Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа
Существование современного общества немыслимо без ее основного ресурса – информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов, без которого невозможна деловая, управленческая, вообще любая социально значимая деятельность, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества.
Введение 3
Глава 1. Классификация информации 5
1.1 Понятие информации 5
1.2 Классификация информации 6
Глава 2. Унифицированные системы документации 8
2.1 Унификация и стандартизация документов 8
2.2 Государственные стандарты 10
Глава 3. ОК ТЭСИ в информационном обеспечении управления 16
3.1 Цели, принципы и задачи ОК ТЭСИ 16
3.2 Отраслевой классификатор ТЭСИ 20
3.3 Структура классификатора и методы классификации 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
- международные (региональные) стандарты;
- государственные стандарты РФ (ГОСТ);
- стандарты отраслей (ОСТ);
- стандарты предприятий (СТП);
- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Кроме стандартов к нормативным документам по стандартизации относятся правила, нормы и рекомендации по стандартизации, а также общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в унифицированных документах и системах документации. В настоящее время в нашей стране разработано 37 общероссийских классификаторов.
Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации принимает Госстандарт России, и они вводятся в действие после их государственной регистрации. Контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов осуществляют Госстандарт РФ и иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.
Результатом работы по унификации и стандартизации документов могут быть как стандарты на отдельные документы (например, отчет о научно-исследовательской работе) или на отдельные виды продукции (например, обложка дел длительных сроков хранения)[4].
Унифицированная система документации (УСД) - это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности ГОСТ Р 51141-98. В настоящее время разработаны и действуют следующие УСД:
- унифицированная система организационно-
- унифицированная система банковской документации;
- унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;
- унифицированная система отчетно-статистической документации;
- унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;
- унифицированная система документации по труду;
- унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
- унифицированная система внешнеторговой документации.
Табель унифицированных форм документов разрабатывается министерствами и ведомствами для сокращения количества используемых форм документов, их унификации и удобства работы с ними. Табель составляется в виде таблицы (см. таблицу 1), в которой документы могут быть систематизированы по функциям и задачам; структурным подразделениям.
Таблица 1
Табель унифицированных форм документов
№ п/п | Наименование формы документа | Дата утверждения | Периодич-ность издания | Структурн. Подразде-ления,отв. за подготовку | С кем согласо-вывается | Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
На каждую унифицированную систему документации разработан государственный стандарт. Разработчиками УСД являются соответствующие министерства (ведомства), осуществляющие координацию в той или иной отрасли деятельности. Так, Министерство финансов РФ является ответственным за бухгалтерскую документацию, Росархив РФ - за организационно-
Этими же министерствами и ведомствами утверждаются унифицированные формы документов, входящих в УСД.
Унифицированная форма документа (УФД) - это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации ГОСТ Р 51141-98.
Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа, например подпись, печать, текст и т.д.
Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа.
Для каждого вида документа (приказа, акта, письма и т.д.) характерен свой набор реквизитов. Однако унификация документов в каждой системе осуществлялась путем построения формуляра-образца документов для конкретной системы документации и установления на его основе оптимального состава реквизитов для данной системы документации, отдельных видов документов, конкретного документа и т. д. Формуляр-образец документа представляет собой «модель построения документа, устанавливающую область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты».
Таким образом, в каждой унифицированной системе есть формуляр-образец, на основе которого разрабатываются единые формы документов, единые требования к оформлению реквизитов документов. В УСД также должны быть разработаны унифицированные формы документов, применяемых в данной системе.
Унифицированная система организационно-
Применение УСОРД регламентируется ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-
ГОСТ распространяется на организационно-
- федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;
- предприятий, организаций и их объединений независимо от организационно-правовой формы вида деятельности.
Настоящий стандарт устанавливает:
- состав реквизитов;
- требования к оформлению реквизитов;
- требования к бланкам и оформлению документов;
- требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.
Проблема создания единого информационного пространства приобрела особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с разработкой Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Создание этой системы потребовало решения целого ряда важных вопросов. Среди них не последнее значение имел вопрос о разработке единых методических принципов построения информационного обеспечения ОГАС. Необходимо было установить единые требования к носителям информации, разработать единый язык формализованного описания данных, закрепить общие методические принципы организации технологического процесса обработки данных.
Одним из направлений решения этой важной задачи стала разработка Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Координация всех работ по созданию ЕСКК ТЭСИ и разработка основополагающих нормативно-технических и организационно-методических документов была возложена на Госстандарт СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ). Особенно активно работа по созданию ЕСКК ТЭСИ стала проводиться после принятия в 1971 году специального постановления Совета Министров СССР, в котором были определены учреждения и организации, ответственные за разработку классификаторов. Основная цель, которая ставилась перед ЕСКК ТЭСИ, являлась стандартизация информационного обеспечения процессов управления хозяйством страны на основе применения средств вычислительной техники и новых информационных технологий путем создания единого языка формализованного описания данных[5].
Изменения, происходящие в стране с начала 90-х годов, не только не сняли с повестки дня потребность в едином стандартном языке формализованного описания данных, но наглядно показали, что без этого языка невозможно создание единого информационного пространства не только России, но тем более обеспечение вхождения России в мировое информационное пространство. Руководствуясь этими соображениями, в стране была принята Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, в составе которой был разработан специальный раздел "Развитие и применение Единой системы классификации и кодирования информации". Реализация Государственной программы была намечена на 1993 – 1995 годы. В этот период был проведен пересмотр ряда общесоюзных классификаторов и придание им статуса общероссийских классификаторов, велась разработка новых общероссийских классификаторов и основополагающих нормативно-методических документов по ЕСКК РФ.
Понимая значение классификаторов ТЭСИ как стандартного языка формализованного описания данных, Правительство РФ приняло 1 ноября 1999 года специальное постановление “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации”, в котором определены организации, ответственные за дальнейшее развитие ЕСКК ТЭСИ, и закреплены общие принципы функционирования единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации:
– учет социально-экономических изменений в стране;
– открытость и общедоступность системы кодирования для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
– автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной информации;
– обеспечение методического и организационного единства системы кодирования;
– комплексность системы кодирования, предусматривающая наиболее полный охват технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;
– постоянная актуализация ТЭСИ;
– обязательность применения системы кодирования при формировании государственных информационных систем и ресурсов;
– совместимость системы кодирования и других государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования системы кодирования;
– гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и стандартами.
Основными задачами ЕСКК РФ являются:
– классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;
– упорядочение и унификация технико-экономических и социальных показателей;
– обеспечение однозначности и сопоставимости данных, используемых при описании объектов ТЭСИ;
– создание условий для автоматизации процессов обработки информации, включая создание автоматизированных банков данных;
– создание распределенного автоматизированного банка общероссийских классификаторов;
– создание комплекса взаимоувязанных общероссийских классификаторов и общероссийских форм документов и обеспечение их ведения;
– использование в отечественной практике международного и национального зарубежного опыта работ по классификации и кодированию информации.
ЕСКК ТЭСИ состоит из совокупности общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ РФ являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных областях хозяйственной деятельности. Классификатор ТЭСИ представляет собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации[6]. Общероссийский классификатор (ОК) – классификатор, принятый Госстандартом РФ, входящий в состав ЕСКК ТЭСИ РФ и обязательный для применения на территории всей страны в определенных сферах деятельности, установленных разработчиком по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Информация о работе Задачи и организация применения УСД и ОК ТЭСИ в ИОУ