Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:58, реферат
Делопроизводство прошло длительный путь исторического развития. Зародившись с появлением государства, к XVIII в. оно приобрело все основные черты, существующие в настоящее время.
XVIII век в развитии делопроизводства связан с усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, их структуры и штатной численности.
Делопроизводство
прошло длительный путь исторического
развития. Зародившись с появлением
государства, к XVIII в. оно приобрело
все основные черты, существующие в
настоящее время.
XVIII век в развитии
делопроизводства связан с
Административный
хаос, вызванный отсутствием в
прежних учреждениях
В результате реформ
в области управления сложилась
система бюрократических
Основными документами,
отражающими порядок ведения
делопроизводства в дореволюционной России
стали «Генеральный регламент» и «Табель
о рангах».
Генеральный регламент
определил структуру коллегий, штатный
состав, должностные обязанности
и поведение чиновников, а также
организацию работы с документами.
В ряду важнейших
мероприятий петровского правительства
по укреплению абсолютизма и его государственной
системы было введение Табели о рангах,
которая определила систему чинов и порядок
продвижения на военной и гражданской
государственной службе.
1.1 Высшие и центральные
государственные учреждения
В 1699 г. при Боярской
думе была учреждена Ближняя канцелярия
по финансовому контролю за приходом
и расходом денежных средств всех
приказов. Вскоре компетенция этой
канцелярии возросла. Она стала местом
заседаний членов Боярской думы. С 1704
г. здесь стали собираться начальники
приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания
именуются Консилией министров, где обсуждались
различные вопросы управления государством.
Заседания Консилии министров проходили
в Кремле или на Генеральном дворе.
С учреждением Сената
Консилия министров прекратила свое
существование. Ограниченная функцией
государственного контроля Ближняя
канцелярия просуществовала до учреждения
Ревизионной коллегии.
Усиление власти
царя выразилось в создании (первое
упоминание в октябре 1704 г., упразднен
в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения,
имевшего характер личной канцелярии
по многим вопросам законодательства
и управления. Аппарат Кабинета состоял
из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722
г. он стал называться тайным кабинет-секретарем)
и нескольких подьячих, именовавшихся
с введением коллегий канцеляристами,
подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характер
военно-походной канцелярии, куда поступали
полковые табели и другие военные, а
также финансовые документы; здесь
же разрабатывались диспозиции, велся
ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения
и времяпрепровождения царя, в которой
отражались не только придворные, но и
военные события. Петр I передавал на хранение
в Кабинет все бумаги, чертежи и книги,
поддерживал через него связь с Сенатом,
Синодом, с коллегиями и губернаторами.
Сюда поступало множество различных челобитных,
жалоб, доносов. Доносы по так называемым
«трем пунктам» (измена, дела против здоровья
государя, дела против казенного интереса)
передавались в тайную канцелярию. Кабинет
ведал вопросами, находящимися под попечительством
самого царя (переписка по поводу приглашения
в Россию иностранных специалистов, надзор
за некоторыми постройками дворцов и казенных
зданий в Петербурге и Петергофе).
Дополнительные указы
2 и 5 марта 1711 г. определили функции
и порядок деятельности Сената, который
должен был заботиться о соблюдении
правосудия, о государственных доходах
и расходах, о явке дворян на службу
и т.п. В первые годы существования
функции Сената были разнообразны,
а компетенция необыкновенно широка. Однако
уже в этот период царь не разделял своей
власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным
учреждением, за исключением немногих
чрезвычайных случаев, когда в отсутствие
царя он играл роль законодательного органа.
Сенат также считался
органом надзора за правительственным
аппаратом и должностными лицами.
Этот надзор осуществляли первоначально
созданные в марте 1711 г. фискалы,
в задачу которых входило тайно
подслушивать и доносить обо всех
преступлениях, наносящих государству
вред: о нарушениях законов, взяточничестве,
казнокрадстве и т.п. Фискалами руководил
входящий в состав Сената обер-фискал,
который поддерживал связь между ними
через фискальный орган канцелярии Сената.
За 14 лет существования
Сенат из высшего органа управления государством
превратился в высший орган надзора за
управлением в государстве.
Много внимания Петр
I уделял устройству сенатской канцелярии.
Для работы в новых условиях правительство
не сочло возможным ограничиться
старым кадровым составом (дьяками и подьячими)
из боязни перенесения старых приказных
порядков в новые учреждения, и стало приглашать
иностранных специалистов для занятия
канцелярских должностей.
С целью изменить
старые порядки при Сенате была учреждена
особая должность экзекутора – для записи
всех исходящих указов в особые книги
и контроля за их отправкой и получением
ответного рапорта об исполнении указа.
При малейшей задержке исполнения указа
экзекутор обязан был доносить об этом
генерал-прокурору.
Все пакеты, адресованные
на имя Сената, принимал обер-секретарь,
распечатывал их и докладывал членам присутствия.
Исключение составляли пакеты с надписью
«Секретно», они передавались лично генерал-прокурору
Сената. Все бумаги вносились в реестр
и передавались в столы для производства
(подготовки к рассмотрению в заседании).
По завершении подготовки дела к докладу
обер-секретарь скреплял его по листам
и докладывал на заседании присутствия
сенаторам. Прочтя дело, он давал сенаторам
на размышление и обсуждение полчаса (для
измерения времени использовались песочные
часы). В сложных случаях обер-секретарь
по просьбе сенаторов мог прибавить им
полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение
дела ушло не более трех часов. После обсуждения
сенаторы письменно записывали свое мнение,
после этого формулировалось и принималось
решение.
По приговорам Сената
канцелярия составляла указы, которые
подписывались обер-секретарем. После
регистрации, скрепленные государственной
печатью, они отсылались по назначению.
На полученные из Сената указы все присутственные
места и лица должны были направлять рапорт
о получении указа, а по исполнении – рапорт
об исполнении указа. За неприсылку в Сенат
рапорта полагались штрафы: за 1 месяц
промедления – 100 руб., за два – вдвое больше
и т.д., наконец, 5-месячное промедление
влекло лишение имущества и ссылку на
галеры.
Таким образом, XVIII в.
внес значительные изменения в организацию
работы с документами: появляются новые
учреждения, занимающиеся делопроизводством,
меняются виды и формуляр документов,
большое значение приобретают формулы
титулования.
Можно выделить отличительную
черту развития документации петровской
эпохи – упорядочивающее
По мнению Лукашевича, «работа над документом заметно эволюционировала. В делопроизводственной документации появилась тенденция отхода от последовательности, стремление к однопредметности содержания, что стимулировало ее формализацию и стандартизацию, формирование массовых источников»[16]. Генеральный регламент определил структуру, принципы деятельности коллегий, упорядочивал документный поток. Но все-таки работа над документом не была здесь предметом специального рассмотрения. Вероятно, ей предполагалось посвятить особый регламент, который так и не был подготовлен. По этим причинам в течение XVIII в. было издано немало частных правовых актов по составлению и оформлению различных видов документов.