Динамика и структура внешней задолженности США

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей формирования государственного долга, его современного состояния и социально-экономического значения, анализ на основе динамики внешней задолженности стран, а также определение перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и США.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

     Государственная внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на экономику страны: ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов [9 с.178]

     С политической точки зрения отказ  от уплаты внешнего долга, как правило, влечет три основных типа санкций:

- арест  активов;

- исключение  с рынка заемщиков в перспективе;

- уменьшение  выгод от международной торговли.

     Последствия внутреннего долга для экономики  менее тяжелы, так как экономические  ресурсы перераспределяются внутри страны.

     Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени  для грядущих поколений, в частности  потому, что под воздействием долга  будущие поколения наследуют  меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику" [8с.5]. Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

К нежелательным  последствиям государственного долга  также относят:

  • Снижение эффективности экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга так и на выплату суммы самого долга
  • Перераспределение дохода от частного сектора в государственный
  • Связанный с рефинансированием долга рост ставки процента , что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведёт к подрыву действия экономических стимулов

     На  начальном этапе результат заимствования  сразу не сказывается. Последствия  проявляются только через некоторый  период времени:

  • Рост темпов инфляции, дефицит, увеличении денежной массы, замедленный экономический рост
  • Появление угрозы долгового кризиса, страна подрывает доверие к себе на мировом рынке.
  • Как правило, государственный долг снижает уровень национальных сбережений, которые также являются показателем экономического роста страны.

     Считается, что дефицит бюджета и объём  реального ВВП – два основных фактора, определяющих динамику государственного долга в перспективе.  Экономический  рост позволяет обеспечить пополнение доходной части бюджета, за счёт которой  уплачиваются проценты по долгам.

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность взаимосвязанных  мер по определению объёмов , сроков, форм и условий формирования , погашения и обслуживания долговых обязательств во взаимосвязи с управлением внешними активами.

     Используемые  в международной практике методы управления долгом можно разделить  на 2 группы:

  1. административные
  2. экономические (рыночные)

     Административные  методы

     Административные  методы связаны  с принятием решений  органами власти, ответственных за выпуск и размещение долговых обязательств перед кредиторами. Эти методы многообразны.

  1. Аннулирование. Может проводится по двум причинам: в случае отказа от выплаты долга по разным мотивам; в случае финансовой несостоятельности государства.
  2. Списание долговых обязательств. Каждый уровень власти вправе при наличии оснований  списать долговые обязательства.
  3. Реструктуризация. Составление нового,  более приемлемого графика выплаты долга.
  4. Полное обслуживание внешней задолжности.   Возможно за счет инвестиций и быстрого развития экономики.
  5. Рефинансирование долга. Привлечение новых кредитов с целью погасить старые.

     По  моему мнению, рефинансирование самый  опасный метод управления долгом, потому что из-за отрицательного сальдо государственного  бюджета страна-заёмщик должна брать каждый новый кредит  больше старого (в каждый новый кредит входит: сумма долга старого + проценты по нему + затраты на обслуживание), тем самым втягивая себя в бесконечную долговую яму.

Экономические методы управления долгом.

     Экономические (рыночные) методы управления долгом основаны на существовании вторичного рынка долгов, возникшего вслетствии риска невозврата долгов развивающимися странами. В 1985 г. объём операций на вторичном рынке составил 4 млрд.  долл., а спустя 10 лет он увеличился в 50 раз и достиг 200 млрд. долл.

     К основным экономическим методам  относят :

    1. Выкуп или  досрочное погашение долга
    2. Конверсия долга в не долговые инструменты (акции, инвестиционные проекты)
    3. Секьюритизация (конверсия долга в новые долговые инструменты)

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любой страны. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуры потребления  и развития международного сотрудничества.[1]

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая политика правительства, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

     Мировая практика свидетельствует о широком  использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг – это нормальное явление  в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.

     Но  не надо забывать что государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. И невыполнение какого-либо из этих критериев может привести к ухудшению положения страны на мировом рынке, оттоку капитала из страны, плохому инвестиционному климату и наконец просто к ухудшению благосостояния граждан страны.

     Рассмотрим  вопрос регулирования государственного долга на примерах. 

 

     Государственный долг Российской Федерации

       В настоящее время российское правительство  и общественность нашей страны все лучше осознают остроту проблемы внешнего долга России.

      Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из проблем российской  экономики  стал непомерно возросший долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко за рамки внутриэкономических задолжностей нашего правительства и показывает развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает средства из национальной экономики. К тому же надо отметить, что большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 гг. Поэтому внешний долг всегда оказывал, и будет оказывать   огромное влияние на всю экономику страны.

История долгов России

   Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейших займов в составе российского государственного долга оставалось 6%, займы 1817-18гг. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начал XXв.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась (рис.2). 
 
Рис.2. 
   В период 1905-1914 гг. правительство царской России не раз прибегала к кредиту у США, Японии и государств Европы в связи с обострившейся политической ситуацией внутри страны. Требовались большие суммы денег на финансирование армии и для поддержания экономической стабильности в стране. После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до 119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995г.—130млрд.долл.(265%).  
        Внешняя задолженность СССР

      СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.

Однако  в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП)[13]. Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам.

      Еще $30 млрд. задолженности было накоплено  Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов.

      К концу 1991 года внешний долг России составил $93 млрд.(10% ВНП) Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов. 28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг.

      Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

      Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство  Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР перешел к России.[1,10]

      Однозначной трактовки данного факта в  России не существует до сих пор, одни считают, что это была большая ошибка, которая стоила стране очень дорого, другие утверждают, что только подобное решение могло

позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках.

Внешняя задолженность России

      В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

К концу 1993 года обязательства России составили  уже более $110 млрд., увеличившись в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций. Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых

платежей  с экспортом, второй, - на основе их сопоставления  с ВВП.

      В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.

      Отношение размера государственного долга  к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, как я думаю, самыми проблемными странами третьего Мира).

Информация о работе Динамика и структура внешней задолженности США