Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:51, реферат
В данном реферате рассмотрим делопроизводства в Древнерусском государстве, приказное и коллежское делопроизводство, Министерскую систему управления и делопроизводства, современное делопроизводство.
1. Делопроизводство в Древнерусском государстве……………………………………4
2. Приказное делопроизводство………………………………………………………….5
3. Коллежское делопроизводство……………………………………………………...…7
4. Министерская система управления и делопроизводства…………………………….8
5. Современное состояние системы управления и делопроизводства и пути его совершенствования…………………………………………………………………….….9
Появились и новые названия документов: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др.
Завершила реформы Петра I Екатерина II, издав «Учреждения для управления губерний» 7 ноября 1775 г., определившие порядок отношений между высшими, центральными и местными учреждениями.
Этот
иерархический порядок
Министерская
система управления и делопроизводства.
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства – министерской, основанной на принципе единоначалия. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен из новой системы.
Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802г. были: военно-морских сил, иностранных и внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства – Государственное казначейство. Одновременно учрежден Комитет министров – высшее административное учреждение на коллегиальных началах. Одновременно реформируется Сенат, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.
Министерское начало
Поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела – донесения, ведомости, представления, переписка и др.; чрезвычайные дела – для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям; «не терпящие время» или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.
Документы, создаваемые в процессе «производства дела» можно разделить на две группы: документы внутреннего делопроизводства и документы, поступавшие из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения.
До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось все исходящие бумаги отправлять в виде пакетов (конвертов), запечатанных сургучной печатью.
Ревизия дел составляла самостоятельный участок делопроизводства и являлась функцией начальников отделений, директоров; в губерниях – начальников присутвенных мест и губернаторов.
В делопроизводстве министерств произошли изменения форм документов: появились бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки.
На
протяжении всего XIX и начала XX веков
осуществляется законодательная регламентация
делопроизводства высших, центральных
и местных учреждений. Появляется обширная
делопроизводственная литература, в том
числе и работы теоретического характера.
Появились письмовники – сборники образцов
документов, первые – вторая половина
XVIIIв., а с конца XVIII – начала XIXвв. начинают
издаваться регулярно. До 1917г. издано более
ста сборников.
Современное состояние системы управления и делопроизводства
и пути
его совершенствования.
Однако, происшедшие события 1917 года привели к полному слому государственного аппарата и зарождению принципиально новых устоев в сфере управления и делопроизводства в частности.
Фактически от власти были отстранены помещики, дворяне, купечество. Для работы в советских учреждениях были привлечены люди (рабочие, солдаты и т.д.), не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился. На своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть.
Общественно-политическая и научная жизнь России 20-х гг. изобилует противоречиями. С одной стороны, пресекается деятельность видных ученных, с другой – активно и успешно работает несколько вполне самостоятельных школ управленческой мысли (Гостев А.К., Керженцев П.М., Богданов А.А. и др.). Организуются исследования в области управления, научной организации труда (НОТ) и делопроизводства, выходят важные нормативно-методические документы в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ), создается целая сеть общественных организаций, институтов и лабораторий.
Для координации работы по НОТ в масштабах страны в декабре 1923г. образован Совет НОТ, производства и управления, 1 января 1925г. – Оргстрой, в феврале 1926г. – Государственный институт техники управления (ИТУ). В 1931г. ИТУ изданы «Общие правила документации и документооборота», где аккумулирован передовой практический опыт, обобщены исследования отечественных и зарубежных ученных. Основным исполнительным органом должен стать секретариат. К сожалению, «Правила» не были доработаны по отзывам учреждений. ИТУ ликвидировали в 1932г.
Кабинетом стандартизации ИТУ разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и др. Стандартизовались материалы в делопроизводстве – бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т.п.
В июле 1918г. сформированы центральные и местные органы статистики. В декабре 1926г. проведена Всесоюзная перепись населения. В бухгалтерской документации широко используется опыт царской России и западноевропейских стран.
Конституция 1936г. существенно изменила политическую систему, иерархию и полномочия высших органов власти. Установилась жесткая система полномочий в издании определенных видов документов. Эти нововведения упростили и упорядочили процессы документирования в высших эшелонах власти.
Отсутствие единого методического центра по координированию работ в области и делопроизводства, разнобой в деятельности ведомств и организаций потребовали решения проблемы концентрации научных сил и организационного оформления. В 1941г. собирается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике. Однако практической реализации выдвинутой совещанием программы помешала Великая отечественная война.
Вопросы документационного обеспечения управления после окончания войны были оттеснены на второй план. Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления произошло в начале 60-х гг.
Особенно остро отставание нашей страны по управлению выявилось в 80- 90-е гг., когда теоретические разработки в области кибернетики, математической базы привели к внедрению развитых стран Запада управленческой деятельности новых технологий, к разработке концепции «безбумажного офиса». Но это не умаляет достижений отечественной науки в области управления.
В июне 1960г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и административно- управленческого аппарата.
В 1966г. учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). В 1988г. утверждена новая редакция Государственной системы документационного обеспечения управления (ГС ДОУ), созданы новые ГОСТы на управленческие документы и на унифицированные системы документации. Отсутствие стройной теории и четкой программы информатизации сдерживают решение прикладных вопросов.
Получившие
весьма широкое распространение
компьютерные программы подготовки документов
имеют в своем составе комплекты шаблонов
документов, адаптированные на русский
язык, и полностью игнорируют отечественные
нормативы и традиции в области создания
и оформления документов.
Список
использованной литературы: