Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
С начала 2008 года по радио, телевидению, в газетах и Интернете говорят о проблеме отделения Косова. Вокруг этой темы очень много споров и разногласий, но все сходятся в одном мнении – эта проблема может подорвать и так хрупкую стабильность в нашем мире. Любое заявление и решение может привести не только к беспорядкам, но и реальным военным действиям. Каждый раз, когда на Балканах происходят какие-нибудь движения, общественность и политики всех стран пристально устремляют свои взоры на Балканский полуостров. Это объяснимо. На протяжении многих веков эти страны втягивают в свои национальные конфликты великие державы, а так же именно они дают повод для развязывания войн.
Три
кризиса на Балканах 20-21
вв.
Распад
Югославии 1980-1981 г.
Вторая глава начинается с после военных лет (второй мировой войны). Именно в это время появляются идеи о создании союзной федерации Балканских стран. СССР, как раньше Царская Россия решала проблемы на Балканах, помогала, а в чём-то и мешала, но в любом случае имела огромное влияние. При Сталине на Балканах ничего не происходило без его ведома и согласия. Многие исторически сложившиеся факторы повлияли на распад Югославии, но вмешательство капиталистических государств и СССР тоже внесли горькую ложку дёгтя.
В годы Второй мировой войны Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции, была оккупирована Германией и ее союзниками. Против оккупантов сражались многочисленные партизанские отряды.
Воюя с гитлеровцами, глава коммунистического движения Иосип Броз Тито нашёл общий язык, как с Западом, так и поначалу с СССР, и, пользуясь этим, расправился с членами других партизанских движений, прежде всего четниками13. Преимуществом Тито был многонациональный состав его движения, тогда как другие движения были национальными.
В течение нескольких лет сразу после Второй Мировой войны новое коммунистическое руководство Югославии, Болгарии, Румынии и Албании рассматривало возможность создания союзной федерации, в которую предполагалось включить эти страны, и, возможно, Грецию (в случае прихода к власти там коммунистического правительства), данный вопрос рассматривался при активном участии СССР.
Между новыми социалистическими странами были заключены двустронние договора о дружбе, а также югославо-албанский, югославо-болгарский и болгарско-румынский таможенные союзы.
Болгарский лидер Димитров и Сталин были сторонниками расширительного, наиболее многостороннего союза. Но позже СССР дал согласие на федерацию только из Югославии, Болгарии и Албании.
Югославский лидер Тито (изначально и всё последующее время) не был согласен на включение в федерацию неславянских стран (Румынии и Греции) и расчитывал на создание «Великой Югославии» с центральной властью Белграда из территории «Первой Югославии», а также Болгарии и Албании в качестве федеральных республик.
Но София не желала доминирования Белграда. Так же между югославской и болгарской сторонами не были решены противоречия по поводу возможного создания единой федеральной республики Македония. Ранее Македония была разделена на Вардарскую (Югославскую) и Пиринскую (Болгарскую).
В качестве первого шага поначалу наиболее продвинулось, дело объединения Югославии и Албании, на которое дал безусловное согласие Сталин. Помимо единых политических и военных мероприятий, была осуществлена значительная интеграция албанской экономики в югославскую. Однако затем, большая часть албанского руководства стала оказывать противодействие - дошло до таких эксцессов, как самоубийство из-за албанско-югославских споров албанского премьер-министра Нако Спиру и предложение албанского лидера Энвера Ходжи к СССР ввести войска в Югославию для отторжения Косово и присоединения к Албании.
Также, самостоятельностью Тито и Димитрова на переговорах о создании Южнославянского Союза (Союза Южнославянских Народных Республик) был не доволен Сталин.
Наконец, новые социалистические балканские страны и особенно СССР подверглись сильному давлению стран Запада, не желавших новой угрозы для и без того едва не ставшей коммунистической Греции в частности и появления на Балканах сильного «малого СССР» в целом.
В
итоге, ввиду разногласий руководств
Югославии, Болгарии и Албании, а
затем и последовавшего разрыва
Тито и Югославии со Сталиным и
СССР, ни расширительная Балканская Федерация,
ни Великая Югославия, ни хотя бы присоединение
к Югославии Албании реализованы не были.
После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией из шести союзных республик под названиями Демократическая Федеративная Югославия с 1945. С 1946 - Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), а 1963 года - Социалистическая Федеративная Республика (СФРЮ).
В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм. Это положение было отражено в постановлении II сессии Антифашистского Веча Народного Освобождения Югославии от 29 ноября 1946 «Об образовании Югославии на федеративных началах». Законодательно федеративное устройство закреплено в Конституции 1946.
Согласно
Конституции СФРЮ, принятой в 1974 г.,
субъектами федерации были шесть
социалистических республик и два
автономных социалистических края. Все
народы Югославии были признаны равноправными.
Титовская национально-
Но нельзя не отметись, что в конце 1940-х годов возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Сталиным, что привело к разрыву отношений с СССР. Хотя после смерти Сталина эти разногласия были частично устранены, Югославия не стала членом Организации Варшавского Договора, а напротив, в противовес ей создала Движение неприсоединения. В годы правления Тито Югославия выполняла роль посредника между Западом и наиболее одиозными коммунистическими режимами (маоистский Китай, полпотовская Кампучия).
Режим
Иосипа Броз Тито играл на противоречиях
между государствами
Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причём не только в странах Центрально-Восточного региона).
Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Хорватией и Словенией, и остальными республиками. На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 внешняя задолженность страны превысила 19 миллиардов долларов США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%. Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений.
В 1986 ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.
Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства. Но все попытки как-то сохранить Югославию и вернуться на прежний уровень в экономическом, социальном плане, не увенчались успехом.
В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.
В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. В Косове, под предлогом урегулирования cогласно мандату ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением, США и их союзники провели военную операцию по захвату и фактическому отделению от Югославии и Сербии этого автономного края, который оказался под протекторатом ООН. Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию). На сегодняшний день, после проведения референдума о независимости в Черногории, последние остатки прежней федерации ушли в историю, Сербия и Черногория также стали независимыми государствами.