Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа
В результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от увеличения платежеспособности населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья. В связи с этим для ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан потребовалось комплексное решение указанной проблемы посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией. По мнению независимых экспертов, опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства эффективность.
Безусловно,
право на получение жилья, закрепленное
ГЖС, является правом имущественным. Всякое
ограничение или установление особого
порядка перехода в порядке наследования
принадлежащих умершему имущественных
прав может быть установлено только
на основании федерального закона.
Уместно предусмотреть
Оборотоспособность - это один из признаков ценных бумаг. Думается, вполне резонно недоумение ряда цивилистов: зачем индивидуализировать субъективное право в гражданском обороте, распространять на него режим ценной бумаги и при этом воспрещать к передаче? На мой взгляд, правительство обоснованно установило, что ГЖС, выдаваемый уволенным и увольняемым военнослужащим, является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой, он может быть квалифицирован как "иные финансовые инструменты".[10, стр.4]
Безвозмездная
субсидия, право на которую подтверждает
ГЖС, может быть использована только
на приобретение жилья в собственность
на свободно складывающемся рынке в
течение установленного срока действия
сертификата. При этом размер безвозмездной
субсидии устанавливается для
Стоимость покупки жилого помещения по установленной социальной норме определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости по соответствующему экономическому району. Расчет субсидии производится на дату выдачи сертификата. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Госстроем РФ. Для расчета субсидии социальная норма общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метра - на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Такая
же норма применяется и для
обеспечения жильем, в порядке
эксперимента, высвобожденных работников
ликвидируемых организаций
Программа "Государственные жилищные сертификаты" рассчитана на пять лет (с 1998 по 2002 год). Планируется, что безвозмездные субсидии на покупку жилья получат 210 тыс. семей военнослужащих. По данным Министерства обороны РФ, с января по июль 1999 г. выдано 10203 сертификата, на них приобретено 6572 квартиры. В Нижегородской области, ранее других приступившей к реализации Программы ГЖС, с начала 1999 года получено 312 сертификатов и оформлено в собственность 156 квартир. [3, стр.7]
Судами Нижегородской области в 1998 - 1999 гг. рассмотрен ряд споров, связанных с осуществлением права собственности на квартиры, приобретенные по ГЖС. Так, гражданка В. обратилась с иском к бывшему супругу о признании за ней и ее несовершеннолетним сыном права собственности на треть площади квартиры за каждым. Исковые требования обосновывались тем, что квартира приобретена за счет средств федерального бюджета по ГЖС, выданному В. как военнослужащему с учетом всех членов семьи. Решением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда, за каждым из бывших супругов В. признано право собственности на 1/2 долю квартиры. Принимая решение, суд исходил из того, что спорная квартира приобретена по договору купли-продажи в период брака и является общим совместным имуществом супругов. Со ссылкой на ст.ст.34 и 39 Семейного кодекса РФ суд отказал в признании права собственности на долю в квартире за несовершеннолетним сыном бывших супругов. Постановлением президиума областного суда решение городского суда и определение коллегии по гражданским делам в части признания права собственности на жилое помещение было отменено на том основании, что сумма сертификата зависит от количества членов семьи владельца, указываемых в документе. В рассматриваемом случае сертификат был выделен на семью из трех человек. Следовательно, вывод суда о том, что денежная сумма, указанная в сертификате и использованная на приобретение квартиры, является общим имуществом супругов, является ошибочным. При новом рассмотрении дела судом было установлено, что расчет при покупке квартиры производился с целевого блокированного именного банковского счета. Сумма, указанная в сертификате, оказалась достаточной для оплаты приобретаемой квартиры в полном объеме, собственных средств на покупку квартиры супругами израсходовано не было.
Поэтому суд обоснованно признал право собственности на указанную квартиру за всеми членами семьи в равных долях. [10, стр.6]
На вопрос о том, какими правами наделяются в отношении квартиры, приобретаемой по ГЖС, члены семьи владельца сертификата, дан ответ в п.10 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г., которым установлено, что приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Однако формулировка неточна. С очевидностью имелась в виду общая долевая собственность только тех членов семьи, с учетом которых определялась сумма безвозмездной субсидии и которые поименованы в самом сертификате. Квартира может быть оформлена только в общую долевую собственность членов семьи, но никак не в общую совместную собственность, поскольку последняя возникает лишь на имущество, приобретенное супругами в браке на общие средства. Но безвозмездную субсидию нельзя считать совместными средствами супругов. Другие члены семьи в силу закона вообще не выступают в качестве субъектов общей совместной собственности. Поэтому в договоре купли-продажи должны быть указаны доли сособственников в праве собственности на приобретаемую квартиру. Неверно было бы ограничиться указанием на то, что квартира поступает в общую собственность владельца сертификата и поименованных в нем членов семьи. Приобретение жилья в собственность с использованием средств безвозмездной субсидии - право, а не обязанность гражданина. Поэтому за любым лицом, поименованным в сертификате, следует признать право на отказ от оформления приходящейся на него доли квартиры в собственность, что не лишает такого члена семьи права вселиться в приобретенную квартиру в качестве постоянного пользователя жилого помещения. Разумеется, подобный отказ от права, принадлежащего несовершеннолетнему члену семьи, невозможен иначе, чем в порядке, установленном ст.ст.28, 37 ГК. [8, стр.7]
Нельзя исключить и судебных споров о признании права собственности на долю, отличную от той, которая была указана в договоре купли-продажи. В подобных случаях судам надлежит выяснять, за счет каких средств вносились суммы, представляющие собой разницу между суммой, выплаченной за квартиру по договору купли-продажи, и размером субсидии, указанным в сертификате. Если сверх безвозмездной субсидии на покупку квартиры были затрачены средства супругов, нажитые в браке, то при определении доли в праве собственности на квартиру надлежит руководствоваться не только нормами гражданского законодательства, но и нормами Семейного кодекса РФ. Следовательно, в подобном случае доли супругов и других членов семьи (например, их несовершеннолетних детей) в праве собственности на квартиру окажутся неравными.
Главной
целью программы «
С этой целью программой предусмотрено:
использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;
развитие
системы долгосрочного
На дату создания программы в 1998 году расчетное число граждан - участников программы составляло 210 тысяч, программа была рассчитана на пять этапов, продолжительность каждого этапа - 1 год, а общий срок выполнения программы - 5 лет.
В
этом году должны быть представлены результаты
президентской программы «
Содержание
Введение 3
1. Понятие жилищного сертификата 4
1.1. Граждане, имеющие право на получение ГСЖ 5
1.2. Выпуск и обращение жилищных сертификатов 6
1.3. Организация работы по выдаче сертификатов 9
1.4. Условия действия сертификатов и порядок оплаты приобретаемого жилого помещения 10
1.5. Приобретение по жилищному сертификату жилых помещений в новостройках 15
2. Практика в приобретении жилья по государственным жилищным сертификатам 17
Заключение 23
Список
использованной литературы 24