Старинные устройства для хранения информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:58, доклад

Описание работы

Необходимость в хранении и передачи информации у людей появилась еще задолго до появления письменности. Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Однако угольные, глиняные, меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информации первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Хотя камень повысил сохранность информации, её скорость записи и передача оставляли желать лучшего. Человек начал использовать для записи глину, которая имела свойства камня (сохранность информации), а её пластичность, удобство записи позволяла повысить эффективность записи.

Работа содержит 1 файл

старинные устройства для хранения информации.docx

— 23.29 Кб (Скачать)

               Российский  Государственный Социальный Университет

Социальный  колледж

ДОУ -11-1

 

 

Доклад

На тему : « Старинные устройства для хранения информации »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                           Студентка 1 курса

Юрьева Дарья  Сергеевна

 

Проверил:                                               Доцент кафедры управления персоналом,

документоведения  и архивоведения,

кандидат  исторических наук, доцент    

Мельничук Александр  Васильевич                                      

 

 

 

Москва 2011

Необходимость в хранении и передачи информации у людей появилась еще задолго  до появления письменности. Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Однако угольные, глиняные, меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информации первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Хотя камень повысил сохранность информации, её скорость записи и передача оставляли желать лучшего. Человек начал использовать для записи глину, которая имела свойства камня (сохранность информации), а её пластичность, удобство записи позволяла повысить эффективность записи.

Записью информации на глине пользовались шумеры. Началось все с системы глиняных шариков, использовавшихся в Шумере и Эламе для учета имущества. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. Эти шарики складывались в глиняный контейнер, который запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стало появляться краткое описание его содержимого. Постепенно ставшие бесполезными шарики исчезли, контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми числами: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество. Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку. Постепенно система записи усложняется, становится неудобной и вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.

В начале третьего тысячелетия до н. э. в Египте появляется новый носитель, обладающий улучшенными  некоторыми параметрами по сравнению  с глиняными табличками. Там научились  делать почти настоящую бумагу из папируса. В Древнем Египте папирусы появились ещё в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом, а в I тыс. до н. э. — демотическим. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того, на папирусы могли наноситься изображения (известные примеры: Туринский эротический папирус и виньетки Книги мёртвых). Недостатком данного носителя являлось то, что со временем он темнел и ломался. Дополнительным недостатком стало то, что египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу. Своё положение основного писчего материала в Европе и на Ближнем Востоке папирус стал утрачивать в VIII веке. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкой кож различных животных — овец, коз, телят.

В Персии для письма издревле использовался дефтер — высушенные шкуры животных (в турецком и родственных ему языках слово «дефтер» и сейчас означает тетрадь), о чём вспомнили греки. Жители греческого города Пергам усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н. э. начали производство пергамента. Достоинства нового носителя — высокая надёжность хранения информации (прочность, долговечность, не темнел, не пересыхал, не трескался, не ломался), возможность многоразового использования.

Как и в  других странах, в Юго-Восточной  Азии испробовали множество разных способов записи и сохранения информации:

1) выжигание на узких бамбуковых пластинах со скреплением шнурами в «бамбуковые книги» (недостаток — занимают много места, низкая износостойкость шнуров);

  2) письмо на:

          - шёлке (недостаток — дороговизна шёлка),

          - сшиваемых в книгу листьях пальм.

Начиная с VII века до н. э. запись производится острой палочкой — стилусом (как и на глине) на деревянных дощечках, покрытых слоем податливого воска (т. н. восковые таблички). Стирание информации (ещё  одно преимущество данного носителя) производилось обратным тупым концом стилуса. Скрепляли такие дощечки  по четыре штуки (отсюда и слово «тетрадь», так как др.-греч. τετράς в переводе с греческого — четыре).  В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Сохранились и миниатюры с изображениями людей Средневековья, пишущих на них (например, изображение писательницы XII века Хильдегарды Бингенской). Появившись в древней Греции, восковые дощечки использовались на протяжении более тысячи лет. В XII векe в Париже всё ещё функционировала мастерская по производству подобных дощечек.

В XI—XVI веках  коренные народы Южной Америки придумали узелковое письмо «кипу». Из верёвок (к ним привязывали ряды шнурков) составлялись «сообщения». Тип, число узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения представлял собой «кодировку» («алфавит») кипу. Нанизанными на шнуры небольшими раковинами кодировали свои сообщения индейские племена Северной Америки. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова «wampam» (сокращённое от «wampumpeag» ) — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинацией цветных ракушек и рисунков на них могли составляться целые послания.

Многие тысячелетия у разных народов в качестве писчего материала, на котором первоначально оставлялись какие-то важные для людей знаки ещё в мезолите и неолите, использовалась кора деревьев.

В Индии ещё  до нашей эры хорошо знали, что  на тонком древесном лыке можно писать, как на бумаге. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и т. п. В латинском языке понятия «книга» и «древесный луб» выражаются одним словом: liber. Сотни писем римлян на бересте были найдены при раскопках римского форта Виндоланда на севере Англии. Традиции американских индейцев также знали письменность на бересте, упоминания о ней имеются в «Песне о Гайавате» Г. Лонгфелло. В Таллине хранилась берестяная грамота 1570 года с немецким текстом. Есть сведения о берестяных грамотах в Швеции XV века; их употребляли шведы и позже. Употребление древесной коры как удобного и дешёвого писчего материала было распространено в античности. Известны тибетские средневековые берестяные письмена на территории Тувы. На территории России особо известными являются берестяные грамоты, найденные на территории Великого Новгорода и Новгородской области.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее  первой четверти XI века и выходит  из употребления в середине XV века в  связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени  становится дешёвой. Береста рассматривалась  как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого  хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки  и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (сохранившаяся целиком грамота из Торжка № 17 и дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота № 893), оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора от лихорадки (№ 930, лист из такой книги).

Берестяные  грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными  источниками; место их нахождения —  столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают  имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца»  или «следов деревянного навеса»  мы можем говорить об «усадьбе священника-художника  Олисея Петровича по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями. Также берестяные грамоты — это важный источник по истории русского языка; по ним точнее, чем по другим средневековым рукописям, зачастую сохранившимся только в списках, можно установить хронологию и степень распространённости того или иного языкового явления (например, падения редуцированных, отвердения шипящих, эволюции категории одушевлённости), а также этимологию и время появления того или иного слова.

 

Использованные  материалы : ru.wikipedia.org


Информация о работе Старинные устройства для хранения информации