Типы и виды календарей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:41, реферат

Описание работы

Если в течение длительного времени наблюдать звёздное небо в одно и то же время ночи, то можно установить важную закономерность: видимое расположение созвездий над горизонтом будет непрерывно изменяться и примет первоначальный вид только через год. Можно так же установить, что за тот же годичный промежуток времени 12-13 раз лунные ночи сменяются безлунными.

Содержание

Введение 3
1. Типы и виды календарей 4
2. Счёт времени в Древней Руси 12
3. Происхождение современного европейского календаря. Юлианский и григорианский календари 15
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 19

Работа содержит 1 файл

реффф.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Длинный счёт представлял  собой количество дней, выраженное в смешанной 20-, 18- и 13-ричной системе счисления. Минимальной единицей в длинном счёте является кин (день). Более крупные единицы: 1 уинал = 20 дней; 1 тун = 18 уиналов = 360 дней (приблизительно 1 год); 1 катун = 20 тунов = 7200 дней (приблизительно 20 лет); 1 бактун = 20 катунов = 144000 дней (приблизительно 394 года). Кин, тун и катун принимают значения от 0 до 19. Уинал принимает значения от 0 до 17. Бактун принимает значения от 1 до 13. Например, 1 января 2008 года в календаре майя выглядит так: 12.19.14.17.4, 8 Кан, 12 Канкин, что означает: бактун 12, катун 19, тун 14, уинал 17, кин 4, 8-й день месяца Кан по цолькину, 12-й день месяца Канкин по хаабу. Текущий цикл эры календаря майя закончится в декабре 2012 года. 20 декабря 2012 года на календаре майя будет дата 12.19.19.17.19, 3 Кавак, 2 Канкин, а на следующий день, 21 декабря 2012 года, или 13.0.0.0.0, 4 Ахау, 3 Канкин, начнется новая Эра.2

 

2. Счёт времени в Древней Руси

Для реконструкции древнеславянского  календаря историки используют средневековые  письменные источники (летописи), археологические материалы (календарная символика на керамике и украшениях), а также проводят аналогии с другими календарными системами.

Доподлинно известно, что древнейшим способом определения  времени у славян было наблюдение за чередованием сезонных явлений, для того, чтобы знать, когда нужно приступать к сельскохозяйственным работам. Год начинался у славян-язычников начинался весной. 

Вместе с тем полностью  восстановить календарь, употреблявшийся  восточными славянами до принятия христианства, крайне сложно. По мнению Д.Прозоровского, древнерусский дохристианский календарь был лунным и состоял из 13 месяцев. Продолжительность года составляла 355 дней. Другой исследователь Н.Степанов считал, что в языческой Руси существовал 12-месячный лунный календарь, который периодически, раз в три года, дополнялся 13-м месяцем «груднем». «Грудень» вставлялся якобы между ноябрем и декабрем. Как видно, Н.Степанов склоняется к тому, чтобы назвать языческий календарь славян лунно-солнечным.3

Учёным удалось сравнительным  методом установить названия месяцев древнего календаря восточных славян. В этих названиях показана неразрывная связь с природой. В «Остромировом Евангелии» (XI в.) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю – сечень (так как это был сезон вырубки леса) или бокогрей (в это время крестьяне грели бока у печек), марту – сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля) или зимобор, апрелю – березозол (имя, связанное с березой, начинающей цвести) или цветень, маю – травень (от слова «трава»), июню – изок (начинают стрекотать кузнечики), июлю – липень (в это время зацветает липа) или страдник (от тяжелых сельскохозяйственных работ), августу – зарев (от сияния зарницы) или серпень, сентябрю – рюен (от рёва ветров и зверей) или вересень (от вереска, цветущего осенью), октябрю – листопад, ноябрю – грудень (от слова «груда» – мерзлая колея на дороге) или паздерник (от паздери или кострики, так как в этом месяц начинают мять лён), декабрю – студень.

Названия дней недели («седмицы») в древнеславянском календаре  имеют порядковое значение: вторник  – второй день, четверг – четвертый, пятница – пятый. Название воскресенья  – «неделя» – указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности и имеют явное языческое происхождение). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней. Не до конца понятными являются названия субботы и среды. Считается, что слово суббота заимствовано из еврейского языка (шабаш – отдых). Слово среда скорее всего указывает на серединное положение дня в неделе.

Точно не известно, каким  днем начиналась и заканчивалась  в Древней Руси неделя. Есть версия, что началом недели было воскресенье, а концом суббота.

В 988 г. Киевская Русь приняла  христианство. Заимствуя веру, славяне  приобщались к богатой византийской культуре. В числе первых её элементов  был календарь. Он был юлианским  с римскими наименованиями месяцев, византийской эрой от сотворения мира 5508 лет от Рождества Христова и семидневной неделей. До 1492 г. год начинался и с 1 марта (как в древнем Риме), и с 1 сентября (как в Византии) с преобладанием мартовского стиля. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.    

Года считались по «летам» (слово «лето» означает год) и «веснам», когда начиналось новое  «лето». В древнерусских летописных источниках сохранился счет лет по княжениям относительно IX – X вв. Счет велся от вокняжения какого-либо князя, а затем подводился итог всех лет его правления. Далее счет начинался заново и объединялся в перечень «времен» или «веков» княжений. Продолжительность века у славян оценивается по-разному: 30, 100 и 1000 лет. Слово «век» означает жизнь человека и традиционно в христианской традиции считается столетием. Однако, в фольклорных источниках слово «вековуха» применяется к женщинам 30 лет. Кроме того, «вечные миры» между Русью и Византией заключались в X веке именно на 30 лет, и русские князья, знали этот срок, сами инициируя заключение нового «вечного мира», приурочивая к году истечения срока предыдущего договора поход на Византию. 4

 

3. Происхождение современного европейского календаря. Юлианский и     григорианский календари

Реформу древнего римского календаря провел в 46 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего  позже название юлианского, был положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Предписывалось считать в трех из каждых четырех лет по 365 дней, в четвертом году – 366 дней. Дополнительный день как и до реформы вставляли 24 и 25 февраля. Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году – 29, в високосном – 30 дней. Кроме того, он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января. В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц квинтилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус.

Вскоре, однако, римские  жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца, установленная Юлием Цезарем, была 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от фебруариуса. А чтобы три месяца – юлиус, августус и септембер – не имели подряд по 31 дню, то от септембера один день был перенесен на октобер, а от новембера – один день на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

В 324 г. римский император  Константин (ок. 285 – 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования Пасхи. И начиная с IV в. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались “вперед”: весенние – на лето, летние – на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Реформу провёл в 1582 г. папа римский Григорий ХІІІ, возник григорианский  календарь. Автор проекта – итальянец  Лилио. Специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября, т.к. по юлианскому календрю равноденствие наступало 11 марта, а должно было наступить 21 марта. Далее, из числа високосных годов исключали те вековые года юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4: 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300. Однако, григорианский календарь всё-таки накапливает ошибку – одни сутки за 3280 лет. В ХХІ столетии между двумя календарями (юлианским и григорианским) накопилась разница в 13 дней.

Григорианский календарь  не сразу получил всеобщее признание  у христианского мира. Раньше всего его приняли католические государства Испания, Португалия, Франция, Речь Посполитая, часть Италии (1582 г.), император и католические княжества Германии (1584 г.). Протестанты  сопротивлялись нововведению. В их кругах сложилась поговорка: «Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Так, из-за противодействия протестантов в Венгрии юлианский календарь был широко распространен еще в первые десятилетия XVII в. Протестантские города и княжеста Германии еще в XVII в. (до 1700 г.) держались за старый стиль, а принцип счисления Пасхи по григорианскому календарю приняли лишь в 1775 г. В 1700 г. к григорианскому стилю присоединились лютеранские Дания и Норвегия. В Англии это событие произошло в 1751 г. Чуть позже (в 1753 г.) примеру Дании и Норвегии последовали Швеция и Финляндия. Ряд стран пришел к григорианскому календарю только в XX в. (Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Турция, Египет, Россия). Юлианский календарь до сих пор используется русской православной церковью.5

 

Заключение

Окружающий нас мир  находится в постоянном развитии. В нём нет ничего неизменного  и постоянного, всё в нём движется и претерпевает различные изменения. Все эти изменения протекают  во времени, а время, как учит диалектический материализм, является одной из основных форм существования материи. Другая его форма — пространство. Однако эти обе формы материи — время и пространство — неотделимы друг от друга. Мы не можем представить себе Вселенную вне пространства и времени.

История развития календаря  как определенной системы счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни) началась, по большому счету, одновременно с историей развития всего человечества. Известно, что даже древнейшие цивилизации, такие как Майя, Инки, Ацтеки (что уж говорить о таких могущественных цивилизациях, как Древний Египет и Древний Рим) не понаслышке знали, что такое календарь.

За всю историю своего существования значение слова «календарь»  менялось не раз. Но каждое новое значение, конечно же, так или иначе, соотносилось с понятием времени и проблемой его измерения. Сейчас  современная жизнь диктует и устанавливает повсюду свои ритмы. Современный человек планирует свою жизнь чуть ли не на несколько месяцев вперед, жизнь без календаря едва ли представляется возможной... 

 

Список использованной литературы и источников

 

1. Ермолаев, И.П. Историческая хронология/ И.П.Ермолаев.–Казань: Казанский университет,1980.–125 с.

2. Климишин, И.А. Календарь и хронология/ И.А.Климишин.–2-е изд., перераб. и доп.–М.:Наука, 1985.–320 с.

3. Пронштейн, А.П. Хронология/ А.П.Пронштейн, В.Я.Кияшко.–М.: Высшая школа, 1981.– 191 с.

4. Степанов, Н.В. Календарно-хронологический справочник: Чтения в обществе истории и древностей российских/ Н.В.Степанов.–М., 1917.

5. Селешников, С.И. История календаря и хронология / С.И.Селешников.– М.:Наука, 1970.– 225 с.

 

 

 

1 Селешников, С.И. История календаря и хронология / С.И.Селешников.– М.:Наука, 1970.– 225 с.

2 Климишин, И.А. Календарь и хронология/ И.А.Климишин.–2-е изд., перераб. и доп.–М.:Наука, 1985.–320 с.

3 Степанов, Н.В. Календарно-хронологический справочник: Чтения в обществе истории и древностей российских/ Н.В.Степанов.– М., 1917.

4 Ермолаев, И.П. Историческая хронология/ И.П.Ермолаев.–Казань: Казанский университет,1980.–125 с.

5 Пронштейн, А.П. Хронология/ А.П.Пронштейн, В.Я.Кияшко.–М.: Высшая школа, 1981.– 191 с.




Информация о работе Типы и виды календарей