Африка как объект и субъект современных международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Важной составной частью мирового сообщества является Африка. Перед этим “просыпающимся континентом” стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую историю, например, колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают сравнительно небольшой период, например, с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, меняются социально-экономические, политические, духовные сферы жизни этого континента. Многие народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане большинства из них по-прежнему не коснулись реальные позитивные перемены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...…………………………………………………...…3
1. Современное состояние и развитие Африканского континента……….………5
2. Африка как субъект международных отношений…………………………...….8
3. Африка как объект международных отношений других государств……..….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Пионером  в принятии новой африканской  стратегии выступили Соединенные  Штаты Америки. В первой половине 1990-х гг. была свернута американская помощь ряду диктаторских режимов (Либерии, Судана, Заира), поддержаны процессы национального  примирения в Анголе, ЮАР, Мозамбике. Одновременно США взяли курс на выдвижение вперед экономических приоритетов во внешней политике и расширение присутствия их корпораций в Африке. В данной связи дипломатия США стала рассматривать достижение здесь демократических перемен, исходя не из формальных антикоммунистических установок, а из ориентиров устойчивого развития и экономического роста. Поэтому по сравнению с предыдущим периодом американская сторона стремится подходить к решению проблем стран континента с б6льшим учетом специфики каждой из них.

     Ныне  африканское направление занимает в стратегических приоритетах США  важное, но далеко не первостепенное место. Однако к началу XXI в. они заметно  укрепили влияние в Африке во многом благодаря присоединению в 2000 г. Алжира к «Средиземноморской инициативе НАТО», улучшению отношений с Нигерией -крупнейшей по населению африканской страной 2 и началу реализации комплексной программы продвижения американского частного бизнеса на весь континент. Весной 2000 г. конгресс США одобрил законопроект «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки», что определило современную линию поведения американской дипломатии и предпринимательских кругов.

     Экономическое присутствие США в Африке тяготеет к стабильному росту. Торговый оборот между ними и странами континента в 2000 г. составил свыше 294 млрд долл. против 22,6 млрд в 1997 г.  Общий объем прямых и косвенных американских частных инвестиций в Африке на современном этапе приблизился к 14 млрд долл. Экономическая помощь странам Африки, оказываемая со стороны США по различным каналам в начале нынешнего десятилетия, сохраняется на уровне 790 млн долл. в год.

     Особое  место в африканской стратегии  США с 2000 г. занимают вопросы создания постоянно действующих сил по поддержанию мира. Проект образования Межафриканских сил по поддержанию мира при помощи в их обучении американских военнослужащих нашел особый отклик со стороны Бенина, Ганы, Кот-д'Ивуара, Мали, Малави, Сенегала, Уганды и Эфиопии. Согласно Представлениям американской стороны, для участия в миротворческих операциях ООН или АС к 2005 г. планируется подготовить африканский воинский контингент (12 тыс. человек). В качестве основных региональных партнеров в сфере развития миротворческих структур избраны Нигерия, ЮАР и Кения.

     При констатации роста влияния США  в начале XXI в. на рассматриваемом  континенте необходимо подчеркнуть. что  это вряд ли приведет в будущем  к установлению американской монополии  в сфере международного сотрудничества с Африкой. Несмотря на энергичные прямолинейные действия американских дипломатов и бизнесменов, их односторонние инициативы результативны в основном на первых этапах проведения. В дальнейшем им приходится предпринимать дополнительные усилия для расширения поддержки как со стороны африканских партнеров, так и других членов мирового сообщества; иными словами. подтверждать на практике принцип консенсуса в сфере мировой политики.

     Африканский курс США и их новые подходы  поддержаны Великобританией. Однако форсированная  активность американской стороны вызывает у многих государств Западной Европы стремление к выработке согласованного и менее зависимого от линии США курса.

     Современной политике стран Западной Европы в  Африке свойственны тенденции к  усилению координации их стратегических подходов. Сохраняющаяся конкуренция экономических интересов, в частности франко-британская, несколько отступает на второй план перед задачами выработки консолидированных позиций в сферах безопасности и поддержки программ социально-экономического развития Африки. При этом новые аспекты европейской политики были обусловлены не столько чисто материальными. сколько политическими мотивами, намерением отработать методы адаптации к вызовам глобализации на международной сцене. На фоне относительного снижения взаимозависимости африканских и западноевропейских стран в двусторонних отношениях Африка играет заметную роль в текущих и перспективных планах ЕС, ориентированных на расширение его влияния в современном мире.

     Так, в конце 1990-х гг. Европейский союз одним из немногих других организаций разрабатывал сценарии военного вмешательства в потенциальные африканские кризисы. Интерес в этом плане мотивировался стремлением к созданию особого европейского механизма, который мог бы использоваться в будущем при управлении самыми различными конфликтными ситуациями.

     Несмотря  на определенные разногласия в вопросах региональной безопасности в Африке, возникшими между Великобританией  и Францией, символическим выражением общности их политики в регионе стало  проведение весной 1999 г. совместного  визита министров иностранных дел Великобритании и Франции в Кот-д'Ивуар для участия в совещании с послами 12 африканских стран. В дальнейшем скоординированная позиция западноевропейских стран по африканской проблематике была продемонстрирована и во время Африкано-Европейского саммита в Каире в апреле 2000 г. Важно то, что европейская сторона сделала главный акцент не на вопросах продвижения прав человека. а на более нюансированных подходах к обеспечению политической стабильности в различных странах. Характерно также, что при скептицизме основных европейских доноров страны ЕС единодушно приветствовали многосторонние инициативы плана НЕПАД и официально гарантировали его финансовую поддержку.

     Представляется, что в дальнейшем ЕС и его отдельные  члены будут выбирать преимущественно малозатратные сценарии для своих миротворческих и гуманитарных инициатив на данном континенте. Вместе с тем не следует ожидать маргинализации африканской проблематики в политике стран ЕС. В обозримом будущем Африка будет играть заметную роль в выработке согласованных решений в сфере безопасности и стабильности как компонентов развития общей европейской внешней политики.

     Постепенно  укрепляет свои позиции в Африке Япония, которая провела в Токио  в конце 1998 г. представительную конференцию  по проблеме капиталовложений. Продолжает расширяться в Африке влияние КНР, активно действующей как в политической, так и в торгово-экономической сферах. Оно пока еще несопоставимо с американским или французским, но по динамике отношений Китай весьма заметен. Сейчас китайско-африканское сотрудничество осуществляется на уровне двусторонних связей, проводимых по преимуществу для согласования и констатации общности позиций по мировым вопросам, а также в рамках работы международных организаций -ООН, «группы 77». ВТО. Такое сотрудничество объективно способствует формированию системы справедливых и демократических международных отношений, блокирует попытки ведения дел в этой области с позиции силового диктата.

     В целом к настоящему времени в  отношениях КНР с африканскими странами действует установка на консолидацию связей и проведение курса взаимной поддержки. В отличие от еще недавнего прошлого, как стратегические, так и тактические моменты данной линии стали более селективными и рационально обусловленными. Это особенно заметно в ходе регулярных обменов визитами на высшем уровне между КНР и ее партнерами. В частности, опыт Китая по «экономизации» и модернизации своего присутствия в зоне развивающихся стран продолжился во время недавних китайских политических контактов с Ливией, Нигерией, Габоном, Тунисом, Египтом и рядом других стран Африки. Китайская сторона неизменно подчеркивала, что намерена строить с ними долгосрочные, устойчивые отношения полномасштабного сотрудничества, основанные на равноправии, уважении суверенитета и ко взаимной выгоде в интересах процветания.

     Итак, в Африке, как и в других регионах, в начале XXI в. Китай продемонстрировал  стремление расширить практику согласованной  политики развивающихся стран. Однако он не мотивировал ее конфронтационными аргументами. Китайская сторона указывала: все страны мира призваны укреплять взаимодействие, прилагать усилия по установлению справедливого, рационального нового международного политического и экономического порядка ради адаптации к изменениям в ситуации на планете и противодействия вызовам, возникающим в процессе общего продвижения к экономической глобализации.

     Еще одной перспективной сферой международного взаимодействия в Африке стало сотрудничество ЮАР, Индии и Бразилии, которые  в июле 2003 г. создали трехсторонний смешанный комитет для содействия политическому, торгово-экономическому и научно-техническому партнерству в интересах социально-экономического развития. Практическая работа, проведенная внешнеполитическими ведомствами этих стран, уже позволяет говорить о возникновении совершенно нового по своему качеству опыта координации стратегии развивающихся стран в контексте глобализационных процессов и оформлении особой группы региональных лидеров зоны «мирового Юга» -«Группы трех» (G-3).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Геополитическое положение Африки, ее позиция в системе международных отношений во многом зависят от коренного изменения международного экономического порядка в пользу формирования лучших (льготных) условий для этого континента. Пока же этот порядок объективно направлен против интересов народов Африки. Противостоять неоколонизации они могут только на базе объединения всех сфер общественной жизни -экономической, социальной, политической, духовной — большинства стран континента. Но реализовать эту задачу в конце XX - начале XXI вв. представляется нереальным в силу ряда причин (о большинстве из них выше сказано).

     Итак, в геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс  этот сложен, динамичен и противоречив.

     Политика  других государств мира в Африке Роль Африки в современных международных отношениях сложна и многогранна. На современном этапе прекращение вооруженных конфликтов, создание условий для экономического возрождения и рост эффективности иностранной помощи африканским странам -ключевые задачи в системе внешнеполитических приоритетов глобального развития. Но наметившиеся позитивные сдвиги на всех перечисленных направлениях не снимают с повестки дня многие другие вопросы, от решения которых будет зависеть формирование перспективных тенденций широкого международного взаимодействия в Африке и вокруг нее. Представляется, что в недалеком будущем мировое сообщество обратится к еще более активному поиску региональных решений демографических, экологических, энергетических и ряда иных проблем данного континента. Новая сфера внешнеполитического взаимодействия может возникнуть в результате расширения связей африканских государств с Южной и Юго-Восточной Азией.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Наринский М.М. История международных отношений. 1945–1975: Учебное пособие. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 264 с.

     2. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004.— 544 с.

     3. Середин В. Россия и Африка // Международная жизнь. -2001. -№ 7.

     4. Современные международные отношения и мировая политика : Учебник / А. В. Торкунов, И. Г. Тюлин, А. Ю. Мельвиль и др.; Моск. гoc. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России; Отв. ред. А. В. Торкунов. -М.: Просвещение: МГИМО, 2004. -991 с.

     5. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Радикс, 1994. - 319 с.

     6. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время: ученик для вузов. – М.: Проспект, 2010. – 512 с.

     7. ГЕОПОЛИТИКА [Електронний ресурс] URL: http://www.geopolitics.ru/

     8. Борьба мировых центров [Електронний ресурс] URL: http://www.win.ru/

      

Информация о работе Африка как объект и субъект современных международных отношений