Автор: z******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка базы данных института и создание удобного для пользователя интерфейса для работы с ней.
Объектом исследования является кафедра «Гражданско-правовые дисциплины» Астраханского Государственного Технического Университета.
Предметом исследования является информационные процессы кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» Астраханского Государственного Технического Университета.
Основной же идеей создания БД является упрощение работы коллектива, за счет систематизации всех основной информации.
Таблица 6 - Описание свойств полей таблицы «Расписание»
Имя поля | Ключевое поле | Уникальное поле | Обязательное поле | Тип данных | Размер |
Код предмета | Первичный | Да | Да | Числовой | Целое |
Номер аудитории | Да | Числовой | Одинарное с плавающей точкой | ||
Время проведения | Нет | Дата/Время | Краткий формат даты | ||
Табельный номер | Да | Да | Числовой | Целое | |
Номер группы | Нет | Числовой | Целое | ||
Номер пары | Нет | Числовой | Целое |
Таблица 7 - Описание свойств полей таблицы «Преподаватель»
Имя поля | Ключевое поле | Уникальное поле | Обязательное поле | Тип данных | Размер |
Табельный номер | Первичный | Да | Да | Числовой | Целое |
Фамилия | Да | Текстовый | 15 | ||
Имя | Нет | Текстовый | 15 | ||
Отчество | Нет | Текстовый | 15 | ||
Ученая степень | Нет | Текстовый | 25 | ||
Ученое звание | Нет | Текстовый | 25 | ||
Код кафедры | Нет | Числовой | Целое |
Таблица 8 - Описание свойств полей таблицы «Кафедра»
Имя поля | Ключевое поле | Уникальное поле | Обязательное поле | Тип данных | Размер |
Код кафедры | Первичный | Да | Да | Числовой | Целое |
Наименование кафедры | Да | Текстовый | 15 | ||
Телефон | Нет | Числовой | Целое | ||
Заведующий | Нет | Текстовый | 15 |
В MS Access создается схема данных, наглядно отображающая логическую структуру базы данных, в соответствии с рисунком 16.
Рисунок 17 – Структура БД «Кафедра»
Определение одно-многозначных связей в этой схеме должно осуществляться в соответствии с построенной моделью. Внешний вид схемы данных практически совпадает с графическим представлением теоретической модели.
Стадия физического проектирования базы данных в общем случае включает:
В отличие от ранних СУБД, многие современные системы не предоставляют разработчику какого-либо выбора на этой стадии.
Реально к вопросам проектирования физической модели можно отнести выбор схемы размещения данных (разделение по файлам или тип RAID-массива) и определение числа и типа индексов (например, кластеризованный или некластеризованный в случае MS SQL Server).
Способ хранения базы данных определяется механизмами СУБД автоматически «по умолчанию» на основе спецификаций концептуальной схемы базы данных, и внутренняя схема в явном виде в таких системах не используется.
Создание
сложных специализированных процедур,
эффективно работающих со сложными нерегулярными
структурами данных в сочетании
с огромными ресурсами
Для ключевого поля в MS Access автоматически строится индекс. Индексы строятся для быстрого поиска требуемых записей в больших таблицах MS Access по значению первичного или вторичного ключа. Индексы – это внутренние служебные таблицы, содержащие два столбца. Первый содержит значение индексируемого поля, а второй – адреса всех записей, имеющих это значение в индексируемом поле.
В индексной таблице производится упорядочение строк по значениям индексируемого поля, и это позволяет использовать методы быстрого поиска строки с заданным значением индексного поля. По адресу, содержащемуся в найденной строке индексной таблицы, осуществляется прямой доступ к искомой записи данных. Допускается не более 32 индексов на таблицу. Это ограничение может быть превышено в базе данных со многими заранее определенными связями между таблицами, что, однако, потребует реорганизации таблиц вручную перед их обработкой.
Индексируются, кроме ключевых, также те поля, которые наиболее часто участвуют в запросах.
Обычная технология разработки приложений для баз данных с использованием систем программирования, не являющихся системами управления базами данных (СУБД), заключается в том, что собственно база данных (таблицы, связи между ними) создается при помощи интегрированной среды одной из СУБД, а интерфейс и код управления данными – при помощи Visual-системы программирования.
Visual Basic располагает средствами, позволяющими создавать приложения, эффективно работающие с информацией, хранящейся в базах данных. Visual Data Manager позволяет работать с базами данных Access, dBase, FoxPro, Paradox, с текстовыми файлами, поддерживает ODBC.
В Visual Basic с помощью надстройки Visual Data Manager можно создавать базы данных, создавать и модифицировать таблицы, индексы (рисунок 18-19).
Рисунок 18 – Диалоговое окно, предназначенное для создания индекса таблицы
Рисунок 19 – Список Index List диалогового окна Table Structure с индексом таблицы «GROUP»
В БД «Kafedra» созданы и заполнены таблицы «GROUP», «STUDENT», «STUDENT-PREDMET», «PREDMET», «RASPISANIE», «PREPODAVAREL» и «KAFEDRA» в соответствии с рисунками 20-26.
Рисунок 20- Таблица «GROUP»
Рисунок 21- Таблица «STUDENT»
Рисунок 22- Таблица «STUDENT-PREDMET»
Рисунок 23- Таблица «PREDMET»
Рисунок 24- Таблица «RASPISANIE»
Рисунок 25- Таблица «PREPODAVATEL»
Рисунок 26- Таблица «KAFEDRA»
Построение запросов в приложении Visual Data Manager осуществляется с помощью Query Builder. Также запросы с помощью надстройки Visual Data Manager можно создавать вручную, записывая команду на языке SQL в специальном окне менеджера SQL Statement.
Для приложения создается специальный интерфейс, в котором объекты приложения группируются по функциональному назначению, обеспечивается удобный доступ к ним. При этом окно базы данных может вообще не открываться в приложении, а работа пользователя непосредственно с таблицами базы данных исключается.
При создании интерфейсов приложения особую роль играют формы, так как они являются основным диалоговым средством работы пользователя с базой данных. Формы предназначены для вывода данных на экран в удобном виде, форма может использоваться для поиска данных.
Формы построены таким образом, что любое действие пользователя автоматически вызывает реакцию системы, то есть воспринимается как событие, в зависимости от которого могут выполняться необходимые действия. Именно при работе в форме возникает основной ряд событий, обработка которых позволяет связывать различные объекты в задачах обработки данных. Таким образом, ходом выполнения приложения можно управлять, обрабатывая возникающие в формах события.
Visual Basic позволяет создать автоматически форму с элементом управления Data и кнопками управления записями через Visual Data Manager.
Рисунок 27 – Окно дизайнера форм Data Form Designer
В БД «Kafedra» автоматически созданы формы для всех таблиц и запросов в соответствии с рисунками 28-32.
Рисунок 28 – Форма «frmSTUDENT»
Рисунок 29 - Форма «frmPREDMET»
Рисунок 30 - Форма «frmPREPODAVATEL»
Рисунок 31 - Форма «frmRASPPISANIE»
Рисунок 32 - Форма «frmGROUP»
Для вывода на печать документов на основе данных из базы используются отчеты. Отчеты во многом похожи на формы, но имеют иное функциональное назначение – они служат для форматированного вывода данных на печатающие устройства и, соответственно, при этом должны учитывать параметры принтера и параметры используемой бумаги.
Для проектирования и управления отчетами в Visual Basic в распоряжении пользователя имеются специальный объект DataReport и инструментальное средство Data Report Designer .
При проектировании отчета необходимо создать и сохранить окружение данных. Гибким и удобным способом соединения с источником данных является использование в проекте окружения данных (Data Environment). Основное его преимущество заключается в том, что при необходимости изменения параметров соединения с базой данных вам будет достаточно изменить эти параметры в окружении данных для объекта Connection, и все объекты Command, связанные с ним, будут учитывать эти изменения.
В
БД «Kafedra» созданы отчеты в соответствии
с рисунками 37 и 38.
Рисунок 37 – Отчет «Список преподавателей кафедры»
Рисунок 38 – Отчет «Список предметов»
После разработки форм и запросов создается запускающая форма, на которой находится меню команд, осуществляющее доступ к созданным объектам. Также для данной формы организуется запрос пароля для входа в базу.