Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:09, курсовая работа
Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
рассмотреть на примере компании «Nestle» деятельность ТНК в развивающихся странах.
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК в развивающихся странах на примере компании «Nestle» 43
3.1 Основные вехи истории 43
3.2 Принципы компании 45
3.3 Деятельность корпорации Nestle 47
3.4 Социальные программы 48
Заключение 52
Список литературы
Под воздействием потребностей стран с формирующейся рыночной экономикой, имеющих большую численность населения, в импорте продовольствия, роста спроса на производство биотоплива, а также нехватки земельных и водных ресурсов в некоторых развивающихся странах базирования приток ПИИ в сельскохозяйственное производство в период с 1990 года по 2007 год увеличился в три раза и достиг в пересчете на годовую основу 3 млрд. долл. [29]. Только на сферу производства пищевых продуктов и напитков приходятся годовые потоки, превышающие 40 млрд. долл.
Главными факторами, стимулирующими инвестиции в сельское хозяйство, являются, в частности, доступность земли и воды в определенных районах, а также быстрый рост спроса и увеличение импорта продовольственных культур в различных странах, включая как страны с формирующейся рыночной экономикой с большой численностью населения, такие как Бразилия, Индия, Китай и Республика Корея, так и развивающиеся регионы, в которых ощущается нехватка земельных и водных ресурсов.
С точки зрения географического распределения, масштабов деятельности на уровне отдельных стран, товарного охвата и типов задействованных ТНК значительным компонентом участия ТНК в сельскохозяйственном производстве является подрядное сельское хозяйство. В этом контексте подрядное сельскохозяйственное производство можно определить как договорные отношения без участия в капитале между фермерами и филиалами ТНК (или агентами, выступающими от имени ТНК), в рамках которых фермеры соглашаются поставлять ТНК определенное количество фермерской продукции по согласованной цене, с соблюдением определенных стандартов качества, сроков поставок и других спецификаций. Этот вариант является привлекательным для ТНК, поскольку он позволяет лучше контролировать соблюдение спецификаций продукции и требований поставкам, чем вариант опоры на спотовые рынки. В то же время он является менее капиталоемким, менее рискованным и более гибким, чем долгосрочная аренда земли или владение ею. С точки зрения фермеров подрядное сельскохозяйственное производство может обеспечивать предсказуемые доходы, доступ к рынкам и поддержку ТНК в таких областях, как кредиты и ноу-хау. Все это может способствовать повышению производительности в данной отрасли, включая выращивание продовольственных культур, и в экономике в целом. Кроме того, вклад ТНК в обеспечение продовольственной безопасности не сводится только к поставкам продовольствия; он включает в себя также повышение уровня пищевой безопасности и доступности продуктов питания. Обеспечение максимальных выгод и сведение к минимуму издержек участия ТНК зависят от правильности политики принимающих стран.
ТНК, использующие сельскохозяйственные подряды и другие недолевые формы участия в сельском хозяйстве, действуют по всему миру в более чем 110 странах Африки, Азии и Латинской Америки. Например, в 2008 году корпорация "Нестле" (Швейцария), являющаяся одним из лидеров пищевой промышленности, имела подрядные соглашения как минимум с 600 000 фермами в более чем 80 развивающихся странах и странах с переходной экономикой в качестве прямых поставщиков различных видов сельскохозяйственной продукции. Аналогичным образом компания "Олам" (Сингапур) имеет глобальную сеть сельскохозяйственных подрядов с участием примерно 200 000 поставщиков в 60 странах (в большинстве случаев - это развивающиеся страны) [29].
Подрядное сельскохозяйственное производство не только широко распространено, но и имеет значительную концентрацию во многих странах с формирующейся рыночной экономикой и в более бедных странах. Например, в Бразилии 75% производства мяса птицы и 35% производства соевых бобов обеспечивается за счет подрядного фермерства, в том числе с участием ТНК. Во Вьетнаме картина является аналогичной: 90% хлопка и свежего молока, 50% чая и 40% риса закупаются на основе сельскохозяйственных подрядов. В Кении с использованием этого метода производится около 60% чая и сахара.
Кроме того, сельскохозяйственными подрядами охватывается широкая номенклатура товаров, включая продукцию животноводства, продовольственные и экспортные культуры. Например, компания "Олам" закупает во всем мире 17 видов сельскохозяйственных товаров (включая орехи кешью, хлопок, специи, кофе, какао и сахар). Аналогичным образом до 2/3 сырья для производства корпорации "Юнилевер" составляют сельскохозяйственные культуры, которые включают в себя пальмовое и другие виды пищевых масел, чай и другие настои, помидоры, горох и широкий ассортимент других овощей. Они закупаются у 100 000 мелких фермеров и более крупных ферм в развивающихся странах, а также у поставщиков, представляющих третьи стороны [29].
Группа 25 крупнейших ТНК, специализирующихся на сельскохозяйственном производстве, отличается от группы ведущих ТНК, связанных с сельским хозяйством: в первой из этих групп присутствует значительное число компаний из развивающихся стран, во второй же этого нет (Приложение 4). С точки зрения объемов зарубежных активов места в группе специализированных сельскохозяйственных ТНК распределены практически поровну между компаниями из развитых и развивающихся стран, и это свидетельствует о том, что компании из развивающихся стран тоже становятся важными участниками глобального продовольственного и непродовольственного сельскохозяйственного производства. Вместе с тем в группе ТНК, связанных с сельскохозяйственным производством, все еще доминируют компании из развитых стран. Из 25 ведущих специализированных сельскохозяйственных ТНК 12 базируются в развивающихся странах, а 13 - в развитых странах. Более того, первую позицию в этом списке занимает ТНК из развивающейся страны - "Симе Дарби берхад" (Малайзия), а фирмы из Соединенных Штатов ("Доул фуд" и "Дель-Монте") занимают вторую и третью позиции (Приложение 4).
В разных звеньях производственно-сбытовой цепочки по-разному действуют разные ТНК, но в целом они обладают технологическими и другими активами для поддержки развивающихся стран в сельском хозяйстве.
Nestlé S.A. - крупнейшая в мире компания-производитель продуктов питания и напитков, основой деятельности которой являются принципы правильного питания и здорового образа жизни.
Современное состояние компании «Nestle» Таблица 5
Тип: |
Публичная компания |
Девиз: |
Качество продуктов. Качество жизни |
Активы: |
97,12 млрд. долл. |
Зарубежные активы: |
66 млрд. долл. |
Объем продаж: |
103,1 млрд. долл. |
Прибыль: |
16, 91 млрд. долл. |
Число сотрудников: |
Более 280 тыс. человек |
Расходы на НИОКР: |
1,9 млрд. долл. |
Рыночная стоимость: |
118,99 млрд. долл. |
Источник: официальный сайт компании «Nestle» www.nestle.ru
Компания была основана в 1866 году швейцарским фармацевтом Анри Нестле. Экспериментируя с различными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, он создал продукт для искусственного кормления младенцев, не получающих материнского молока. Его основной целью было помочь в решении проблемы детской смертности, вызванной недостаточным и неправильным питанием. Новый продукт получил название «Молочная мука Анри Нестле» (фр. Farine Lactée Henri Nestlé) и спустя несколько лет активно продавался в большинстве стран Европы [15].
В 70-х годах XIX века, борясь
с конкурентами, компания выпустила
на рынок собственную марку
В начале 1900-х годов у Nestlé были фабрики в США, Великобритании, Германии и Испании. В 1904 году компания начала производить шоколад, достигнув соглашения со «Швейцарской Национальной Шоколадной компанией». А в 1905 году Nestlé объединилась со своим давним соперником - «Англо-швейцарской компанией по производству сгущенного молока» и была переименована в «Nestlé и Англо-швейцарская молочная компания».
В 1907 году компания развернула полномасштабное производство в Австралии, своём втором крупнейшем по объёму экспорта рынке. В тот же период были построены склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее для обеспечения потребностей быстрорастущих рынков стран Азии.
В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к руководству компании с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка и производство кофе Nescafe, который изменил традиционный взгляд на потребление кофе во всем мире и очень быстро приобрёл популярность. В начале 40-х годов компания начала производство чая Nestea. [14]
С началом Второй мировой войны прибыль Nestlé резко упала (с 20 млн. долл. в 1938 году до 6 млн. долл. в 1939 году). Чтобы преодолеть проблемы с распространением продукции в Европе и Азии, компания открыла новые фабрики в развивающихся странах, в том числе в Латинской Америке.
Послевоенные годы стали самым динамичным периодом в истории развития компании. Диверсифицированный подход к работе на рынке продуктов питания лег в основу новой стратегии и позволил компании ещё более эффективно реагировать на спрос потребителей. Вследствие присоединения к корпорации ряда компаний к ассортименту Nestlé добавились десятки новых продуктов. В 1947 году Nestlé объединилась с компанией Alimentana S.A. - производителем приправ и супов Maggi, и была переименована в «Nestlé Alimentana Company». За этим последовало приобретение в 1950 году британского производителя консервированных продуктов Crosse & Blackwell, фирм Findus (замороженные продукты) в 1963 году, Libby (фруктовые соки) в 1971 году и Stouffer (замороженные продукты) в 1973 году.
В этот же период началось стремительное развитие торговой марки Nescafe. С 1950 по 1959 год продажи растворимого кофе увеличились почти втрое, а с 1960 по 1974 год - ещё в четыре раза. За 15 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, общий объём продаж компании возрос вдвое. Разработка технологии сублимационной сушки привело к появлению в 1966 году на рынке растворимого кофе марки «Taster’s Choice».
В 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal - одного из мировых лидеров в производстве косметики, таким образом выйдя за пределы рынка продуктов питания.
Уже с момента создания первого продукта компания Nestle стремилась строить свою деятельность на основе соблюдения общепринятых человеческих принципов и ценностей.
Несмотря на то, что «Принципы деятельности компании Nestle» подвергаются переизданию с целью отразить изменения, происходящие в мире, основные принципы компании остаются неизменными с момента ее основания и отражают такие человеческие понятия как порядочность, честность и забота о ближнем.
Информация о работе Деятельность ТНК в развивающихся странах на примере компании «Nestle»