Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе — теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции.

Работа содержит 1 файл

Альтернативные теории.docx

— 112.58 Кб (Скачать)

1. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ

Можно выделить два направления  в развитии альтернативных теорий международной  торговли. Первое — это теории, авторы которых стремятся углубить концепции классической школы. Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе — теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции. 
 

Теория специфических  факторов производства

Теория специфических  факторов производства была разработана  американскими экономистами Полом  Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера—Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера—Олина.

Рассмотрим на конкретном примере, как формируется граница  производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических  факторов (рис. 1). 

 

Рис. 1 Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов

Предположим, что в стране производится два товара: Х и Y. При  создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при  создании товара Y — земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара Х (Qx) и товара Y(Qy) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: Q x = Q (k, L x) a , Q  y = Q  y  (Т, L y). При этом                L x  + L y =L.

График на рис. 34.5 состоит  из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница  производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в  этой отрасли отражается сдвигом  вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска — сдвигом  по горизонтальной оси вправо. В  верхнем левом углу (квадрант I) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y— сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.

Совмещение рассмотренных  двух графиков достигается следующим  образом. В нижнем левом углу (квадрант III  ) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и У (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товара Х и товара Y (в точках Е1, E2 и E3) на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки  L1, L2 и L3).

Теперь рассмотрим, как  развивается внешняя торговля между  странами в соответствии с теорией  специфических факторов.

Эта теория исходит из тех  же допущений, что и теория Хекшера—Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор — капитал, а в стране  B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор — земля.

В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/Py) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (Py/Px) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.

Однако с развитием  внешней торговли относительные  цены выравниваются. В то же время  происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора — труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 34.5, перемещение мобильного фактора — труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.

Согласно теореме Хекшера—Олина—Самуэльсона происходящее вследствие развития внешней торговли выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом.

Применительно к теории специфических  факторов суть этого процесса раскрывается в теореме Самуэльсона—Джонса: развитие внешней торговли приводит к росту цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличению доходов их владельцев, а также снижению цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно к снижению доходов их владельцев. 
 

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба

Эффект масштаба возникает  в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние  издержки на единицу продукции снижаются (подробнее — см. 6.3.). Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся  объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между  странами, в одинаковой степени наделенными  основными факторами производства, и к торговле технологически однородными  товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной  промышленности и др.).

Рассмотрим на конкретном примере, как развивается международная  торговля на основе эффекта масштаба.

Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара Х и товара Y, что обозначено точкой Е на графике рис. 2. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х (Рx) и товара У(Ру) представлено вектором относительных цен Pх/Pу. 

Рис. 2. Международная торговля на основе эффекта масштаба

С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект масштаба. Для страны А — это товар X, а для страны В — товар Y. Рост выпуска товара Х в стране A отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны A на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).

Как видно из графика, в  условиях торговли на основе эффекта  масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется  тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в  пересчете на другой товар, от выпуска  которого приходится отказываться. В  приведенном на рис. 34.6 графике для  страны А: при отсутствии торговли — 1Х= 1Y, по мере роста выпуска товарами сокращения выпуска товара Y- 1Х= 0,8 Y,  0,6 Y и т.д.

В результате использования  высвобождаемых от сокращения производства товара  Y ресурсов выпуск товара  X расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y .

По мере развития внешней  торговли и углубления международной  специализации на основе использования  эффекта масштаба происходит относительное  снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара Х относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Py  для страны А — влево, а для страны В — ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.

В результате обе страны получают выигрыш от участия в  международной торговле по мировым  ценам, увеличивают потребление  товарам Х и  товара У с 30 до 45 ед. Это отражается точкой Е1. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. При этом в экономической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции. 
 

Торгуемые и неторгуемые товары и услуги

Последствия участия во внешней  торговле для национальной экономики  были конкретизированы экономистами на основе использования концепции  торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.

Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.

На практике большинство  товаров и услуг, произведенных  в сельском хозяйстве, добывающей и  обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая  часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.

Отмеченное деление товаров  и услуг влияет на структурные  сдвиги в экономике, происходящие под  воздействием участия страны в международной  торговле. Это обусловлено тем, что  спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги — также и за счет импорта. 
 

Теорема Рыбчинского

Английский экономист  польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.

Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых  ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования  избыточного фактора в одном  из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере. 

Рис. 3. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него

Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 3). Причем товар  X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF  показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.

С включением страны в международный  товарообмен увеличивается производство товара Y в  экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор — капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG При неизменных размерах другого используемого фактора — труда — соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара  Y переместится в точку Е1, т.е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара  X переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y . 
 

«Голландская  болезнь»

Концепция торгуемых и  не торгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.

Информация о работе Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ