Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа
В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Введение 3
1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5
1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5
1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12
2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12
2.2. История создания, становления и развития Союзного государства
…………………………………………………………………........16
2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32
3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32
3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36
Заключение 39
Список использованных источников 41
Отдельный серьезный
вопрос – «несопряженность»
Серьезные различия в правах и компетенции хозяйствующих субъектов двух стран, уровнях их налогообложения и т.д. нередко препятствуют их эффективному взаимодействию. Следует отметить, что белорусские госпредприятия, играющие большую роль в выполнении социально ориентированной политики государства, едва ли заинтересованы во внедрении в республике либеральной рыночной модели, на чем настаивает Россия. «Шоковые» реформы по российскому образцу неизбежно привели бы к быстрому банкротству едва ли не большинства белорусских предприятий и, естественно, неприемлемы для них.
Разнородность экономических систем Беларуси и России заметно тормозит интеграцию, поэтому настоятельной необходимостью является их сближение на согласованных принципах. Здесь, следует действовать осторожно, осмотрительно, не стремясь к форсированию этого сложного и длительного процесса и безоговорочному заимствованию одной из сторон – Беларусью – далеко не бесспорной экономической системы более мощного партнера. Более правомерным представляется движение обеих сторон навстречу друг другу.
В последнее время здесь намечается пока еще очень осторожное сближение подходов двух стран. В России повышается роль государства в экономике, усиливается социальная ориентация экономической политики (что выражается, в частности, в начале реализации национальных проектов); в Беларуси введен более либеральный порядок лицензирования предпринимательской деятельности, намечается приватизация ряда крупных промышленных предприятий (прежде всего в нефтехимической промышленности) и отмена института «золотой акции», т.е права государства вмешиваться в определенных случаях в управление предприятием любой формы собственности, ранее находившимся в собственности государства (в отношении банков «золотая акция» уже отменена).
У Беларуси и России имеется отработанный более чем за десятилетие союзного строительства механизм согласования экономических интересов на государственном уровне. В самое последнее время достигнут заметный прогресс в урегулировании некоторых сложных проблем белорусско-российского экономического взаимодействия на основе согласования интересов его участников на различных уровнях. В частности, 23 марта 2007 года было подписано межправительственное соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, предусматривающее, в частности, отмену существующих ограничений во взаимной торговле. Таким образом, национальным интересам Беларуси и России, требующим устранения барьеров во взаимной торговле, был отдан приоритет над коммерческими интересами производителей отдельных товаров, требующими государственного протекционизма. В ноябре 2011 года подписанием соответствующего договора был урегулирован вопрос о продаже «Газпрому» оставшихся 50 процентов акций белорусской компании «Белтрансгаз», нерешенность которого в течение нескольких лет осложняла экономические отношения Беларуси и России.
3.4 Предложения и перспективы
дальнейшего развития
Достижение договоренностей по отдельным (хотя и весьма важным) вопросам белорусско-российского экономического взаимодействия отнюдь не исключает противоречий в будущем, поскольку сохраняется их основа – расхождение интересов участников сотрудничества (и шире – хозяйствующих субъектов, на интересы которых это сотрудничество, постоянно наращивающее свои масштабы, так или иначе влияет). Поэтому проблема согласования интересов в процессе белорусско-российской интеграции в обозримом будущем, очевидно, сохранит свою актуальность.
В этой связи хотелось бы внести ряд предложений по развитию белорусско-российской интеграции в контексте согласования экономических интересов:
1. Представляется
целесообразным временно «
2. Необходимо
избегать навязывания какой-
3. Согласование
интересов участников
4. Особое
значение в нынешних условиях
приобретает повышение
Важно также стимулировать создание совместных белорусско-российских хозяйственных структур – межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ), хозяйственных объединений, совместных предприятий. Объединяя предприятия двух стран, тесно связанные, «состыкованные» друг с другом, транснациональные структуры закрепляют эти связи отношениями собственности, создавая, таким образом, единый интернациональный интерес. Данное обстоятельство имеет для белорусско-российской интеграции особое значение, с учетом того, что решения, принимавшиеся на межгосударственном уровне, нередко оставались на бумаге именно потому, что не соответствовали интересам конкретных предприятий, призванных их выполнять.
Следует отметить, что, несмотря на существующие вопросы в белорусско-российской интеграции, точек соприкосновения в нашем диалоге несоизмеримо больше. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.
Новым импульсом
в развитии Союзного государства
стало очередное заседание
В 2012 году в Беларусь будут поставлены около 21,5 миллионов тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа по цене 165,6 доллара за тысячу кубометров (текущая цена 268 долларов), а с 2013 года его цена газа будет привязана к внутрироссийской. В итоге, за один 2012 год скидка в цене обойдется «Газпрому» в 2,7 миллиарда долларов США. Кроме того, российской стороне проданы оставшиеся 50 процентов акций «Белтрансгаза» за 2,5 миллиарда долларов.
Другим важным направлением сотрудничества между двумя странами является взаимодействие в атомной энергетике. Большие перспективы здесь связываются с совместным проектом по сооружению в Беларуси АЭС, призванным вывести белорусско-российское сотрудничество на новый уровень. В октябре 2011 года сторонами было заключено контрактное соглашение, определяющее основные положения генерального контракта, который, наряду с другими важными документами, направленными на реализацию проекта, на сегодняшний день уже подписан. Беларусь получит 90 процентов (10 млрд. долл. США) кредитных средств от общей стоимости строительства АЭС. Белорусская АЭС предполагает строительство двух энергоблоков с вводом первого в 2017 году и второго – в 2018 году суммарной мощностью 2,4 тысячи МВт. Станция будет сооружаться по проекту санкт-петербургского института «Атомэнергопроект».
Таким образом, Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер.
Нельзя не отметить, что к формату «двойки» присоединился Казахстан. Заработал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. С 1 января 2012 года эти страны будут жить в едином экономическом пространстве, а в перспективе – Евразийском союзе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое партнерство, развитие союзнических отношений Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью наших стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских кампаний. За годы строительства Союзного государства стороны далеко продвинулись на пути интеграции во всех сферах жизни и успехи здесь очевидны.
Сегодня Беларусь и Россия эффективно координируют свои действия на международной арене. Удачной формой сотрудничества является Программа согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года.
Значимые результаты достигнуты в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества.
Создана и функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения. Отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и боевой подготовке войск.
Совершенствуется правоохранительная деятельность. В Беларуси и России формируется единая нормативная база в области борьбы с преступностью. На территориях наших государств проводятся согласованные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми. Совместными усилиями на западной границе Союзного государства создан надежный барьер наркотрафику и нелегальной миграции.
В перечне важных задач сохраняются вопросы обеспечения равных прав граждан двух стран, создания единой системы социальных гарантий, сближения и постепенной унификации внутреннего законодательства в социально-трудовой сфере.
Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения.
При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.
Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры. Одним из наиболее крупных и известных совместных проектов является фестиваль «Славянский базар», ежегодно организуемый и проводимый в г.Витебске. Регулярно на взаимной основе проводятся международные фестивали искусств, художественные выставки, кино- и театральные фестивали. 2009 год был объявлен Годом культуры России в Беларуси, 2010 год – Годом культуры Беларуси в России.
Заметным является межвузовское взаимодействие. Специалисты научных и учебных заведений, учреждений культуры участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, проводимых как в Беларуси, так и в России.
Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции, стимулируя расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования.
Практическая
реализация подобных проектов способствует
выпуску конкурентоспособной
Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция