Работа по освоению
латиноамериканских рынков требует
серьезных материальных и интеллектуальных
ресурсов. Тем не менее, в Министерстве
иностранных дел уверены, что закрепление
белорусских производителей в этом динамично
растущем регионе может стать хорошей
альтернативой традиционным постсоветским
и европейским рынкам.
Развитие отношений
со странами Азии, Африки, Австралии
и Океании является важным
направлением многовекторной политики
Республики Беларусь на международной
арене.
Республика Беларусь
установила дипломатические отношения
с более чем 80 странами региона,
а в 12 из них имеет свои
дипломатические представительства.
В то же время белорусские
послы аккредитованы в некоторых
странах по совместительству, т.е.,
имея резиденцию в одном государстве,
они выполняют свои функции
в нескольких странах. Ведется
постоянная деятельность по расширению
дипломатического присутствия Республики
Беларусь в данном регионе.
Все шире используется
практика работы в различных
странах через институт почетных
консулов. Интересы Республики Беларусь
отстаивают почетные консулы нашей страны
в ряде стран Ближнего Востока, Африки
и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая
Израиль, Индию, Иорданию, Республику Корея,
Ливан, Монголию, Непал, Оман, Саудовскую
Аравию, Сингапур, Сирию, Судан, Филиппины,
ЮАР и Японию.
Схожесть интересов,
подходов к решению международных
проблем, а также реализуемых
задач социально-экономического
развития способствует углублению
всестороннего сотрудничества Республики
Беларусь со странами региона.
Важную роль в налаживании
взаимовыгодного партнерства играет
стабильное социально-экономическое
положение Беларуси.
Беларусь успешно
развивает отношения с государствами
Азии, Африки и Океании по линии
различных универсальных международных
организаций, прежде всего ООН,
а также в рамках Движения
неприсоединения.
Сотрудничество с
традиционными партнерами в азиатско-африканском
регионе – Вьетнамом, Египтом, Индией,
Ираном, Китаем, Республикой Корея, Ливией,
Сирией, Южно-Африканской Республикой,
арабскими странами Персидского залива
– сохраняет свою положительную динамику.
Регулярно осуществляемый обмен визитами
на высшем и высоком уровне позитивно
влияет на развитие двустороннего сотрудничества
со странами региона.
По итогам 2010 года
объем торговли Беларуси со
странами Азии и Африки составил
4,8 млрд. долларов США, или 123% от
уровня 2009 года. Реализуются совместные
проекты в торгово-экономической,
научно-технической, инвестиционной
и других областях. В ряде стран
созданы совместные предприятия
по производству современной
автомобильной и тракторной техники
по белорусским технологиям. Беларусь
предпринимает меры, направленные
на реализацию проектов реконструкции
и модернизации экономики афро-азиатских
государств, развитие транспортных
и информационных коммуникаций.
Белорусские предприятия
и организации активно участвуют
в международных выставках и
ярмарках, проводимых в странах
Азии, Африки и Ближнего Востока.
Привлекательность
и перспективность данного региона
для наращивания экспорта увеличивается
в связи с созданием ряда
региональных зон свободной торговли,
включая зону свободной торговли
стран АСЕАН и Арабскую зону
свободной торговли.
Развитие всего
комплекса отношений с государствами
афро-азиатского региона направлено
на укрепление политического
взаимодействия, упрочение взаимовыгодного
торгово-экономического и инвестиционного
сотрудничества. В этой связи
все большее значение приобретает
«экономическая дипломатия».
Ключевым направлением
сотрудничества Республики Беларусь
с государствами Африки в торгово-экономической
сфере является расширение экспорта
продукции белорусского производства.
Ведется системная работа по
освоению новых рынков на африканском
континенте. В перечне продвигаемых
на эти рынки товаров преобладает
экспорт промышленной продукции
– автомобили, тракторы, сельхозтехника,
продукция нефтехимии – шины
и волокна, удобрения. Актуальной
задачей является дальнейшая
диверсификация поставок и наращивание
объемов хорошо зарекомендовавшей
себя продукции.
Наиболее перспективным
направлением сотрудничества со
странами Персидского залива
является развитие инвестиционного
сотрудничества.
Налажено эффективное
взаимодействие с такими ведущими
инвесторами из стран Залива,
как эмиратский Фонд развития Абу-Даби
(ФРАД), Кувейтский фонд арабского экономического
развития (КФАЭР), Государственный генеральный
резервный фонд Омана, прорабатываются
и реализуются совместные инвестпроекты
в области создания новых производств,
строительства, сельского хозяйства и
др.
Из приоритетных стран-партнеров
в Азии следует, прежде всего, выделить
Китай, Индию, Иран и Вьетнам, с которыми
развивается полномасштабное взаимодействие
по всем направлениям двустороннего сотрудничества.
Китай является
ключевым и стратегическим партнером
в азиатском регионе. Динамичное
развитие белорусско-китайских отношений
обусловлено общностью принципов
внутренней и внешней политики,
совпадением взглядов на важнейшие
проблемы международных отношений.
В последние годы в значительной
степени активизировалось кредитно-инвестиционное
сотрудничество с Китаем, реализуется
ряд крупных совместных инвестиционных
проектов.
На высоком уровне
находятся отношения Беларуси
с Индией. Наши страны успешно
сотрудничают в торгово-экономической,
научно-технической, образовательной
(в т.ч. в рамках программы ITEC) и иных сферах,
оказывают взаимную поддержку в рамках
международных организаций и форумов.
В 2009 году положено начало инвестиционному
сотрудничеству.
Отношения Республики
Беларусь с государствами Океании
в настоящее время находятся
на этапе становления, что вызвано
в первую очередь значительной
географической удаленностью.
Республика Беларусь
заинтересована в осуществлении
совместных наукоемких проектов.
Особый интерес могут вызвать
прикладные научные разработки
по химии, информационным и
лазерным технологиям, генной
инженерии, передовым методам
животноводства, повышению надежности
и долговечности машин, порошковой
металлургии. По целому ряду
этих направлений достигнут существенный
прогресс в работе с иностранными
партнерами.
У Беларуси сложились
прочные традиции сотрудничества
с развивающимися странами в
области образования. В белорусских
вузах ежегодно проходят подготовку
сотни будущих дипломированных
специалистов из стран Азии
и Африки. В 2009/2010 учебном году
в Беларуси обучалось 4294 студентов
из афро-азиатского региона. Сотрудничество
в образовательной и научно-технической
сфере с развивающимися странами
имеет четкую тенденцию к дальнейшему
расширению.
Перспективными
представляются развитие контактов
в области туризма и культуры,
активизация межмуниципальных и
межрегиональных связей, создающих
климат доверия, открытости и
партнерского взаимопонимания.
Потенциал и
перспективы развития сотрудничества
Беларуси со странами Азии, Африки
и Океании весьма значительны.
Республика Беларусь с оптимизмом
смотрит в будущее многоплановых
отношений с государствами региона.
Их углубление отвечает коренным
интересам как Беларуси, так и наших зарубежных
партнеров.
Более подробная
информация о сотрудничестве
Беларуси со странами Азии
и Африки размещена на сайтах
белорусских дипломатических представительств
во Вьетнаме, Египте, Израиле, Индии,
Иране, Китае, Ливии, ОАЭ, Республике
Корея, Сирии, ЮАР, Японии.
Cотрудничество Республики
Беларусь с российскими регионами относится
к приоритетным направлениям белорусско-российского
взаимодействия и служит фундаментом
торгово-экономических, научно-технических
и социально-культурных отношений.
Договорно-правовая база
двухстороннего сотрудничества Беларуси
и регионов России включает около 200
договоров, соглашений и протоколов.
Большая часть документов носит
практический характер и направлена
на дальнейшее развитие отношений между
двумя странами и активизацию
взаимодействия по различным направлениям.
В основном, это договоренности экономического
характера: наращивание объемов
взаимных поставок товаров, расширение
товаропроводящей сети, укрепление производственной
кооперации, создание сборочных производств.
При этом деловые контакты выстраиваются
на плановой долгосрочной основе и
учитывают тенденции современного
рынка.
Расширение взаимовыгодных
связей между Республикой Беларусь
и регионами Российской Федерации
происходит на уровне субъектов
хозяйствования, органов административно-территориального
управления и органов государственного
управления.
Ведущие позиции
во взаимной торговле Республики
Беларусь с регионами Российской
Федерации занимают Уральский,
Центральный, Приволжский и Северо-Западный
федеральные округа.
Наиболее плодотворно
Беларусь взаимодействует с Москвой
и Санкт-Петербургом, Тюменской,
Московской, Смоленской, Брянской, Нижегородской
областями, республиками Башкортостан
и Татарстан. Объем внешней
торговли с этими регионами
превышает половину белорусско-российского
товарооборота. Приносит свои
плоды и сотрудничество с районами
крупных городов, в частности,
с префектурами Москвы и административными
районами Санкт-Петербурга.
Для содействия
развитию взаимных контактов
созданы советы делового сотрудничества
с Москвой, Санкт-Петербургом,
Нижегородской и Свердловской
областями. Эффективным инструментом
регулирования двухсторонних отношений
являются совместные рабочие
группы по сотрудничеству с
Московской, Ленинградской, Вологодской,
Брянской, Курской, Ростовской областями,
Чувашской Республикой, а также
Белорусско-Российский Совет по
долгосрочному сотрудничеству областей,
министерств, органов государственного
управления с Калининградской
областью.
Важным звеном
во взаимодействии Беларуси и
регионов России являются также
11 отделений Посольства Республики
Беларусь в Российской Федерации
(в городах Нижний Новгород, Новосибирск,
Уфа, Казань, Калининград, Красноярск,
Санкт- Петербург, Екатеринбург,
Хабаровск, Ростов-на-Дону, Смоленск),
деятельность которых способствует
оперативному решению вопросов
двусторонних торгово-экономических
отношений с курируемыми субъектами
Российской Федерации.
Развиваются партнерские
отношения Республики Беларусь
и регионов в машиностроении,
нефтехимии, энергетике и транспорте,
строительстве, агропромышленном
комплексе.
При этом взаимовыгодное
сотрудничество уже не ограничивается
только товарообменными операциями.
Активно развивается промышленная
кооперация. В частности, создаются
совместные сборочные производства,
что, в свою очередь, способствует
созданию объектов сопутствующей
инфраструктуры и обеспечивает
занятость населения.
Отдельным направлением
нашего сотрудничества является
обмен разработками и технологиями
производства сельскохозяйственной
продукции. Руководители российских
регионов проявляют интерес к
успехам наших аграриев с точки
зрения использования белорусского
опыта в развитии своего сельского
хозяйства.
Беларусь поставляет
в Россию, главным образом, продукцию
машиностроения и сельского хозяйства.
В свою очередь, белорусская
промышленность использует материалы
и комплектующие российских партнеров.
Российская Федерация
является крупным потребителем
белорусской сельхозтехники, которая
обладает прочностью, надежностью
и высокими техническими характеристиками.
Республика Беларусь активно
создает в России торговые
дома и дилерские центры по
продаже и сервисному обслуживанию
этой техники.