Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:26, реферат
XIX век - период дальнейшего развития и расцвета Библиотеки. Первоочередной ее задачей стало обслуживание науки. Положение Библиотеки в составе Академии наук продолжало определяться уставами Академии.Устав 1803 года - «Регламент Академии наук»- в главе X «О ученых принадлежностях Академии» выделил Библиотеку в самостоятельное учреждение, отделив ее от Кунсткамеры, выделив для их управления двух академиков.
Роль библиотек в формировании культуры описания документа в 19 веке
Библиотека Академии наук в XIX веке
XIX век - период дальнейшего развития и расцвета Библиотеки. Первоочередной ее задачей стало обслуживание науки. Положение Библиотеки в составе Академии наук продолжало определяться уставами Академии.Устав 1803 года - «Регламент Академии наук»- в главе X «О ученых принадлежностях Академии» выделил Библиотеку в самостоятельное учреждение, отделив ее от Кунсткамеры, выделив для их управления двух академиков. Территориально они находились вместе до 1924 года.
По Уставу Академия наук была освобождена от учебных и просветительских функций и становилась чисто научным и исследовательским учреждением.
В Уставе был определен также штат Библиотеки, порядок ее управления и пути комплектования ее фондов – «Все типографии в империи обязаны присылать каждой изданной в оных книги по одному экземпляру в библиотеку Академии наук» За невыполнение «сего приказания» назначался штраф – десятикратная цена экземпляра не присланной книги
В 1818 году
президент Академии наук С.С. Уваров
принял меры к пополнению фондов и
упорядочению их использования. Библиотека
была разделена на две части - из
книг "на славянском и российском
языках" и «из книг на всех прочих
языках" (иностранных). Более столетия
главная Библиотека Академии наук существует
в виде двух самостоятельных библиотек
– I (Русское) Отделение и II (Иностранное)
Отделение. Руководители Библиотеки, и
в первую очередь академик К.М. Бэр,
приложили много труда, чтобы
раскрыть ее фонды для читателей.
В обоих отделениях были созданы
систематические каталоги, введены
разработанные академиком Бэром
в 1836 году правила пользования
В XIX веке структура Библиотеки усложнилась, что потребовало увеличение штата. В 1883 году в I (Русском) Отделении в качестве самостоятельного подразделения был выделен Славянский отдел; в 1893г. - Журнальный отдел; в 1901 году - Рукописный отдел и Русский книжный отдел. Была введена новая форматная расстановка фондов, разрабатывались и внедрялись системы библиотечной классификации (академиков К.М. Бэра, А.А. Куника). В 1893 году штат Библиотеки был увеличен до 10 человек; на покупку книг было назначено 9,5 млн. руб.
В XIX в.
руководство Библиотекой
До разделения Библиотеки:
с 1800 по 1818 г. – Ф.Т. Шуберт, математик и астроном, ординарный академик
После разделения Библиотеки на два отделения
I (Русское) Отделение возглавляли:
II (Иностранное) Отделение возглавляли:
Небольшой штат Библиотеки выполнял работу большого научного значения по уточнению и разработке схем классификации, по изучению и раскрытию фондов, составлению библиографических указателей. Среди рядовых библиотечных сотрудников были крупные русские ученые, библиографы и библиотековеды – Э.А. Вольтер, Ламбины: Б.Н. Ламбин, П.П. Ламбин, Б.П. Ламбин, В.П. Ламбин, А.Б. Ламбина, Ф.Е. Лёве, И.А. Наук, Н.Я. Озерецковский, Ф.И. Покровский, В.М. Севергин, В.И. Срезневский, П.А. Сырку, Ф.Л. Шардиус.
Библиотека была доступна читателям разных категорий. Фонды широко использовались через индивидуальный абонемент и читальные залы. Книги отправлялись ученым в другие города и за границу, экспонировались на многих всероссийских выставках.
В первой половине XIX века из библиотек при научных учреждениях Академии начала создаваться сеть специальных академических библиотек. Первыми в нее вошли библиотеки Архива (1800 г.), Обсерватории (1804 г.), Нумизматического кабинета (1804-1806 гг.), Ботанического сада (1809 г.); библиотеки при академических музеях: Азиатском, Ботаническом, Зоологическом; обществах: Минералогическом, Географическом; при лабораториях: Химической(1881 г.), Физиологической (1889 г.), Анатомии и физиологии растений (1890г.), Особой зоологической (1894 г.), при Главной физической обсерватории и др. Центральная и научные библиотеки исследовательских учреждений расширяли международные связи и укрепляли авторитет академической библиотеки. К концу XIX века число специальных библиотек достигло 15.
Среди
организаторов и руководителей
библиотек академических
Во второй половине XIX века Библиотека испытывала большой недостаток площадей для размещения книжных фондов. Начиная с 1870-х годов, хлопоты о расширении помещений - лейтмотив многих выступлений руководителей библиотечных подразделений: академика А.А. Куника (Русское отделение), академика К.Г. Залемана (Иностранное отделение) и магистра Э.А. Вольтера, (Славянское отделение). В конце 80-х годов. Библиотека получила все историческое здание Кунсткамеры. Однако, Академия вновь начала хлопотать о строительстве библиотечного здания, которое и было построено спустя два десятилетия.
Фонд Библиотеки в ХIX веке
Общее представление о росте книжных фондов Библиотеки Академии наук в этот период представлено следующими цифрами: в 90-х годах XVIII века в Библиотеке было 40 тыс. томов книг и рукописей, в 1836 г. – 90 тысяч, в 1848 г. – 112 753, в 1862 г. – 243 109. Иностранное отделение по размерам книжного фонда занимало главенствующее положение, но уже наметился более быстрый рост фондов Русского отделения.
Если за двадцатилетие (с 1840 г.) книжные фонды Русского отделения выросли в три с лишним раза, то в Иностранное отделение - в полтора раза. В XIX веке увеличилось общее количество поступления литературы в Библиотеку.
Как и в XVIII веке, Библиотека продолжала получать обязательный экземпляр русских изданий. Основными источниками поступления иностранной литературы были: покупка книг за границей, обмен изданий Академии наук на издания заграничных научных учреждений, дары организаций и отдельных иностранных ученых.
В 1862 году БАН получала издания по книгообмену от 150 западноевропейских крупных научных центров, а к концу XIX в. имела 516 зарубежных партнеров. Большой заслугой руководителей Библиотеки было систематическое пополнение фондов обязательным экземпляром и, несмотря на тесноту помещений, забота о сохранности фонда, своевременный переплет изданий и аккуратная расстановка книг на полках в книгохранилищах.
К концу 80-х годов XIX века организуется Славянский отдел, в котором было сосредоточено около 10 тыс. томов; до конца века эта цифра возросла в несколько раз. Собрание славянских книг в Петербургской академической библиотеке считалось богатейшим в мире. Русское рукописное собрание к концу века насчитывает 1 600 рукописей. За 15 лет – с 1885 по 1900 год – количество ежегодных поступлений литературы утроилось. Видимо, это и позволило ставить вопрос о выделении этого фонда в самостоятельное подразделение.
В XIX веке фонд Библиотеки пополнился собранием карт России Географического департамента, изданиями русской периодикой Министерства народного просвещения, книгами Комитета иностранной цензуры, периодическими изданиями, поступившими в дар от А.А. Половцева, собранием книг и рукописей В.А. Пивоварова, библиотеками Е.Е. Келлера, Ф.И. Круга, Я.К. Грота, Х.Д. Френа, А.М. Шёгрена, Ф.А. Толстого. Значительными были поступления книг из личных библиотек К.М. Бэра, Я.Д. Захарова, Ф.-У.-Т. Эпинуса, Гервея, Ф.П. Аделунга, П.Н. Фуса, Я.И. Бередникова, Л.Э. Стефани, и др.
К началу века в большинстве европейских стран уже существовали или активно создавались национальные библиотеки. Крупнейшими из них продолжали оставаться библиотеки Великобритании и Франции. Шел процесс формирования американской библиотеки Конгресса.
Профессиональное библиотечное сообщество XIX в. считало Библиотеку Британского музея в Лондоне образцовой. Библиотека получала обязательный экземпляр всех изданий, выходящих в свет не только на территории Великобритании, но во всей огромной Британской империи. У нее были средства для командировок сотрудников во все страны мира для приобретения новой литературы. Условия для пользователей создавались для того времени идеальные. В огромном читальном зале-ротонде насчитывалось 450 мест. Здесь же в открытом доступе размещалась справочная литература. Другие фонды располагались вокруг ротонды, отделенные от нее специальной железной противопожарной конструкцией; они назвались поэтому «железной библиотекой».
Французская Национальная библиотека в течение в течение почти всего XIX в. находилась в состоянии кризиса. Значительная часть ее огромных фондов была не разобрана, не каталогизирована, а следовательно и недоступна читателям. Эта часть образовалась после национализации частных и монастырских коллекций, которая была проведена в годы Великой французской революции. Тогда было конфисковано 1,5 млн. томов в Париже и 6 млн. – в провинции. Но многочисленные распоряжения властей о сохранности книг, их обработке и предоставлении читателям не дали никаких результатов. Некоторые книги погибли, некоторые были проданы или на долгие годы остались мертвым грузом в библиотеках провинции, хотя именно с них эти библиотеки и начались. Но очень многие попали в Париж, в Национальную библиотеку, и на их разборку потребовалось долгое время и большие силы. Каталогизация была завершена лишь к началу ХХ в. В 1867 г. открылся новый читальный зал, уникальный по архитектурно-планировочному решению.
В 1859 г. Французскую Национальную библиотеку посетил сотрудник Российской Императорской публичной библиотеки В.И. Собольщиков. Он был крайне шокирован тем, что читателям не выдаются «книги, противные нравственности; театральные пьесы; сочинения авторов, находящихся в живых; романы как отдельно изданные, так и помещенные в собраниях сочинений; все журналы и периодические издания за последние 20 лет; брошюры юмористические и имеющие отношение к современности; книги адресов; всякого рода учебные книги и вообще все, что можно получить во всех библиотеках для чтения».
С 1852 и до конца жизни (он умер в 1855 г.) во Французской национальной библиотеке работал великий польский поэт Адам Мицкевич. Он воспринимал библиотеку по особому – именно как поэт. В книжных дебрях он отдыхал, сами же книги казались ему живыми существами, пробуждающимися ото сна, летевшая с них вековая пыль – пыльцой, слетающей с крыльев ночных мотыльков.
В первые десятилетия XIX в. министром науки, образования и культуры одного из небольших германских государств – Саксен-Веймар-Эйзенах – был великий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете. Гете считал библиотеку важнейшим институтом, обеспечивающим духовную жизнедеятельность общества и определяющим степень развитости государства. Он писал: «При поверхностном знакомстве с тихой и невидимой деятельностью библиотеки не замечают того, как огромный капитал, которым она располагает, неуловимо дает не подлежащие учету проценты дохода».
Гете подчеркивал необходимость «виртуального единства» библиотек, то есть их взаимодействия, координации и кооперации. Гете первым в мировой библиотечной практике высказал идею сводного каталога, предложив создать единый каталог библиотек Веймара и Йены, а также крупнейшей Йенской университетской библиотеки; идея эта, однако, не была реализована.
Гете
сам разрабатывал документы по организации
работы Герцогской библиотеки в Веймаре.
Специальная инструкция обязывала
вести регистрацию всех новых
поступлений и всех выдач. Велась
очистка фонда; дублеты распродавались
на аукционах, а на вырученные деньги
приобретались новые издания. Каждый
сотрудник вел дневник, где должен
был конкретно указывать, что
сделано им за прошедший день. Было
введено расписание, определявшее часы
обслуживания посетителей. Установлен
срок пользования книгами – три
месяца; читателя предупреждали, что
имена должников будут
Информация о работе Роль библиотек в формировании культуры описания документа в 19 веке