Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:21, реферат
Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе — теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции.
1. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
Можно выделить два направления
в развитии альтернативных теорий международной
торговли. Первое — это теории,
авторы которых стремятся углубить концепции
классической школы. Причем они концентрируют
свое внимание на тех аспектах, которые
не получили должного освещения в трудах
их предшественников. Второе — теории,
авторы которых исходят из необходимости
критического переосмысления сложившегося
традиционного подхода к анализу международной
торговли и стремятся создать собственные
оригинальные концепции.
Теория специфических факторов производства
Теория специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера—Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера—Олина.
Рассмотрим на конкретном примере, как формируется граница производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических факторов (рис. 1).
Рис. 1 Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов
Предположим, что в стране производится два товара: Х и Y. При создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при создании товара Y — земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара Х (Qx) и товара Y(Qy) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: Q x = Q x (k, L x) a , Q y = Q y (Т, L y). При этом L x + L y =L.
График на рис. 34.5 состоит из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска — сдвигом по горизонтальной оси вправо. В верхнем левом углу (квадрант I) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y— сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.
Совмещение рассмотренных двух графиков достигается следующим образом. В нижнем левом углу (квадрант III ) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и У (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товара Х и товара Y (в точках Е1, E2 и E3) на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки L1, L2 и L3).
Теперь рассмотрим, как развивается внешняя торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.
Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера—Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор — капитал, а в стране B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор — земля.
В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/Py) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (Py/Px) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.
Однако с развитием внешней торговли относительные цены выравниваются. В то же время происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора — труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 34.5, перемещение мобильного фактора — труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.
Согласно теореме Хекшера—
Применительно к теории специфических
факторов суть этого процесса раскрывается
в теореме Самуэльсона—Джонса: развитие
внешней торговли приводит к росту цен
на факторы, специфические для экспортных
отраслей, и увеличению доходов их владельцев,
а также снижению цен на факторы, специфические
для отраслей, конкурирующих с импортом,
и соответственно к снижению доходов их
владельцев.
Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
Эффект масштаба возникает
в том случае, когда с ростом
объема выпускаемой продукции средние
издержки на единицу продукции снижаются
(подробнее — см. 6.3.). Экономия на
масштабе позволяет объяснить торговлю
между странами в случаях, не поддающихся
объяснению на основе классических теорий
международной торговли. Это, в первую
очередь, относится к торговле между
странами, в одинаковой степени наделенными
основными факторами
Рассмотрим на конкретном примере, как развивается международная торговля на основе эффекта масштаба.
Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара Х и товара Y, что обозначено точкой Е на графике рис. 2. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х (Рx) и товара У(Ру) представлено вектором относительных цен Pх/Pу.
Рис. 2. Международная торговля на основе эффекта масштаба
С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она может получить эффект масштаба. Для страны А — это товар X, а для страны В — товар Y. Рост выпуска товара Х в стране A отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны A на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).
Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В приведенном на рис. 34.6 графике для страны А: при отсутствии торговли — 1Х= 1Y, по мере роста выпуска товарами сокращения выпуска товара Y- 1Х= 0,8 Y, 0,6 Y и т.д.
В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y .
По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара Х относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен Рх/Py для страны А — влево, а для страны В — ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.
В результате обе страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товарам Х и товара У с 30 до 45 ед. Это отражается точкой Е1. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D1 отражает рост уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).
Внешняя торговля на основе
эффекта масштаба приводит к изменениям
в рыночной структуре
Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.
В соответствии с этой концепцией все товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.
Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.
На практике большинство товаров и услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений.
Отмеченное деление товаров
и услуг влияет на структурные
сдвиги в экономике, происходящие под
воздействием участия страны в международной
торговле. Это обусловлено тем, что
спрос на неторгуемые товары и услуги
может быть удовлетворен только за счет
внутреннего производства, а спрос на
торгуемые товары и услуги — также и за
счет импорта.
Теорема Рыбчинского
Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.
Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.
Рис. 3. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него
Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 3). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.
С включением страны в международный
товарообмен увеличивается
«Голландская болезнь»
Концепция торгуемых и не торгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.
Информация о работе Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ