Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:03, курсовая работа
Деловая переписка – неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями, так как именно письма соединяют организацию-автора с другими учреждениями.
Через письма осуществляется обмен информацией, делаются предложения, ведется переговорное общение, и т.п. Иногда информационно-справочная документация просто подтверждает факты, события, которые нужно лишь принять к сведению.
Введение………………………………………………………………….….....3
Глава 1. Возникновение формуляра и этапы его совершенствования…..…5
1.1. Возникновение формуляра…………………………………………....5
1.2. Формуляр при коллежском делопроизводстве…………………..…..8
1.3.Формуляр при министерском делопроизводстве…………………....11
1.4.Формуляр в первые годы советской власти………………………....16
Глава 2. Современный формуляр делового письма…………………..…21
Заключение………………………………………………………………….…25
Библиография……………………………………………………………….....26
Конституция 1936 г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Верховный Совет СССР стал высшим и единственным законодательным органом, таких прав лишились Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиум, СНК СССР. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов для каждой иерархической структуры. Указанные нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.
Значительное сокращение масштабов исследований в области управления и делопроизводства не означает, что в 30-е гг. работы в этой сфере прекратились. Усилия ученых и практиков реализовались в деятельности только отдельных крупных ведомств, где издавались отраслевые, нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т. п. В этот период проводились исследования по стандартизации и унификации специальных систем документирования.
Определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки властных структур изменить к лучшему работу с заявлениями, жалобами и письмами трудящихся. Отсутствие единого методического центра по координированию работы учреждений в области управления и делопроизводства, разнобой в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования поставили на повестку дня проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил и их организационного оформления. В 1941 г. собирается первое межотраслевое совещание по оргтехнике. В проекте программы, выдвинутой участниками совещания, нашли широкое отражение следующие вопросы документационного обеспечения управления:
создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства;
разработка нормативной базы деятельности служб делопроизводства;
механизация труда «канцелярских» работников;
проведение унификации и трафаретизации управленческой документации;
установление единой системы подготовки и переподготовки работников делопроизводства;
создание всесоюзного научно-исследовательского института для разработки комплекса проблем документационного обеспечения.
Однако практической реализации выдвинутой программы помешала начавшаяся Великая отечественная война
Глава 2. Современный формуляр делового письма
Формуляром документа называется набор реквизитов в документе, расположенных в установленной стандартом последовательности.
Для оформления делового письма потребуются не все реквизиты, только некоторая часть. Причем, какие именно реквизиты следует оформлять на документе делового письма и в какой последовательности они должны быть расположены на страницах документа строго определено стандартом.
Формуляр-образец является основой для конструирования формуляров и бланков всех видов управленческой документации. Площадь, отводимая формулярам-образцам для расположения каждого реквизита, соответствует оптимальному объему этого реквизита в печатных знаках[16].
Согласно ГОСТ 6.38-90, документы могут содержать (в зависимости от назначения) до 31 реквизита. Однако ни один документ не оформляется полным набором реквизитов. Для каждого вида документа определен их состав в зависимости от назначения документа. Так, для официального письма рекомендуется следующий состав реквизитов;
1) Государственный герб (для государственных предприятий);
2) мблема организации;
3) код предприятия по ОКПО (для внутриреспубликанской переписки), если он есть;
4) код документа по ОКУД (если есть);
5) наименование организации (полное и сокращенное);
6) почтовый и телеграфный адреса;
7) номер телефона;
8) номер факса, телетайпа;
9) номер счета в банке;
10) дата;
И) индекс документа;
12) ссылка на индекс и дату входящего документа;
13) адресат;
14) заголовок к тексту;
15) текст;
16) подпись;
17) фамилия и телефон исполнителя.
Могут быть указаны инициалы машинистки и количество экземпляров, но они не входят в состав обязательных реквизитов.
Совокупность реквизитов официального письма называется формуляром. Реквизиты (1)-(9) печатаются, как правило, типографским способом.
Официальное письмо является единственным документом, на котором не ставится название его вида. Все остальные документы имеют названия, например «Приказ», «Акт», «Решение», «Докладная записка» и т.д.
Согласно ГОСТ 6.38-90 изображение Государственного герба помещается на бланках писем государственных учреждений.
Наименование организации — адресанта документа дается в полном и сокращенном виде, например, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела - ВНИИДАД.
Установление стандарта на формуляр-образец бланка официального письма, вызвано необходимостью унифицировать процесс его оформления, что позволяет:
организовать централизованное изготовление бланков для писем;
уменьшить стоимость машинописных работ;
сократить трудозатраты на составление и оформление писем;
облегчить визуальный поиск необходимой информации;
расширить возможности применения вычислительной и организационной техники при обработке писем.
Формуляр-образец является основой для конструирования формуляров и бланков всех видов управленческой документации. Площадь, отводимая формулярам-образцам для расположения каждого реквизита, соответствует оптимальному объему этого реквизита в печатных знаках.
Согласно ГОСТ Р 6.30-97, документы могут содержать (в зависимости от назначения) до 29 реквизитов. Однако ни один документ не оформляется полным набором реквизитов. Для каждого вида документа определен их состав в зависимости от назначения документа[17].
При печатании документов используют 8 стандартных положений табулятора:
0. – от границы левого поля для печатании реквизитов «Заголовок к тексту», «Текст», «Отметка о наличии приложения», «Отметка об исполнителе», «Отметка об исполнении документа и направления его в дело», «Подпись» и слов «ЗАВЕРЕНО», «СЛУШАЛИ», «РЕШИЛИ», «ПРИКАЗЫВАЮ»,
«ПРЕДЛАГАЮ».
1. - на расстоянии 15 мм от левого поля для начала абзаца в тексте.
2. – на расстоянии 48 мм от левого поля для составления таблиц и трафаретных текстов.
3. – на расстоянии 72 мм от левого поля для составления таблиц и трафаретных текстов.
4. – на расстоянии 96 мм от левого поля для реквизита «Адресат».
5. – на расстоянии 120 мм для реквизита «Гриф утверждения» и «Гриф ограничения доступа к документу».
6. – на расстоянии 144 мм для расшифровки подписи в реквизите «Подпись».
7. – на расстоянии 168 мм для печатания слов «Копия» при снятия копий с документа.
Бланки для письма.
Отдельные реквизиты являются обязательными для каждого документа независимо от его вида. Отсутствие реквизитов в документе лишает его юридической силы. К обязательным реквизитам относятся постоянные реквизиты, входящие в состав бланка документа. Эти реквизиты заранее наносятся на стандартный лист бумаги типографным способом и образуют официальный (фирменный) бланк документа. ГОСТ устанавливает 3 вида служебных бланков для организационно-
- общий бланк
- бланк письма
- бланк конкретного вида документа.
Бланк для писем включает реквизиты «Наименование организации»,
«Справочные данные организации», «Код организации». В бланке для писем обозначаются места для расположения реквизитов «Дата документа»,
«Регистрационный номер», «Ссылка на дату и регистрационный номер документа». Бланк для писем может содержать изображение герба и эмблемы, наименование вышестоящей организации.
Заключение
Таким образом, в ходе данной работы мы выяснили, как возник и изменялся формуляр делового письма при разных системах делопроизводства, какие законодательные акты регулировали этот процесс.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
1. Понятие "документ" является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической обработке, хранению, поиску, распространению и использованию документной информации в обществе.
2. Формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.
3. В настоящий период документы в делопроизводстве достигли высочайшего уровня
Литература
1. Байнова, М.С. История государственного управления в России / М.С. Байнова. - М.: Дашков и К, 2005. - 236 с.
2. Беловинский, Л.В. История государственных учреждений дореволюционной России / Л.В. Беловинский. - М.: МГУКИ, 2001. - 72 с.
3. Борисова, Л.В. Делопроизводственные документы советской эпохи: историография и источниковедение (1920-1980) / Л.В. Борисова // Отечественные архивы. - №2. - 1998. - С. 105.
4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Третий Рим, 1997. 310 с.
5. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: РГГУ, 1993. 80с.
6. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления.- М.: Наука, 2002. 320 с.
7. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. - М.:Просвещение, 1996. 224 с.
8. Кудряев В.А. Организация работы с документами. М.: Инфра - М, 1998. 575 с.
9. Кузнецова Т.В. и др. Делопроизводство. Организация и технология документационного обеспечения управления. М.: Юнити, 2001. 237с.
10. Кузнецова Т.В. Способы создания документов (документирования) и их развитие. // Секретарское дело, 2004, № 8-9, с. 31-36.
11. Кузнецова, Т.В. Подольская, И.А. Методические разработки Института техники управления по рационализации делопроизводства / Т.В.Кузнецова, И.А.Подольская //Делопроизводство. – 2002. - №2. – С. 75-84.
12. Куликов, В.И. История государственного управления в России / В.И. Куликов. - М.: Академия, 2003 – 272 с.
13. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение / Н.Н. Кушнаренко. - Киев: Знания, 2000. - 460 с.
14. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство. 2002. № 1. с.45 -47
15. Ларьков Н.С. Документоведение. М.: АСТ, 2006. 427 с.
16. Митяев К.Г. История организации делопроизводства в СССР. М.: Академия, 1979. 264 с.
17. Охотников А.В., Булавина Е.А. Документоведение и делопроизводство. –М.- Ростов н / Д.: МарТ, 2005. 304 с.
18. Печникова Т.В., Печникова А.В. Документационное обеспечение деятельности организации. Учебное пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998
19. Подольская И.А., Санкина Л.В. Методика и практика стандартизации и унификации документов. - М.: Высшая школа, 1991. 386 с.
20. Пшенко А.В. Делопроизводство. – М.: Академия, 2003. 176 с.
21. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления. - М. ИНФРА-М, 2003
22. Пшенко А.В. Основные нормативные требования к документам и документационному обеспечению управления. - М.: Академия, 2003. 176 с.
23. Сентюков М.В. Справочник по делопроизводству. М., 1997.
24. Смирнова Т.Г. Организация работы с документами, - М.: Академия, 2000. 245 с.
25. Соколов В. С. Документационное обеспечение управления, учебник. – М. ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ. 2005
26. Спивак В.А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство). - СПб.: Питер, 2005
27. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. М.: Приор – издат, 2000. 192 с.
28. Стяжкина Т.А. Делопроизводство предприятия. М., 2002.
29. Титунова И.Б. К вопросу об определении понятия «документ» // Делопроизводство, 2006, № 3, с. 7-9.
30. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. – М.: Дело, 2001, 232 с.
31. Шепелев, Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало XX в. / Л.Е. Шепелев. - СПб.: Искусство-СПБ, 1999. - 480 с.
28
[1] Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: РГГУ, 1993. 80с.
[2] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Третий Рим, 1997. 310 с.
[3] Кудряев В.А. Организация работы с документами. М.: Инфра - М, 1998. 575 с.
[4] Кузнецова Т.В. и др. Делопроизводство. Организация и технология документационного обеспечения управления. М.: Юнити, 2001. 237с.
[5] Ларьков Н.С. Документоведение. М.: АСТ, 2006. 427 с.
[6] Куликов, В.И. История государственного управления в России / В.И. Куликов. - М.: Академия, 2003 – 272 с.
[7] Ларьков Н.С. Документоведение. М.:, 2006. С. 127.
[8] Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.:, 1993. С.28.
[9] Куликов, В.И. История государственного управления в России. - М., 2003 – С. 201
[10] Куликов В.И. История государственного управления в России. - М., 2003 – С. 203
[11] Пшенко А.В. Делопроизводство. – М., 2003. С. 19.
[12] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. С.210.
[13] Беловинский Л.В. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.:, 2001. – С. 49
[14] Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.:, 1993. - С. 64
[15] Байнова, М.С. История государственного управления в России / М.С. Байнова. - М., 2005. – С.189
[16] Кудряев В.А. Организация работы с документами. М., 1998. – С. 279
[17] Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство. 2002. № 1. с.45 -47