Развитие российского законодательства обеспечивающего использование электронной подписи

Автор: b*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Первые попытки применения электронного документооборота в гражданско-правовых отношениях предпринимались в середине семидесятых годов. Правовое обоснование возможности использования электронного документооборота опиралось на положения Гражданского кодекса РСФСР. ГК РСФСР 1964 года устанавливал, что для некоторых договоров, в том числе и для договоров, заключаемых на финансовом рынке, письменную форму их заключения (ст.41-48). Возможность использования систем ЭДО для заключения договоров пытались обосновать, исходя из принципа "что не запрещено, то разрешено".

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Становление правового регулирования электронной подписи .......................4
2. Правовое регулирование электронной подписи на современном этапе..........8
Заключение...............................................................................................................12
Список использованных источников.....................................................................13

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 30.52 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:  «Развитие российского законодательства обеспечивающего использование  электронной подписи» 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 5 курса 6 группы 

                  Проверил: профессор  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011 
 
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение.....................................................................................................................3

     1. Становление правового регулирования  электронной подписи .......................4

     2. Правовое регулирование электронной  подписи на современном этапе..........8

     Заключение...............................................................................................................12

     Список  использованных источников.....................................................................13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Электронная подпись - информация в электронной  форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией  и которая используется для определения  лица, подписывающего информацию. Принципами использования электронной подписи  являются: 1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную  подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного  вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено  федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением  между участниками электронного взаимодействия; 2) возможность использования  участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно  к использованию конкретных видов  электронных подписей; 3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Становление правового регулирования  электронной подписи 

     Первые  попытки применения электронного документооборота в гражданско-правовых отношениях предпринимались  в середине семидесятых годов. Правовое обоснование возможности использования  электронного документооборота опиралось на положения Гражданского кодекса РСФСР. ГК РСФСР 1964 года устанавливал, что для некоторых договоров, в том числе и для договоров, заключаемых на финансовом рынке, письменную форму их заключения (ст.41-48). Возможность использования систем ЭДО для заключения договоров пытались обосновать, исходя из принципа "что не запрещено, то разрешено".  
В 1979 году Государственный Арбитраж СССР утвердил Инструктивные указания № И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники»
, которые допустили использование ЭД и признали за ними юридическую силу. Согласно Инструктивным указаниям документы, изготовленные с помощью электронно-вычислительной техники, «поскольку они содержат данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, должны приниматься органами арбитража на общих основаниях в качестве письменных доказательств».  
В начале 80 – х годов прошлого века был принят ряд ведомственных актов, определяющих требования к внутриотраслевым машинным документам (например, Приказом № 158 от 29 декабря 1980 г. Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий утвердил Положение о всесоюзной магнитно-ленточной службе патентной информации. Свои положения были разработаны в ЦСУ СССР, Госплане СССР и некоторых других министерствах и ведомствах).  
20 апреля 1981 г. Государственный комитет по науке и технике СССР постановлением № 100 утвердил «Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники». В этом акте, в частности, говорилось, что документ на магнитном носителе «используется без преобразования в человекочитаемую (визуальную) форму при передаче информации на предприятия, в организации и учреждения или для обмена информацией между ними» (Раздел I, А, пункт 3). При заключении предприятиями договора об обмене документами на магнитных носителях им предписывалось устанавливать дополнительные реквизиты, которые должны были отражаться на человекочитаемых копиях магнитных документов (п. 22); предприятия регламентировали своими нормативными актами порядок преобразования в человекочитаемую форму применяемого документа на магнитном носителе, изготовления машинограммы (пункты 18, 36), а также внесения изменений в подлинник документа на машинном носителе (пункт 24). Временные указания, по существу, были первым общесоюзным документом, регламентирующим использование документов на магнитных носителях для обмена информацией между предприятиями. Государственный комитет СССР по стандартам 9 октября 1984 г. ввел с 1 июля 1987 года Постановлением ГОСТ 6.10.4 – 84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники». Данный стандарт определял требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинных носителях информации, создаваемым средствами вычислительной техники, а также порядок внесения изменений в указанные документы. Но в правовых актах советского права, предоставлявших возможность участникам гражданско – правовых отношений использовать электронные документы, отсутствовали нормы, устанавливающие порядок использования электронно-цифровой подписи, иных аналогов собственноручной подписи и определяющие права лиц, применяющих электронно – цифровой подписи. Российское законодательство на первоначальном этапе своего развития также прямо не допускало использование ЭЦП. В соответствии со ст. 58 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик (утверждены постановление Верховного Совета СССР № 2211 – 1 от 31 мая 1991 года) при заключении договора в письменной форме возможны и составление единого документа, подписываемого сторонами, и обмен письмами, телеграммами, телефонограммами и т.д. Поскольку перечень документов, которыми стороны могут обмениваться, не был исчерпывающим, постольку делался вывод, что и электронные документы могут быть использованы для этих целей. Но эта же статья требует, чтобы пересылаемые документы были подписаны стороной, которая их отправляет. В то время утверждение о том, что электронная цифровая подпись может использоваться при заключении договоров вместо традиционных средств подтверждения подлинности документов (подпись руки, мастичная печать), было недостаточно обоснованным. Но, несмотря на отсутствие правового регулирования отношений по применению ЭЦП, в России уже начинала складываться практика по применению ЭЦП. Так, летом 1993 года юридическая фирма ЮКОН по заказу Межбанковского финансового дома разработала методику заключения финансовых сделок с использованием модема и электронной подписи. Договор об оплате заказа также был заключен с использованием электронной подписи.  
Первым Федеральным законом, указывающим на допустимость использования ЭЦП и его юридическую силу, стал Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации». В частности, п. 3 ст. 5 данного Закона гласит: "Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования". Такая формулировка предполагает, что электронный документ может быть заверен ЭЦП и использован в тех случаях, когда явно не предусмотрены другие требования к форме документа. Данная норма намного расширило возможности использованию ЭЦП в гражданском обороте, и ее принятие стало позитивным шагом в развитии гражданского права в области регулирования ЭЦП. Федеральный закон «Об информации .....» закрепил одно из важнейших предназначений ЭЦП — это способность идентифицировать автора электронного документа.

     Одним из наиболее важных нормативных актов, создавших основу для использования  ЭЦП в предпринимательской деятельности стал Гражданский кодекс РФ. Так, согласно ст. 160 - "Письменная форма сделки", использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 
В соответствии со ст. 434 "Форма договора" договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Наконец,  ст. 847 "Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете" устанавливает, что договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Таким образом, Гражданский кодекс РФ разрешил использование электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью, во всех случаях, когда требуется письменная форма сделки, за исключением тех, при которых установлены специальные требования к форме документа. В тех случаях, когда подобные требования установлены подзаконными актами, для применения ЭЦП достаточно решения соответствующих органов (на основании норм ГК и Закона "Об информации, информатизации и защите информации") о возможности использования параллельно с традиционными и электронных документов, удостоверенных ЭЦП.
 
 
 
 
 
 

     2. Правовое регулирование электронной подписи на современном этапе 

     10 января 2002 года в истории российского  правового регулирования электронного  документооборота произошло знаменательное  событие – был принят один из важных нормативных актов, призванных упорядочить отношения связанные с использованием ЭЦП в коммерческом обороте – ФЗ № 1 «Об электронно – цифровой подписи». Проект, который лег в основу ФЗ «Об ЭЦП», был разработан по поручению Правительства РФ, Министерства связи России совместно ФАПСИ, Гостехкомиссией России, Минюста России, ФКЦБ РФ, Госстандарта РФ с участием Банка России. Но 6 апреля 2011 был издан новый Федеральный закон, регулирующий электронный документооборот - Федеральный закон № 63 – ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, в «Российской газете» он опубликован 08.04.2011 № 75. Но Федеральный закон от 10.01.2002 № 1 – ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – Федеральный закон № 1 – ФЗ) признается утратившим силу только с 1 июля 2012 года. Федеральный закон № 1-ФЗ содержит концептуальные и техническо-юридические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия, необходимые для широкого применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в РФ. Как следует из пояснительной записки к проекту нового закона, к таким недостаткам можно отнести следующее:

     – вопреки сложившейся мировой  практике Федеральный закон № 1-ФЗ допускает использование единственной технологии ЭЦП (основанной на так называемой технологии ассиметричных ключей подписи), делает необходимой единую иерархическую систему удостоверяющих центров, обязывает применять сертифицированные средства ЭЦП;

     – его положения не соответствуют  основным принципам, реализуемым в  иностранном законодательстве и  международном праве при осуществлении  правового регулирования электронных  подписей (ЭП), таким как «технологическая нейтральность» законодательства, правовое признание различных видов электронной подписи, свободное использование средств ЭП, аккредитация удостоверяющих центров;

     – недостаточна сфера регулирования  закона, из нее исключены как отношения  по использованию иных видов ЭП, так и отношения, не являющиеся гражданско-правовыми  сделками;

     – не допускается ЭЦП юридических  лиц;

     – Федеральный закон № 1-ФЗ не согласован с иными законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и техническом регулировании.

     Указанные недостатки не позволяют широко использовать положения Федерального закона № 1 – ФЗ в правоприменительной практике.

     По  информации Государственно-правового  управления Президента РФ, по состоянию  на февраль 2007 года количество действующих  в России сертификатов ключа подписи  составляет 200 тыс. ед., а число удостоверяющих центров – более 300. Таким образом, процент лиц, использующих ЭЦП в  России, не превышает 0,2%, а среднее  число сертификатов ключей подписи, выданных удостоверяющим центром, –  не более 700, что свидетельствует  об использовании ЭЦП преимущественно  в корпоративных информационных системах.

     Федеральный закон № 63 – ФЗ направлен на устранение указанных выше недостатков Федерального закона № 1 – ФЗ, а также на расширение сферы использования допустимых видов электронных подписей.  Итак, Федеральный закон № 63-ФЗ регулирует отношения в области использования электронных подписей в следующих случаях:

     – при совершении гражданско-правовых сделок;

     – при оказании государственных и  муниципальных услуг;

     – при исполнении государственных  и муниципальных функций;

     –при совершении иных юридически значимых действий.

     Вместе  с расширением области применения федерального закона увеличилось и  количество видов электронной подписи: простая электронная подпись  и усиленная электронная подпись, которая, в свою очередь, может быть квалифицированной и неквалифицированной. Простая электронная подпись подтверждает только авторство, причем к ней нет требований использования криптографии и наличия ключа проверки. Усиленная неквалифицированная позволяет и определить автора, и доказать неизменность электронного документа. Требуется обязательно использование криптографии и наличие ключа. Усиленная квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной подписи тем, что:

    – сертификат  ключа проверки выдан не любым удостоверяющим центром, а аккредитованным, либо уполномоченным федеральным органом;

     – для создания и проверки ЭП используются не любые средства электронной подписи, а те, которые получили подтверждение соответствия требованиям 63 – ФЗ. Выдавать такие подтверждения должен уполномоченный орган исполнительной власти.

     В новом законе прямо сказано, что  документ, подписанный ЭЦП, до окончания  действия федерального закона (01 июля 2012 года), приравнивается к документу, подписанному квалифицированной электронной  подписью.

     Владельцем  электронной подписи теперь может  быть не только физическое лицо, но и  юридическое. Эта возможность также  относится к сильным сторонам нового федерального закона. Причем, в  некоторых случаях, в сертификате  электронной подписи юридического лица может вообще не указываться  никакое физическое лицо. То есть при  смене руководства или учредителей  юридического лица его электронная подпись остается без изменений. По старому закону ЭЦП всегда принадлежала физическому лицу. Это приводило к определенным неудобствам – либо подписи нужно выдавать сразу нескольким ответственным сотрудникам, чтобы они могли заменять друг друга, либо часто менять ключи при смене ответственного исполнителя. В договорах между юридическими лицами нужно было особо обговаривать признание подписей физических лиц – ответственных сотрудников сторон по договору. Новый закон позволяет выдать сертификат электронной подписи непосредственно юридическому лицу без указания лица физического.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие российского законодательства обеспечивающего использование электронной подписи