Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:30, статья
Теория Хантингтона основана на идее конфликта между различными цивилизациями, то есть «отправной точкой» теории «столкновение цивилизаций» является угроза «неизбежного цивилизационного/религиозного конфликта глобальных масштабов, нависшей над человечеством. Согласно взгляду С. Хантингтона, цивилизации, различающиеся друг от друга традициями, религией, историей, обычаями, по своей природе, антагонистичны друг другу.
Теория Хантингтона основана на идее конфликта между различными цивилизациями, то есть «отправной точкой» теории «столкновение цивилизаций» является угроза «неизбежного цивилизационного/религиозного конфликта глобальных масштабов, нависшей над человечеством. Согласно взгляду С. Хантингтона, цивилизации, различающиеся друг от друга традициями, религией, историей, обычаями, по своей природе, антагонистичны друг другу.
Хантингтон утверждает, что принадлежность к определенной цивилизации является самым важным уровнем самоидентификации личности что различия между цивилизациями не только реальными, но и фундаментальными; цивилизации отличаются друг от друга историческим прошлым, культурой, обычаями и, самое главное, религиозной принадлежностью; в будущем цивилизационнная и/или религиозная принадлежность будет играть ключевую роль. Согласно мнению ученого, в новую эпоху, наступившую после окончания холодной войны, основными источниками конфликтов и противостояний будут не различия в идеологиях и политических взглядах, а различия в религиях и культурах, «в будущем самые кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ разделяющих цивилизации друг от друга». Хотя национальные государства и в будущем будут оставаться наиболее важными акторами международных отношений, конфликты в основной своей массе будут происходить между государствами, нациями и обществами, представляющими различные цивилизации, конфессии. Одним словом, «границы разделяющие различные цивилизации будут одновременно границами конфликтов и столкновений». Более того, главной осью международной политики будут отношения между Западом и «другими». Выражаясь словами самого С. Хантингтона, «вместо железного занавеса идеологий в будущем будет установлен «бархатный занавес» религий (цивилизаций)». В среднесрочной перспективе основная борьба завяжется между Западом и странами принадлежащими к «исламской» или «конфуцианской» цивилизациям. Но намного вероятнее столкновение «Запада» с «исламской» цивилизацией.
Однако одним из важнейших достижений современной культурологии является признание того, что в ходе истории наблюдался постоянный взаимообмен, взаимообогащение между различными цивилизациями и культурами. Тем более, ни одна из великих цивилизаций, которые упоминаются Хантингтоном в своей теории, не могла развиваться в изоляции от других. Между различными цивилизациями и культурами существовал и продолжает существовать определенный взаимообмен и взаимопроникновение. Представлять цивилизации в качестве «монолитных», «изолированных» друг от друга конгломератов не представляется правильным. Ни одну цивилизацию нельзя назвать «чистой» в смысле питания и обогащения её лишь из своих источников. Цивилизации и культуры взаимодействуют, воспринимая через контакты, которые неизбежны в ходе истории, «новое знание». Выражаясь иначе, в теории «столкновение цивилизаций» упускается из виду возможность различных цивилизаций, находящихся в условиях контакта, позитивно влиять друг на друга, взаимно обогащаться, порой даже возрождаться под влиянием другой цивилизации, чему очень много примеров в истории.
Хантингтон
придерживается следующей точки
зрения по поводу глобальных трансформация
в мире: «Подстегиваемая модернизацией,
идет перестройка глобального
Я считаю, что современный мир недостаточно осознает возможные последствия умонастроения, основанного на возможности и даже неизбежности столкновения цивилизаций. В этой связи необходимо помнить, что «катастрофическое сознание» может породить катастрофическое будущее. В любом случае, статья «Столкновение цивилизаций» сыграла важную роль в осознании той опасности, которая ожидает современную цивилизацию, если глобализирующееся общество не изменит направление своего цивилизационного развития. Усилению нестабильности формирующегося глобального миропорядка способствуют конкретные проявления столкновения цивилизаций в современном мире. Например, характерны в этой связи действия США в Ираке. Одной из существенных особенностей современного этапа цивилизационного развития является усиливающаяся взаимозависимость различных стран, с одной стороны, и возрастание напряженности в мире – с другой. Подобная противоречивая ситуация опасна своей непредсказуемостью, поскольку она ведет к гонке вооружений и дальнейшей дестабилизации мирового процесса.
На
мой взгляд, "неизбежность войны цивилизаций"
- это, с одной стороны, надуманная теория:
имеющиеся в мире цивилизации вполне могут
мирно сосуществовать между собой, несмотря
на цивилизационные различия в образе
жизни, религии, ценностях. С другой стороны,
межнациональный конфликт может разгореться,
если сознательно не регулировать международные
информационные, экономические, политические
отношения в условиях глобализации. Кроме
того, данную теорию может использовать
для искусственного разжигания межцивилизационного
конфликта в тех или иных политических
целях какая-нибудь международная сила:
для этого есть соответствующий цивилизационный
материал, социальная база и т.п. Таким
образом, не стоит говорить о неизбежности
межцивилизационных конфликтов, хотя
возможность их развязывания вполне реальна.
Информация о работе Анализ статьи Хантингтона "Столкновение цивилизаций"