстановления инвестиционной активности за рубежом. Физический объем экспорта легковых автомобилей увеличился на 8,4%, за счет роста на 21,7% экспортных поставок в страны СНГ при сокращении на 26,9% в страны дальнего зарубежья.
Расширение спроса на российские товары за рубежом стимулировало рост экспорта и производства в экспортно-ориентированных отраслях. В 2010 году по сравнению с 2009 годом темпы роста физических объемов экспорта по некоторым товарам существенно опережали темпы роста производства. Доля экспорта в производстве каменного угля в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2,7 процентных пункта, нефтепродуктов – на 0,3 процентных пункта, целлюлозы товарной – на 1,4 процентных пункта, снизилась в производстве природного газа на 2,4 процентных пункта, синтетического каучука – на 4,6 процентных пункта, грузовых автомобилей – на 8,0 процентных пункта, легковых автомобилей – на 3,2 процентных пункта, нефти сырой – на 1,2 процентных пункта, лесоматериалов необработанных – на 3,2 процентных пункта, фанеры клееной – на 5,7 процентных пункта, сохранилась на уровне 2009 года в производстве бумаги газетной.
Согласно Приложению 2 импорт товаров в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США, и увеличился по сравнению с 2009 годом на 36,8%. Доля стран дальнего зарубежья в стоимости импорта сократилась на 0,8 процентных пункта и составила 86,2%, доля стран СНГ увеличилась до 13,8 %. В товарной структуре российского импорта в 2010 году увеличилась доля металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви, машин, оборудования и транспортных средств, сократился удельный вес продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и продукции химической промышленности. Значительную часть импорта по-прежнему составляли машины, оборудование и транспортные средства. В 2010 году стоимость машин, оборудования и транспортных средств выросла на 40,0% по сравнению с 2009 годом. Увеличилась стоимость импорта легковых автомобилей на 33,6%, грузовых автомобилей – в 2,2 раза. Ввоз легковых и грузовых автомобилей (в натуральном выражении) увеличился соответственно на 31,7% и в 2,3 раза, при незначительном росте средних цен на легковые автомобили и снижении их на грузовые автомобили.
Импорт продовольственных
товаров и
Увеличиваются темпы восстановления импорта текстиля, текстильных изделий и обуви, импорт превысил показатель 2009 года на 48,7%, что объясняется увеличением физического объема ввоза хлопчатобумажных тканей и ростом ввоза физического объема и средних контрактных цен на кожаную обувь.
В значительных объемах осуществлялись в 2010 году закупки продукции химической промышленности, по сравнению с 2009 годом импорт возрос на 32,5 процента. Из основных товаров этой группы можно выделить рост импорта (по стоимости) лекарственных средств, каучука.
Страны дальнего зарубежья являются главными партнерами России. В 2010 году их доля в товарообороте составила 85,4%, в том числе в экспорте – 85,0%, в импорте – 86,2%. Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья (по данным таможенной статистики) в 2010 году составил 534,1 млрд. долларов США и относительно 2009 года возрос на 33,4 %. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится 48,2% внешнеторгового оборота с данной группой стран. Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходится 85,1% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья увеличилась доля топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности и каучука, одновременно сократился удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств.
Топливно-энергетические товары оставались важнейшей статьей российского экспорта и их доля в вывозе в страны дальнего зарубежья в 2010 году достигла 70,8% против 69,6% 2009 года. Экспорт топливно-энергетических товаров по сравнению с 2009 годом по стоимости возрос на 34,4 процента. При этом средняя цена нефти выросла на 32,6%, бензина автомобильного – на 50,8%, дизельного топлива – на 32,5%, жидкого топлива – на 37,9 процента. По физическому объему экспорт бензина автомобильного снизился на 32,2%. Возросли поставки нефти на 6,1%, дизельного топлива – на 6,9%, жидкого топлива – на 12,7%, каменного угля – на 6,0%.
Доля продукции химической промышленности и каучука составила 5,8%. Стоимостной объем экспорта увеличился на 35,8%, на увеличение экспорта этой группы товаров повлиял рост физических объемов и средних контрактных цен.
Экспорт продовольственных
товаров и
Экспорт древесины и целлюлозно-
Экспорт машин, оборудования и транспортных средств (по стоимости) вырос относительно 2009 года на 21,9%, в том числе механического оборудования – на 3,6%, летательных аппаратов – на 17,5%, средств наземного транспорта – на 3,2%. Экспорт легковых автомашин сократился в физическом выражении на 26,9%, грузовых автомашин увеличился на 4,3%.
В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократился удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности и каучука, одновременно увеличилась доля металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви, машин, оборудования и транспортных средств.
В 2010 году было импорт машин, оборудования и транспортных средств вырос на 38,4% больше, чем в 2009 году. В товарной структуре импорта увеличились закупки (по стоимости) механического оборудования на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%, летательных аппаратов – на 22,5%, средств наземного транспорта – на 59,1%. Выросли закупки легковых автомобилей в 2010 году, их было закуплено на 23,2% больше, чем в 2009 году, также увеличились закупки грузовых автомобилей в 2,2 раза. Увеличение стоимостного объема текстиля, текстильных изделий и обуви на 50,2% объясняется ростом физических объемов закупки одежды на 68,5%, обуви кожаной – на 33,7%, хлопчатобумажных тканей – на 37,5%.
Увеличение стоимости
импорта основных
Стоимость импорта продукции химической промышленности и каучука выросла на 33,4%, увеличение произошло в основном за счет роста физических объемов. Увеличился физический объем ввоза мыла и моющих средств на 15,5%, экстрактов дубильных или красильных – на 14,6%, пластмассы и изделий из них – на 36,2%, удобрений – в 1,8 раза, лекарственных средств – на 13,4%.
Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2010 году увеличился на 33,0% по сравнению с 2009 годом. Доля стран СНГ в общем товарообороте осталась на уровне 14,6%. Экспорт России в страны СНГ увеличился на 27,4%, импорт – на 44,8%. Доля стран СНГ в общем экспорте снизилась с 15,5% до 15,0%, в импорте – увеличилась с 13,0% до 13,8%. Положительное для России сальдо торгового баланса увеличилось на 12,9%.
Со всеми странами СНГ в 2010 г. сложился профицит торгового баланса (по данным таможенной статистики). Максимальный улучшение торгового сальдо наблюдалось по Молдавии и Украине в 2 и 1,9 раза соответственно, По Узбекистану отмечено снижение профицита в 2,5 раза.
Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в 2010 г. оставались Украина (5,9% внешнеторгового оборота России), Белоруссия (4,5%) и Казахстан (2,4%). На их долю пришлось 88% торговли со странами СНГ (в 2009 г. – 86,3%).
В структуре экспорта России в страны СНГ в 2010 г. снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий и металлов и изделий из них, удельный вес топливно-энергетических товаров и других минеральных продуктов, а также машин, оборудования и транспортных средств.
Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в 2010 г. возросла на 23,3% по сравнению с 2009 годом. Увеличение физических объемов поставок наблюдалось по углю каменному на 56,4%, газу природному - на 39,7%, снижение - по коксу и полукоксу - на 25,3%, сырой нефти - на 37,2%, нефтепродуктам - на 37,7%, электроэнергии - в 6,4 раза. Рост цен отмечен по углю каменному на 23,3%, коксу и полукоксу - на 48,7%, сырой нефти - на 31,2%, нефтепродуктам на - 52,2% (в среднем), кроме снижения по электроэнергии - на 0,2%.
В 2010 году стоимостной объем российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 16,4% по сравнению с 2009 годом, в том числе по автомобилям легковым - на 34,8%, в то время как поставки грузовых автомобилей снизились на 14,7%. В натуральном исчислении поставки легковых автомобилей увеличились на 21,7%, а грузовых автомобилей - уменьшились на 18,6%.
Стоимостной объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в 2010 г. уменьшился на 20,1 процента. Физические объемы поставок снизились по большинству товарных позиций группы. Так, например, экспорт пшеницы и меслина упал в 3,8 раза по сравнению с 2009 годом.
Рост цен произошел по большинству видов продукции химической промышленности: по каучуку синтетическому на 56,6%, удобрениям минеральным азотным – на 30,2%, аммиаку безводному - на 20,6%, удобрениям минеральным смешанным – на 18,0% и удобрениям минеральным калийным - на 2,6%. Увеличение поставок аммиака безводного в 1,9 раза, удобрений минеральных азотных – на 36,1% и смешанных – на 21,8% и каучука синтетического – на 3,5% компенсировали снижение поставок по удобрениям минеральным калийным в 9,6 раз. В результате стоимостной объем экспорта по группе в целом вырос на 13,7%. Стоимостной показатель экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий снизился на 0,7% в основном за счет уменьшения количественного объема поставок. Снижение физических объемов поставок отмечено по лесоматериалам обработанным на 15,5%, бумаге газетной – на 15,3% и лесоматериалам необработанным - на 6,7% при увеличении объемов поставок по фанере клеёной на 1,0% и целлюлозе древесной на - 32,0 процента. Увеличение цен наблюдалось на целлюлозу древесную на 45,8%, фанеру клееную – на 25,5%, лесоматериалы необработанные - на 1,1% и лесоматериалы обработанные - на 2,9%.
Информация о работе Динамика развития торгово-экономических отношений РФ